Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 10 2006 |
Сергей РАЗМАХАЕВ | 01 октября 2006 |
На гребне встречного интереса
Путь к сердцу оператора лежал через… «предбиллинг»«Хитом» 2005–2006 гг. в операторской среде стало решение класса Mediation – система сбора данных об использовании ресурсов сети HP IUM. После внедрения системы в Тамбовском филиале ОАО «ЦентрТелеком» ее заметили и другие компании «Связьинвеста». Сегодня интерес к HP IUM со стороны МРК материализуется в виде пилотных проектов либо подготовки к внедрению. Для чего операторам электросвязи нужна такая система?
Традиционные операторы оказывают услуги не только фиксированной телефонии, но и мобильной связи, доступа в Интернет. Поэтому нужна некая универсальная сетевая «прослойка», которая могла бы считывать с коммутационных систем разные виды информации, преобразовывать их в единый формат (при необходимости объединять все записи, относящиеся к одному абоненту) и затем передавать в «верхние» бизнес-системы – биллинга (у одного оператора может быть и несколько биллингов), маркетинга, управления службой эксплуатации, CRM. Причем система должна выдавать эту информацию в том формате, который воспринимают «вышестоящие» системы.
HP IUM позволяет операторам проводить глубокий анализ потребляемого заказчиками трафика: выявлять предпочтения в услугах разных групп пользователей, наиболее часто используемые каналы, время и направления прохождения звонков и т.д. Для оператора это хороший инструментарий при оценке эффективности бизнеса и его развития – можно разрабатывать гибкие тарифные планы и быстро внедрять новые сервисы, поскольку система позволяет оценивать технические возможности создания разного рода тарифных планов и алгоритмы обработки информации, поступающей из сети.
Внедрение систем Mediation в МРК хорошо вписывается в программу холдинга по преобразованию биллинговой системы. Каких-то два-три года назад слово «Mediation» мало что говорило операторам, понятнее был термин «предбиллинг». Поэтому мы предлагали тогда оператору «систему предбиллинга», а затем уж разъясняли все ее широкие возможности.
По сути, это аналитическая система, работающая с массивом данных. Сегодня, по нашим оценкам, 80% операторов, принимая решение о внедрении Mediation, выбирают HP IUM, которая окупается в среднем за полгода.
От отдельных решений – к комплексу OSS/BSS
Вслед за Mediation на сетях некоторых российских операторов фиксированной и мобильной связи «поселились» системы автоматизации процессов технической поддержки и управления ИТ-услугами (HelpDesk). Такие проекты реализованы в ОАО «ВолгаТелеком» и ЗАО «Нижегородская сотовая связь». А в нынешнем году НР выиграла тендер на внедрение системы борьбы с мошенничеством в сетях связи (Fraud Management System), проведенный одним из крупнейших российских операторов. Сейчас завершается первая фаза реализации проекта, и по всем признакам это решение в ближайшей перспективе будет так же широко востребовано операторами, как и HP IUM.
Обе системы – часть концепции HP ISM (Integrated Service Management – интегрированное управление услугами), которая представляет собой комплекс проектнометодологических разработок, ПО и вычислительной техники для создания системы поддержки операционной деятельности и бизнеса оператора.
Первой российской операторской компанией, реализовавшей комплексный OSS-проект, была МТС (2005 г.). Проект был ориентирован на мониторинг и улучшение качества предоставления услуг, автоматизацию процессов обнаружения и устранения сбоев на уровне сети, мониторинг ИТ-составляющей инфраструктуры. Выбор оператора обусловлен тем, что НР предлагает OSS-системы, разработанные в соответствии с открытыми рекомендациями TeleManagement Forum (NGOSS, eTOM, SID), обладающие открытыми интерфейсами и развитыми средствами управления, высокой надежностью, мультиплатформенностью. Кроме того, все эти системы представлены в московском Центре высоких технологий НР, где их можно протестировать. Немаловажно и то, что НР не ставит перед собой задачу просто продать продукт, главная цель – предоставить оператору реальный инструментарий для повышения эффективности бизнеса.
Новые тенденции и реалии рынка
Сегодня НР активно работает на российском медиарынке, причем среди заказчиков – не только телеканалы (НТВ, ТВЦ, РТР), но и операторы, внедряющие медиауслуги. Так, «МТУ-Интел» реализует проект VoD с использованием серверного оборудования НР для подачи контента и платформу Digital Media, автоматизирующую процессы поиска, создания и предоставления контента. Летом этого года глобальная компания НР приняла решение о переименовании Департамента телекоммуникаций в Департамент телекоммуникаций и медиа. Значит, наравне с телекоммуникационным рынком компания направит усилия и на работу с контентом – будут и системы хранения, ориентированные на поиски больших объемов данных, и системы подачи видеоконтента, и услуги по сдаче в аренду распределенных вычислительных ресурсов (что сегодня популярно на Западе).
Мы ищем возможности для развития этого направления. Полагаем, что изменение названия департамента вполне отражает новый долгосрочный тренд – сближение телекоммуникационных и медийных технологий. Сегодня, когда на передний план выходит содержание услуги, требуется не просто доступ к ней (хотя далеко не везде и этот вопрос решен), – будущее за теми, кто сможет оперативно предоставлять абоненту интересующую его информацию.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!