Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2009
10 ноября 2009

От цифровой революции никуда не спрятаться

В ближайшие пять лет цифровые технологии будут глубже проникать во все сегменты индустрии развлечений и СМИ. В сумме этот рынок, включая потребительские расходы и расходы на рекламу, будет расти на 2,7% в год и к 2013 г. достигнет $1,6 трлн. К таким выводам пришла PricewaterhouseCoopers в исследовании «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2009–2013 гг.».

Российский рынок развлечений и СМИ претерпит существенные изменения. Последние пять лет рост рынка выражался двузначными показателями, но в 2009 г. потребительские расходы на информационно-развлекательные цели снизятся. В 2010 г. специалисты прогнозируют дальнейшее сокращение рынка, за которым последует восстановление в 2011 г. и возвращение к двузначным показателям темпов роста в 2012–2013 гг. В течение следующих пяти лет драйвером станет интернет-сектор. Совокупные темпы годового роста сегмента рекламы в Сети и мобильной рекламы составят 20,6%, потребительские расходы на получение доступа в Интернет будут повышаться на 19,6% в год. За счет рынка доступа в 2009–2013 гг. индустрия развлечений и СМИ в России будет в целом увеличиваться на 3,7% в год. В 2008 г. специалисты оценивали российский рынок в $23,53 млрд, а к 2013 г. ожидается его подъем до $28,26 млрд.

Объем рынка ТВ-рекламы в России в прошлом году увеличился на 22,3% (до $5,5 млрд). В течение последних пяти лет рост рынка выражался двузначными показателями, однако в условиях кризиса в этом сегменте ожидается спад и к 2013 г. он вырастет всего до $5,8 млрд. Российский рынок радиорекламы в 2008 г. сократился на 6% по сравнению с 2007 г., когда был достигнут лучший результат в Центральной и Восточной Европе. В 2009 г. вследствие уменьшения объема рынка рекламы в целом аналитики предсказывают падение объема радиорекламы (до 28,6%), а подъем начнется не ранее 2011–2012 гг.

Рынок газет в 2008 г. оценивался в $2,3 млрд, из них затраты на рекламу в печатных газетах составили $551 млн. Специалисты отмечают, что нынешний экономический спад побудил и поставщиков, и потребителей контента интенсифицировать переход на цифровые технологии. Именно поэтому темпы роста рынка печатной рекламы продолжат снижаться – в среднем на 2,9% в год. Рекламодатели переключают свое внимание на электронные форматы газет: ежегодно этот сегмент будет увеличиваться на 13,2%. В 2008 г. затраты на рекламу в цифровых газетах составили $14 млн (в 2007 г. – $9 млн).

Россия обладает самой обширной абонентской базой телефонного (dial-up. – Прим. ред.) доступа в Интернет в Центральной и Восточной Европе (в 2008 г. – около 5,2 млн домохозяйств). По оценкам PwC, количество домохозяйств с телефонным доступом в Интернет будет уменьшаться в среднем на 1,8% и к 2013 г. составит 4,7 млн. Количество же домохозяйств с широкополосным доступом к Сети будет расти в среднем на 16% в год. Предполагается, что дальнейшее проникновение Интернета будет происходить именно за счет широкополосных подключений и к 2013 г. они охватят 21 млн домохозяйств. Потребительские расходы на получение доступа к Сети в 2008 г. составили $2,6 млрд и в ближайшие пять лет будут повышаться в среднем на 19,6% в год. К 2013 г. объем российского рынка доступа увеличится до $6,5 млрд. Российский рынок рекламы в Интернете и мобильных сетях в 2008 г. составил $510 млн. Ожидается, что к 2013 г. этот сегмент достигнет $1,3 млрд при среднегодовом росте 20,6%.

Ускоренный переход к цифровым технологиям привел к распространению новых потребительских привычек и так называемых цифровых поведенческих типов: потребители желают получить больший контроль над тем, где, когда и каким образом они потребляют контент, и в то же время более тщательно, чем когда-либо прежде, следят за своими расходами и стремятся получить максимальную отдачу от вложенных средств.

Расходы на использование цифровых/мобильных платформ в 2008 г. составили 23,4% общего объема потребительского рынка/рынка конечных пользователей/доступа к контенту, и ожидается, что в ближайшие пять лет на долю этого сегмента придется 78% суммарного роста.

Растущая доля интернет- и мобильной рекламы в общей глобальной номенклатуре рекламных услуг возрастет примерно с 12% в 2008 г. до 18% в 2013 г.

Согласно прогнозам, видеоигровая реклама будет опережать по темпам роста остальные сегменты рекламной индустрии (хотя этот рост и начинается с низкого исходного уровня): в совокупности годовое увеличение объема рынка видеоигровой рекламы составит 13,8%, в то время как по отрасли в целом этот показатель до 2013 г. снизится на 0,6%.

Переход на цифровые технологии в сочетании с растущими расхождениями в показателях доходности различных сегментов и рынков приведут к тому, что на рынке развлечений и СМИ появится множество бизнес-моделей и разовьется гораздо более индивидуальный, узкоспециализированный подход.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!