Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 11 2009
Александра КРЫЛОВА  10 ноября 2009

Сочи-2014: инфраструктура гостеприимства

Слово «инфраструктура» в кругах, близких к Олимпиаде, употребляется в более широком смысле, нежели принято в телекоме, и не всегда в привычных сочетаниях, например «инфраструктура гостеприимства». Объем финансирования программы «Сочи – гостеприимный город» до 75 млрд руб. Около 60% этих средств будет привлечено из внебюджетной сферы – за счет инвесторов, в том числе и компаний связи.

Сочи должен стать комфортным

Пока международное консалтинговое агентство Mercer, оценивающее 215 городов мира по привлекательности и качеству жизни, поставило Сочи на 160-е место, на 4 строчки выше Санкт-Петербурга и на 8 – Москвы.

Между тем согласно требованиям МОК, к 2014 г. город должен полностью соответствовать международным стандартам гостеприимства (оцениваться оно будет по 79 позициям в 14 сферах). «Поднять» столицу XXII зимних Олимпийский игр, и в особенности XI Паралимпийских игр, в рейтинге самых удобных для гостей и местных жителей должна программа «Сочи – гостеприимный город», нацеленная на создание в городе комфортной среды.

Разумеется, речь не идет о преображении территории всего «большого Сочи», растянувшегося вдоль черноморского побережья на 150 км. Решено выделить зону «международного гостеприимства» общей площадью 590 га, сделав ее полигоном для тестирования и внедрения самых разных инновационных технологий.

В программе 65 проектов, основные ее блоки предполагают:

1 создание в Сочи безбарьерной среды для людей с особыми нуждами (на мой взгляд, это определение более корректно, чем «люди с ограниченными возможностями»);

2 совершенствование культурного пространства города;

3 развитие в городе инфраструктуры туристических офисов для оказания справочно-информационных услуг;

4 создание городского мультиязычного веб-портала с возможностью интернет-бронирования и покупки билетов;

5 рекрутинг волонтеров и организацию обучения персонала всех уровней.

Что дозволено генеральному партнеру…

Тема партнерства государства и бизнеса – ведущая при подготовке к XXII зимним Олимпийским играм. Около 80% бюджета на проведение Игр обеспечит маркетинговая программа, предусматривающая финансовую поддержку со стороны партнеров нескольких уровней: международных партнеров МОК (топ-партнеров), национальных 1-го уровня (генеральных) и 2-го уровня (официальных), официальных поставщиков по нескольким категориям товаров и услуг. Их выбор осуществляется оргкомитетом «Сочи-2014» из числа компаний, подавших заявку, по критериям и рекомендациям МОК.

В обмен на спонсорскую поддержку оргкомитет предоставит партнерам возможность использовать олимпийскую символику, стать спонсорами сборной России на Играх в Ванкувере в 2010 г., в Лондоне – в 2012-м и в Сочи – в 2014-м. Кроме того, они могут приобрести спонсорские права на крупнейшие олимпийские мероприятия и проекты, проводить рекламную/маркетинговую кампанию, реализовывать программы приема почетных гостей любой из трех вышеперечисленных Олимпиад.

Каждый из национальных партнеров 1-го уровня в сентябре 2009 г. участвовал в VIII международном инвестиционном форуме «Сочи-2009» со своим стендом. Так что в одном павильоне разместились экспозиции «Роснефти», Сбербанка России, «Аэрофлота», «Фольксвагена», а стенды телекоммуникационных партнеров – «Ростелекома» и «МегаФона» – и вовсе находились по соседству.

Олимпиада пройдет – инфраструктура останется

Инвестиции «Ростелекома» в почетный статус партнера 1-го уровня составили $130 млн, из них $65 млн – в денежной форме, остальные – в форме предоставления услуг. Сегодня национальный магистральный оператор оказывает услуги связи московскому офису оргкомитета «Сочи-2014». Антон Колпаков, гендиректор «Ростелекома», убежден, что и в дни проведения Игр оператор будет эксклюзивным поставщиком услуг оргкомитету, прежде всего на объектах Олимпиады и в горном, и в прибрежных кластерах, которые будут подключены к ВОЛС «Ростелекома». Другое дело, что технологические приоритеты в отрасли меняются так быстро, что за три года до того, как над Сочи вспыхнет олимпийский огонь, предсказать, какие услуги и на каких скоростях понадобятся организаторам Игр, вещательным компаниям, гостям города, очень сложно.

Ясно только то, что для предоставления интернет-доступа в массовом порядке потребуются очень мощные каналы передачи данных. «Сейчас мы строим новую инфраструктуру или заменяем действующее оборудование наших ВОЛС на более мощное, – рассказал А. Колпаков, – исходя из того, что его пропускная способность должна быть не менее 40 Гбит/с по одному волокну».

На эти цели оператор направит в 2009–2010 гг. около 2 млрд руб. (чуть меньше $100 млн). Поскольку вся построенная за этот период инфраструктура останется в собственности оператора, он рассматривает эти средства как инвестиции в свое развитие в ЮФО.

Размер спонсорского взноса второго генерального партнера «Сочи-2014» – ОАО «МегаФон» – точно такой же, как у «Ростелекома». Объем дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры, по словам Тиграна Погосяна, зам. гендиректора компании, сопоставим с размером спонсорского взноса, и около 30% этих инвестиций оператор рассчитывает сделать в 2010 г. «Наша с «Ростелекомом» зона ответственности, – сказал он, – ограничивается олимпийскими объектами в Имеретинской долине и на Красной Поляне. В 16 из них будут проводиться соревнования. И на территории этих объектов никаких других поставщиков услуг связи, кроме «Ростелекома» и «МегаФона», не будет».

Пока груз ответственности за качество услуг магистральный и мобильный операторы несут сообща. Но, скорее всего (и переговоры об этом уже ведутся), его придется разделить. При этом «Ростелеком» рассчитывает оставить за собой услуги МГ/МН-связи, аренды каналов, передачи данных, с тем чтобы «МегаФон» предоставлял мобильную связь и, если удастся получить лицензию, – Wi-Fi.

По словам Т. Погосяна, в поисках консенсуса партнерам поможет концепция развития телекоммуникационной структуры на олимпийских объектах, разработку которой планируется завершить до конца этого года.

Конкуренция на пользу

Справедливости ради надо сказать, что операторы, которые не стали национальными партнерами оргкомитета «Сочи-2014», тоже ведут себя в столице первой в России зимней Олимпиады активно. «В Сочи сейчас строят абсолютно все», – прокомментировал планы конкурентов Сергей Приданцев, гендиректор компании «Комстар-ОТС», – а «Олимпстрой» как государственная корпорация обязан проводить тендеры на развертывание инфраструктуры объектов, на оказание услуг связи». «Комстар-ОТС» построил и сдал в эксплуатацию сеть связи для ГК «Олимпстрой», на базе которой будет предоставлять заказчику услуги высокоскоростного доступа в Интернет, местной и дальней телефонной связи, аренды каналов и оптических волокон.

Понятно, что Сочи, которому предстоит сделать еще очень многое для того, чтобы достичь международных стандартов гостеприимства, такая конкуренция только на руку. А наличие мощной ВОЛС-инфраструктуры, пусть разных операторов, тоже, между прочим, показатель гостеприимства.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!