Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2006
Александра КРЫЛОВА  01 ноября 2006

Государство приглашает бизнес

На недавней конференции «Новая экономика, знание, технологии», устроителями которой выступили организатор ежегодного Российского экономического форума в Лондоне компания Eventica и РИО-Центр, разговор шел в плоскости «государство–бизнес».

Новое время – новые знания

Сегодня очевидно, что проблема снижения уровня образования носит глобальный характер и представляет собой не что иное, как побочный результат развития «общества потребления». На протяжении десятилетий производители самого разного оборудования убеждали покупателей своей продукции, что для получения желанных благ цивилизации им вовсе не нужно задумываться над тем, как оно устроено и почему работает. И убедили в конце концов.

Осознав эту проблему в середине 90-х, развитые европейские страны начали прилагать совместные усилия для изменения ситуации. В 1999 г. министры образования 33 (из 45) европейских стран подписали Болонскую декларацию о создании на территории Европы единого образовательного пространства, которое обеспечивало бы равенство возможностей выпускников высших учебных заведений на рынке труда.

В Германии, например, реформы, проводимые правительством Г. Шрёдера, начались именно в сферах социального обеспечения и образования. «Переносом инвестиций с прошлого в будущее» и «важнейшим условием поддержания экономической мощи страны» назвал на конференции экс-канцлер курс на поддержку научных разработок и образования. По его словам, сегодня, когда конкурируют не отдельные компании между собой, а национальные экономики, в Германии обсуждается предложение увеличить долю ВВП, направляемую на научно-исследовательские разработки с 2,5% ($60 млрд) до 4%.

Присоединилась к Болонскому процессу и Россия, тем самым взяв на себя обязательства по приведению своей системы высшего образования в соответствие с европейскими стандартами к 2010 г.

Министр образования РФ А. Фурсенко отметил, что в стране уже выработан единый подход к реорганизации системы высшего и профессионального образования. Однако положительных результатов при совершенствовании образования и науки вряд ли можно достичь исключительно административными методами. Для успеха в реформировании этих сфер необходима экспертиза, причем не столько со стороны чиновников и ученых, сколько представителей бизнеса и институтов гражданского общества.

Одним из примеров успешного участия бизнеса в подготовке ИТспециалистов можно назвать образовательный проект «Сетевая Академия Cisco», который Cisco Systems реализует совместно с вузами, в том числе и российскими. Немалый вклад в обучение россиян работе с поисковыми интернет-системами внесла и компания «Яндекс». Впрочем, по словам ее гендиректора А. Воложа, Кубок по поиску в Интернете одинаково популярен и в российских регионах, и в Израиле, и даже среди русскоязычных ИТ-специалистов Силиконовой долины.

Новое разделение рисков

Обладая высочайшим потенциалом и признанными во всем мире открытиями и достижениями, российские ученые не всегда могут конвертировать свои блестящие идеи и разработки в успешные и конкурентоспособные бизнеспроекты. Решить эту задачу по силам частным компаниям, заинтересованным в результатах научных исследований.

Реализация технологических проектов вместе с бизнесом – одна из целей стратегии развития науки, обозначенная в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.). Этим же документом определены четыре инструмента, которые правительство страны уже использует или намерено использовать в ближайшем будущем для активизации привлечения в инновационные проекты частных инвесторов, в том числе и зарубежных: Инвестиционный фонд РФ, особые экономические зоны, венчурная активность и концессионные соглашения.

Инвестиционный фонд РФ в размере 70 млрд руб. (2 млрд евро) впервые был предусмотрен в бюджете-2006. Он представляет собой обособленную часть бюджета, которая может использоваться для поддержки частных инвестиционных проектов в форме софинансирования на договорных условиях, направления средств в уставные капиталы юридических лиц или предоставления государственных гарантий по инвестиционным проектам.

По словам первого замминистра Минэкономразвития А. Шаронова, на сегодняшний день комиссией рассмотрено около двух десятков проектов, семь из которых получили поддержку Инвестиционного фонда РФ. Критериями для отбора являлись не только ожидаемый экономический эффект, но и социальная значимость проекта, а также показатели суммарного поступления в бюджет.

Характерно, что ни один из отобранных проектов не имеет прямого отношения к ИКТ (четыре связаны с дорожным строительством, три других – с развитием крупных территориальных экономических комплексов).

Для привлечения дополнительных частных инвестиций в ИКТ-отрасль правительство задействовало такой инструмент, как особые экономические зоны, которые начали создаваться в стране с 2005 г. В обмен на инвестиции, вложенные в проекты на территории этих зон, государство предоставляет таможенные, налоговые и административные льготы, облегчающие ведение бизнеса. Две из них – промышленно-производственные – расположены в Елабуге (Татарстан) и в Липецкой области. Четыре другие – технико-внедренческие инновационные зоны – организованы в научных центрах страны: Санкт-Петербурге, Дубне, Зеленограде и Томске. Ожидается, что именно особые экономические зоны будут экспортировать высокотехнологичные продукты на мировой рынок.

Для снижения рисков государства, неизбежно возникающих при финансировании проектов на начальной стадии путем привлечения средств частных венчурных инвесторов, в стране создается«Российская венчурная компания», которая будет представлять собой акционерное общество с уставным капиталом 15 млрд руб. Ее задача – отбирать частные управляющие компании, готовые и способные сформировать закрытые паевые инвестиционные фонды, чтобы затем выкупить в них миноритарный пакет. Частные же венчурные фонды будут покупать перспективные начинающие инновационные компании.

Для того чтобы стимулировать приход частных инвестиций в стартапы, правительство планирует уменьшить свою долю прибыли в частных венчурных фондах и предоставить возможность частным инвесторам через некоторое время выкупать акции государства по более низкой цене.

«Мы собираемся поучаствовать в создании 8–12 частных фондов, в каждом из которых будет 1–3 млрд руб., – сказал А. Шаронов, – а каждый из них, в свою очередь, сможет профинансировать от 8 до 15 начинающих высокотехнологичных предприятий».

Инвестиции в инкубатор идей и технологий

По словам Л.Д. Реймана, министра информационных технологий и связи РФ, инвестиционная привлекательность российской отрасли ИКТ (в 2005 г. объем иностранных инвестиций составил 75 млрд руб., а российских – 120 млрд) объясняется высокими темпами ее роста. Начиная с 2000 г. и по сей день они примерно в 4 раза опережают среднеэкономический рост страны.

Первым в череде шагов, предпринятых государством для поддержания притока инвестиций в отрасль и уже на начальном этапе вызывавших у зарубежных инвесторов большой интерес, стало одобрение Правительством РФ Концепции развития ИТ-парков, предполагающей организацию технопарков в семи субъектах Российской Федерации.

По словам Л.Д. Реймана, в течение ближайших 5 лет на эти цели планируется выделить более 26 млрд руб. В бюджете РФ на 2007 г. на поддержку развития технопарков заложено около 2 млрд руб. Предполагается также выделение средств на строительство пилотных зон и из региональных бюджетов. Но основной акцент в этой работе делается на привлечение частных инвестиций, тем более что свою заинтересованность в участии в этом проекте сегодня выражают крупные международные финансовые организации.

«Уже к 2011 г., – сказал Л.Д. Рейман, – мы рассчитываем добиться ощутимых результатов. По нашим оценкам, объем производства в этих пилотных зонах может превысить 117 млрд руб., а количество новых высокооплачиваемых рабочих мест составит около 75 тыс.».

***


Словом, российское правительство подготовило в отрасли ИКТ почву для инвестиций, прежде всего зарубежных. Только будут ли иноинвесторы вкладывать средства в разработку уникальных российских программных продуктов и решений, конкурентоспособных на международном рынке? Некоторые участники рынка не без оснований опасаются, что в технопарках, где в роли резидентов уже сегодня готовы выступить крупнейшие международные корпорации, российские специалисты будут решать задачи, далекие от интересов российской экономики. Бизнес, конечно, не имеет национальности, чего не скажешь об экономике.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: