Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2006
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 ноября 2006

Russian CIO Summit: информтехнологии и ИТ-директора изменяют бизнес

Организаторы съезда – маркетинговое агентство «Форт-Росс», Московский клуб ИТ-директоров 4CIO и Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров – позиционировали его как независимую площадку общения ИТ-директоров России. Независимость эта должна была проявиться прежде всего в том, что программа съезда составлялась «по заявкам» этих самых ИТ-директоров, а их интересы и потребности призван был выразить программный комитет, в который вошли CIO из разных регионов России.

ИТ – не обслуга, а идеология

Конечно, все понимают, что информационные технологии очень помогают в работе коммерческих и государственных организаций, производственных предприятий, торговых и транспортных компаний, вообще всей российской экономики. Мало купить компьютеры, сетевое оборудование и популярные программные пакеты, нужно сделать так, чтобы все это эффективно работало. При реализации любого ИТпроекта важно не ошибиться с выбором поставщиков, партнеров, подрядчиков и правильно организовать работу с ними. В общем, от квалификации и профессионализма ИТдиректоров зависит очень многое.

Российские ИТ-директора считают, что их работа – это не просто обслуживание бизнеса или госорганизаций, это определенная идеология, идеология развития бизнеса и государства. Грамотно реализованная ИТ-система делает работу компании или госструктуры гораздо эффективнее, и таким, пусть несколько опосредованным, методом ИТ-директора влияют на всю экономику страны.

Аутсорсинг и ИТ-директора

На прошлогоднем саммите обсуждалась ситуация, в которой приходится работать CIO на Западе, где процесс интеграции бизнеса и информационных технологий начался раньше, чем в России. Была отмечена тенденция перехода западных ИТ-директоров на должности топ-менеджеров компаний в связи с тем, что именно ИТ-директора в силу специфики своей работы хорошо разбираются в структуре и системе работы компании, а потому со знанием дела могут принимать решения по развитию бизнеса. Но даже если ИТ-директор формально остался на прежней должности, модель его работы за последние несколько лет заметно изменилась.

Аналогичные процессы происходят сейчас и в России. Об этом рассказал Т. Яппаров, президент и председатель совета директоров «АйТи». Меняются и развиваются не только ИТ-технологии, меняется и управление компаниями. Связано это прежде всего с активным развитием аутсорсинга, который стал уже массовым явлением, в том числе и у нас. Но в мире уже появилась тенденция перехода к следующей концепции развития бизнеса – мультисорсингу, предполагающему оптимальное сочетание инсорсинга (когда все делается внутри компании) и аутсорсинга (когда для выполнения каких-то функций или услуг нанимается внешний провайдер). Таким образом, мультисорсинг означает для ИТ-директора компании неотвратимую необходимость управляться с несколькими внешними и внутренними поставщиками услуг.

Мультисорсинг для российских компаний пока существует лишь в виде теории, но время в ИТ-бизнесе летит быстро (совсем недавно и аутсорсинг был для нас экзотикой). По мнению главы «АйТи», и России не избежать тенденций, наблюдаемых сейчас в развитых странах. Основная причина тому – нехватка кадров, которую Яппаров связывает с общенациональной тенденцией – сокращением рождаемости в стране. С этим можно поспорить, ведь не хватает не просто людей, а конкретных специалистов, обладающих совершенно определенными знаниями и квалификацией. Так что претензии предъявлять нужно скорее российской системе образования.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: специалистов не хватает, и их дефицит приходится компенсировать более рациональным использованием профессиональных ресурсов. Именно аутсорсинг позволяет использовать эти ресурсы эффективнее, а иногда и многократно эффективнее.

Мультисорсинг и CGO

В условиях аутсорсинга и тем более мультисорсинга задачи и функции ИТ-подразделений компаний существенно отличаются от тех, что были ранее. Согласно исследованиям журнала CIO Magazine, еще 5 лет назад предполагалось, что ИТ-директор (CIO) должен прежде всего знать ИТ-технологии и быть технологическим лидером компании. В 2006 г. от него уже требуется (в порядке важности): способность выстроить систему взаимодействия с внутренними и внешними поставщиками, стратегическое мышление, понимание бизнеса и лишь потом знание технологий. То есть в 2006 г. «идеальный» ИТ-директор – это управленецстратег. Сам Т. Яппаров, который руководит «АйТи» более 15 лет, помнит, как в начале 90-х годов все российские ИТ-директора (и он в том числе) с удовольствием решали технические проблемы и подробно обсуждали все технические вопросы. Сейчас этого нет, во всяком случае – в крупных компаниях типа «АйТи». Так что тенденция налицо.

Изменения функций ИТ-директоров приводят к тому, что в западных компаниях (а скоро это будет и в России) появляется новая должность CGO (Chief Governance Officer, что можно перевести как директор по корпоративному управлению). Основные задачи CGO – организация работы с внешними сервис-провайдерами, командного и проектного взаимодействия представителей бизнес-подразделений, развитие системы коммуникаций в организации, разработка политик и процедур. А так как в основе всех этих функций лежат информационные технологии, то очевидно, что первыми кандидатами на подобные должности могут стать нынешние CIO, т.е. ИТ-директора.

Клубы ИТ-директоров превращаются…

Как уже говорилось выше, от квалифицированного и опытного ИТ-директора зависит очень многое. Конечно, опыт можно приобрести самостоятельно методом проб и ошибок, но лучше не изобретать велосипед, а использовать чужой опыт успешных и неудачных проектов и стараться избегать чужих ошибок. Для получения подобной информации, а также для налаживания деловых контактов, оказания поддержки друг другу и просто для общения с себе подобными российские ИТ-директора объединяются в клубы. Самый старый из них – Клуб профессионалов АСУ Урала – был создан 9 лет назад в Екатеринбурге. В Москве клуб ИТ-директоров 4CIO.ru появился 4 года назад. Аналогичные клубы есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах России.

Проблемы развития клубного движения ИТ-директоров рассматривались еще на прошлом съезде в ходе круглого стола «Создание единого информационного пространства для ИТ-директоров СНГ». Тогда было принято решение о создании координационного совета в рамках взаимодействия клубов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Украины. На нынешнем съезде клубам ИТ-директоров была посвящена специальная секция (правда, ее официальное название «Перспективы развития информационного общества в России и роль в этом процессе ИТ-директоров» не вполне соответствовало теме обсуждения), участники которой констатировали: клубное движение ИТ-директоров растет, ширится и приобретает общенациональный характер.

Была также озвучена идея объединить всех игроков отрасли ИТ в России и СНГ в Ассоциацию профессионалов ИТ (Information Technology Professional Association, ITPA). Тут хотелось бы отметить, что планируется создать союз ИТ-профессионалов, а не ИТдиректоров, что совсем не одно и то же. Но заявленные цели новой ассоциации вообще-то те же, что и у нынешних клубов ИТ-директоров: возможность научиться чемуто новому, узнать оптимальные методы работы, завести полезные знакомства и заручиться поддержкой других профессионалов.

Планам создания ITPA и преимуществам членства в этой организации для ИТ-специалистов было посвящено весьма экспрессивное выступление Дж. Ван Эйкена, который был представлен как эксперт в области создания ассоциаций. Прежде всего он заявил, что членство в ассоциации будет платным. Ее участники заплатят за возможность расширения своего профессионального кругозора и совершенствования своих профессиональных навыков, за возможность обмениваться идеями и обсуждать свои проблемы со специалистами, а также за возможность заводить полезные связи. Правда, стать членом ассоциации сможет не каждый – нужно будет иметь определенный опыт работы в ИТ-отрасли. Но и для умудренных опытом специалистов ассоциация планирует проводить всевозможные «курсы повышения квалификации» с привлечением признанных экспертов. Кроме того, ITPA собирается заняться разработкой стандартов для профессионалов ИТ с выдачей соответствующих сертификатов. Планируется также открыть для них портал в Интернете и вести электронный журнал с новостями, аналитическими статьями, практической и юридической информацией.

ИТ-директора и государство

Хотя речь Ван Эйкена сильно напоминала выступление Остапа Бендера с рекламой Нью-Васюков, тем не менее полезность Ассоциации ИТ-профессионалов (или ИТ-директоров) не вызывает сомнений. ИТ-директора сейчас фактически формируют и развивают стратегии бизнеса своих компаний. Если ИТ-директор строит ИТ-систему, способную позитивно влиять на эффективность бизнеса, то он понимает, как ИТ-технологии могут влиять на эффективность экономики всей страны и должен иметь возможность донести это понимание до государства. Во всяком случае, было бы совсем нелишним участие успешных ИТ-директоров в реальном воплощении в жизнь ФЦП «Электронная Россия», чтобы выделенные на нее $2,4 млрд действительно пошли на информатизацию российского общества. Понятно, что при общении с российским государством «одиночки» голоса не имеют, нужна некая серьезная организация, выражающая мнение всего ИТ-сообщества. Такой организацией и могла бы стать Ассоциация ИТ-директоров, работающих во всех регионах России.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!