Rambler's Top100
Статьи
Алексей РОКОТЯН  29 сентября 2009

Как нам реорганизовать… телефонию

Алексей Рокотян, первый заместитель гендиректора ЗАО «Норильск-Телеком», возвращается к жанру онлайн-трактата (см. ранее http://www.iks-media.ru/articles/2453872.html) и  размышляет о том, как можно трансформировать телефонный бизнес, чтобы приблизиться к «светлому инфокоммуникационному будущему» и вписаться в него.

Телефония, самый крупный сегодня сегмент телекоммуникационного рынка, переживает непростое время. С одной стороны, происходит очередная смена линеек оборудования – вместо классических коммутаторов каналов все большее распространение получают сети, построенные по концепции NGN/IMS. С другой – расширение фиксированных телефонных сетей практически прекратилось, а рост сотовых существенно замедлился. С третьей стороны, все большей популярностью пользуются голосовые службы peer-to-peer во главе со Skype, имеющим по миру уже сотни миллионов пользователей и ставшего чуть ли не самым крупным переносчиком международного голосового трафика…

При этом, регулирование телефонии в России не представляется адекватным происходящим изменениям.

Автор размышляет о том, как можно трансформировать телефонный бизнес, чтобы приблизиться к «светлому инфокоммуникационному будущему» и вписаться в него.

Сначала попробуем вкратце описать в проблемы, рассмотрев несколько аспектов: технический, экономический, модель рынка.

Коротко о технике

Исторически телефония базировалась на технологии коммутации каналов, наиболее просто обеспечивающей выполнение жестких требований к качеству передачи речи и установления соединений. Однако примерно 10 лет назад с появлением и развитием технологии VoIP, выяснилось, что со вполне удовлетворительным качеством телефонию можно организовывать и на базе сетей с пакетной коммутацией. Более того, новые сети стали подлинно мультисервисными, обеспечивая не только передачу разнородной информации по магистральным линиям связи (это умели делать уже достаточно давно), но и по абонентским линиям.

Естественно, для реализации в
VoIP качества, традиционного для фиксированной телефонии (включая гарантии этого качества), потребовалось пойти на определенные технические ухищрения, но вычислительные ресурсы и пропускная способность в современных системах связи велики и относительно недороги, а возможность предоставить пользователю пакет разнородных услуг, используя единственное подключение к сети, стоила затраченных усилий. В результате несколько лет назад ведущие производители коммутационного оборудования для телефонии прекратили развитие своих традиционных коммутаторов, использующих коммутацию каналов, сосредоточившись на реализации современных концепций NGN/IMS, базирующихся на IP‑протоколе как технологии транспортного уровня.

Удешевления сетей, построенных по новым технологиям, по сравнению с традиционными не произошло (при одинаковых требованиях к надежности и качеству сервиса), однако NGN/IMS дает оператору много дополнительных возможностей, трудно реализуемых в обычной телефонии, что, собственно, и оправдывает смену поколений оборудования и изменение сетевых архитектур.

Поэтому уже сегодня телефонные компании даже при реализации такой рутинной задачи, как замена морально и физически устаревших электромеханических АТС, фактически перепрыгивают через «ступеньку», устанавливая не электронные коммутаторы с коммутацией каналов, а софтсвичи (ввиду отсутствия устоявшейся терминологии будем называть устройства, управляющие установлением соединений и сеансов связи именно так), шлюзы и пограничные контроллеры сессий. Ничего особенного в такой ситуации нет, просто приходится решать довольно много проблем с архитектурой сетей, поскольку во многих случаях возникают две параллельно существующие инфраструктуры – традиционная TDM и новая IP. В каком-то смысле это напоминает ситуацию 90-х годов, когда отечественная телекоммуникационная отрасль начала интенсивный процесс цифровизации сетей связи – тогда параллельно с аналоговыми сетями начали строиться цифровые. Впрочем, аналоговая коммутация и сегодня еще составляет почти четверть емкости сети фиксированной телефонии …
 


Об экономике подотрасли

Свой клубок проблем имеется и в экономике телефонии. Причем, существеннейшее влияние на эту сферу оказывает государство, исторически рассматривающее фиксированную телефонию как социально значимую услугу. В результате пользовательские цены на услуги фиксированной телефонии, прежде всего местной, являются регулируемыми и находятся примерно на среднем уровне отраслевой себестоимости, не принося операторам связи ощутимой прибыли, которую можно было бы направить на развитие и модернизацию сетей.Конечно, с формальной стороны, регулируемые Федеральной службой по тарифам цены устанавливаются только для доминирующих на рынке операторов, однако они предоставляют преобладающую долю услуг и фактически все остальные операторы фиксированной телефонии в большей или меньшей степени вынуждены ориентироваться на задаваемый ФСТ уровень цен.

Эта ситуация приводит к следующим, весьма негативным последствиям:
·        практически вся прибыль от услуг фиксированной телефонии для большинства операторов заключена в услугах междугородной связи (включая внутризоновую) и в услугах по пропуску трафика других операторов связи;
·        уровень цен на местную телефонию устанавливается, исходя в-основном из себестоимости услуг городской телефонной связи, а сельская до сих пор фактически убыточна (слава богу, она составляет не более 10% от общего объема соответствующих услуг, но стимула к ее развитию операторы не имеют).

Кроме того, имеет место и достаточно серьезная проблема и в междугородной связи. Как известно, пресловутое правило «20 на 80» действует в российских телекоммуникациях весьма своеобразным образом: примерно 80% населения проживает на приблизительно 20% территории страны, в европейской ее части. Поэтому и регулятор, и междугородные операторы вынуждены обеспечивать «горизонтальное» перекрестное субсидирование в междугородной телефонии: доходы, получаемые от междугородных звонков жителей европейской части страны позволяют поддерживать приемлемый уровень цен для жителей регионов, расположенных восточнее Уральских гор.

В отличие от фиксированной телефонии, сотовая связь обходится без оценки услуги как социально значимой, хотя по сути удовлетворяет ту же потребность людей – в голосовом общении. Поэтому операторы сотовой связи находятся в существенно более рыночных условиях, имея реальных конкурентов и балансируя цену, исходя из соотношения спроса и предложения и маркетинговых соображений. Затраты пользователей на услуги сотовой связи ощутимо выше, чем на услуги фиксированной телефонии, при вполне сопоставимой по стоимости инфраструктуре, что позволяет операторам сотовой связи иметь достаточно прибыльный бизнес.

Конечно, автор, имея опыт работы только в компаниях фиксированной связи, не столь хорошо знает детали экономики сотовых компаний, и не собирается всерьез обосновывать тезис о том, что «уж у сотовиков-то все хорошо». Однако, представляется, что многих проблем, имеющихся у компаний, занимающихся фиксированной телефонией, в сотовой связи все-таки нет. И хорошо, что нет…
Еще одна особенность рынка телефонии заключена в том, что у крупнейших операторов фиксированной связи, которые имеют регулируемые государством пользовательские цены (и только у них), регулируются также и цены на межоператорские услуги по пропуску голосового трафика. С одной стороны, это позволяет ограничить негативное влияние компаний, доминирующих на рынке межоператорских услуг, на своих прямых и косвенных конкурентов, с другой стороны, те уровни тарифов, которые установлены государством на услуги интерконнекта, позволяют поддерживать на плаву крупные компании фиксированной телефонии, не добирающие доходов от оказания услуг местной связи абонентам.

Автор по своей работе имеет дело с ситуацией, когда услуга зонового завершения вызова на сеть МРК в центре субъекта РФ стоит в 3,6 раза больше, чем максимальная цена местного завершения вызова на сеть того же оператора. При этом технически речь идет о стыке сетей на одном и том же объекте связи, практически об одном и том же маршруте установления соединения. Такая разница позволяет МРК поддерживать прибыльность услуг телефонии в целом. Правда, при этом у многих партнеров возникает желание сыграть на такой разнице цен и найти более дешевый маршрут терминации трафика, чему многие МРК достаточно жестко противодействуют, используя не вполне однозначные формулировки правил присоединения и взаимодействия сетей связи.

Впрочем, будем справедливы. Подобную политику ведут не только МРК и иные «существенные» операторы. Компании типа той, в которой работает автор, имея одинаковые с МРК регулируемые пользовательские тарифы и похожую экономику (только масштаб поменьше), точно так же вынуждены поддерживать высокие цены на услуги инициирования и завершения вызова на свою зоновую сеть.
Имеющиеся перекосы в подходах к регулированию голосовых услуг приводят к перекосам в ценообразовании и довольно сильно запутывают взаимоотношения участников рынка. Представляется, что рано или поздно их придется выправлять. 

Часть вторая. Часть третья. Часть четвертая. Часть пятая. Продолжение следует ...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: