Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2009
Татьяна ТОЛМАЧЕВА  13 октября 2009

Межоператорка: зрелый рынок на фоне кризиса

Результаты первого полугодия российского рынка межоператорских услуг, несмотря на снижение объемов в I и II кварталах 2009 г. относительно IV квартала 2008 г., оказались неплохими. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года магистральный интернет-доступ вырос в рублевом выражении на 22%, а предоставление каналов в аренду практически осталось на прежнем уровне.

Татьяна ТОЛМАЧЕВА, директор по развитию бизнеса в России и СНГ, Frost & SullivanОсновной вопрос, который волнует сегодня сообщество: продолжится ли отрицательная динамика на межоператорском рынке во второй половине этого года или худшие времена уже позади? Ответить на него поможет анализ развития межоператорского рынка в первые два квартала 2009 г.


Магистральный интернет-доступ


Зависимость магистрального интернет-рынка от рынка конечных пользователей широкополосного доступа в Интернет очень велика. Пока растет рынок конечного потребления интернет-услуг, будет расти и рынок IP-транзита. Как показала динамика подключений, даже в кризис абонентская база ШПД стабильно пополнялась. В первом полугодии 2009 г. она увеличилась почти на 2 млн. Стабильно растет и среднее потребление интернет-трафика на пользователя.


Между тем рост доходов от магистрального интернет-доступа непропорционален росту числа ШПД-абонентов, и тем более трафика. И на то есть несколько причин.


Одна из причин, определяющих снижение темпов роста рынка магистрального интернет-доступа в денежном выражении, – это усиление конкуренции и появление новых ценовых предложений. Во второй половине 2008 г. «Синтерра» вышла на рынок магистрального интернет-доступа, заняв на нем к концу первого полугодия 2009 г. порядка 5%. «Ростелеком» стабильно наращивал свое присутствие в этом сегменте. За последние полтора года доля «Ростелекома» (с учетом РТКОММа) на рынке IP-транзита превысила 40%.


Другая причина – переход операторов на тарификацию по полосе. При таком принципе ценообразования стоимость единицы интернет-трафика намного ниже по сравнению с тарификацией по объему трафика.


Наконец, третья причина – поиск путей оптимизации затрат на магистральный интернет-доступ. Например, можно арендовать канал до точки обмена трафиком, где Интернет всегда дешевле, порой в разы. Так давно уже поступает ряд интернет-сервис-провайдеров Московской области, арендуя канал до Москвы. Сегодня, когда появилась возможность на довольно выгодных условиях арендовать виртуальные Ethernet-каналы, или лямбды, такой практики начинают придерживаться и крупные региональные операторы. В качестве примера можно привести «Уралсвязьинформ», который отказался от услуги магистрального интернет-доступа и арендовал лямбду до Москвы. Возможно, по такому пути пойдут и другие крупные региональные провайдеры.


Все это может привести к дальнейшему снижению как стоимости единицы интернет-трафика, так и его объема. Ведь в этом случае часть доходов от IP-транзита будет перетекать на рынок передачи данных.


Сокращение же доходов от магистрального интернет-трафика может стать причиной того, что у провайдеров не окажется достаточного количества финансовых средств для своевременной модернизации и умощнения своих сетей, которые требуется проводить по мере роста объемов трафика. Уже сейчас некоторые магистральные операторы столкнулись с нехваткой емкости. И это, несомненно, будет сдерживать дальнейшее развитие рынка магистрального интернет-доступа.


Тем не менее рынок магистрального интернет-доступа в России еще далеко не исчерпал свой потенциал, который определяется несколькими факторами. Среди них – ранний этап распространения услуги ШПД среди частных и корпоративных пользователей. На 1 июля 2009 г. проникновение ШПД среди частных пользователей России составляло порядка 21% домохозяйств, среди корпоративных – чуть более 50%. Кроме того, растет потребление услуг на базе IP. Причем это относится как к частным, так и к корпоративным пользователям. Наконец, усиливается роль России на международном рынке IP-транзита.


Предоставление каналов в аренду


Сегмент аренды каналов во II квартале 2009 г. также продемонстрировал отрицательную динамику. По сравнению с I кварталом его объем сократился почти на 8%. Тем не менее по итогам первого полугодия общий объем рынка аренды наземных и спутниковых каналов превысил 14,9 млрд руб., что на 1% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.


В 2008 г. темпы роста рынка магистрального интернет-доступа составили 24%, а канального заметно снизились: 35%-ный рост этого рынка в 2007 г., обеспеченный активным строительством сетей МГ/МН-связи новыми операторами дальней связи, а также интенсивным развитием сетей таких операторов, как «Синтерра», «Старт Телеком», «ЭР-Телеком» и др., в 2008 г. упал до 8%.


Основными факторами замедления темпов роста рынка предоставления каналов в аренду стали:


• завершение сотовыми операторами и альтернативными операторами МГ/МН-связи строительства своих сетей;


• значительное снижение цен на каналы, что стало возможным благодаря усилению конкуренции и появлению услуг-заменителей на физические каналы связи;


• сокращение спроса на спутниковые каналы связи, ставшее следствием развития проводной магистральной инфраструктуры. Как результат – стабильно снижается удельный вес спутниковых каналов связи в структуре доходов от предоставления каналов в аренду.


Тем не менее, несмотря на явные признаки насыщения, российский канальный рынок еще далеко не полностью реализовал свои возможности. В настоящее время происходит активное развитие межоператорского рынка за счет использования технологии Ethernet. Можно выделить несколько основных рыночных тенденций его развития, которые будут определять и его дальнейший рост. Во-первых, спрос стабильно смещается с физических каналов в сторону виртуальных Ethernet-каналов. Причем это относится как к междугородным, так и к городским магистральным каналам. Во-вторых, растет спрос на каналы со скоростью более 10 Мбит/с. Несмотря на разброс цен на услуги Ethernet-каналов в зависимости от параметров (класса обслуживания, скорости), наблюдается стандартизация в ценовой политике на эти услуги. Наконец, более активно внедряются корпоративными пользователями приложения, требующие широкой полосы.


В среднесрочной перспективе рынок будет расти за счет:


• наращивания мобильными операторами канальной емкости для предоставления услуг на базе сети передачи данных;


• развития межрегиональных операторов связи, таких как «ЭР-Телеком», ГК «Акадо», «Мультирегион» и др. В настоящее время операторами активно используется модель построения сетей связи через комбинацию аренды каналов и собственного строительства;


• роста спроса на виртуальные каналы и со стороны корпоративных пользователей. Уже сейчас наблюдается тенденция увеличения удельного веса корпоративного сегмента в канальном бизнесе. Число корпораций, использующих каналы при • внедрении различных приложений, будет стабильно расти;


• реализации государственных программ информатизации общества;


• подготовки к Олимпиаде в Сочи 2014 г.


Кроме того, не стоит забывать, что в ближайшее время российский телекоммуникационный ландшафт претерпит существенные изменения. Новый импульс развитию магистрального бизнеса могут придать: появление на магистральном рынке еще одного заметного игрока – МТС (де-факто компания уже присутствует), роль которого после поглощения «Комстар-ОТС» существенно вырастет; реструктуризация группы компаний ОАО «Связьинвест»; потенциальное объединение «Синтерры» и «МегаФона».


  


Таким образом, совершенно очевидно, что у российского рынка аренды каналов и магистрального интернет-доступа еще есть немалый потенциал. По прогнозам, рынок предоставления каналов в аренду в ближайшие три года будет расти со среднегодовыми темпами в 5%.  align="right">

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!