Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2009
Владимир ДРОЖЖИНОВ  Александр ШТРИК  10 ноября 2009

Информационное общество России до 2015 года. Прогнозы развития

Реализация мер, предусмотренных Стратегией развития информационного общества в РФ на период до 2015 г., может, по оценке экспертов, вывести Россию в первую двадцатку стран высокой ИТ-готовности. Исследование, проведенное авторами статьи, ставит под вопрос достижимость некоторых контрольных значений показателей развития информационного общества, заданных Стратегией.

Владимир ДРОЖЖИНОВАлександр ШТРИКОсновная задача исследования – разработка прогноза и анализ перспектив развития информационного общества (ИО) в России к 2015 г. на основе существующих показателей состояния глобального и российского ИО, а также оценка условий достижимости контрольных значений показателей развития ИО в России на период до 2015 г. (приведены в Приложении к Стратегии). Из 16 контрольных показателей в исследовании рассмотрены четыре:


   · место России в международных рейтингах в области развития ИО (определено: в числе 20 ведущих стран мира);


   · место России в международных рейтингах по уровню доступности национальной ИКТ-инфраструктуры (определено: не ниже 10-го);


   · уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения (определено: к 2010 г. – 15 линий, к 2015-му – 35 линий);


   · наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к Интернету (определено: не менее 75% домашних хозяйств)*.


Исследование базируется на использовании методов регрессионного анализа, позволяющих с заданной степенью достоверности проводить аппроксимацию имеющихся функциональных зависимостей и на ее основе строить так называемые линии трендов в требуемых пределах изменения исследуемых функциональных зависимостей. Исходные данные взяты из официальных публикаций международных организаций, занимающихся исследованием индикаторов и показателей развития ИКТ и ИО в глобальных масштабах (ITU, EIU, UNCTAD, World Bank), а также из соответствующих общедоступных баз данных за несколько лет. Представленная в отчетах, документах и сайтах этих организаций статистика охватывает практически все страны мира и содержит сопоставимые данные начиная с 2000 г.


Анализ текущего состояния и разработка прогноза развития ИО России в масштабах глобального информационного общества предусматривают два предметных среза исследования:


   · позиционирование России по отношению к сопоставимым с нею странам (сегодня это Бразилия, Индия и Китай – так называемые страны БРИК);


  · позиционирование показателей России по отношению к диапазону показателей, демонстрируемых 20 ведущими странами; выбор этого диапазона по каждому из исследуемых показателей в большинстве случаев проводился по результатам рейтингов 2007–2008 гг.


Сопоставляем показатели е-готовности


Рейтинги развития ИО оцениваются показателем электронной готовности (е-готовности), который использован EIU и формируется на базе совокупности отдельных категорий, определяющих различные аспекты развития ИО. Эти категории оценивают такие аспекты электронной готовности, как возможность соединения и технологическая инфраструктура; бизнес-среда; социальная и культурная среда; юридическая среда; правительственная политика и видение; адаптация пользователей и бизнеса.


Методика расчета рангов, баллов и категорий баллов электронной готовности стран по статистике EIU на 2001–2008 гг. приведена в работе «The 2007 E-Readiness Rankings. Raising the Bar – A White Paper of the Economist Intelligence Unit, 2007». По сравнению с методикой EIU для масштабирования диаграмм диапазон значений баллов увеличен в 100 раз и составляет от 0 до 1000 вместо диапазона 0–10.


Параметр R, приводимый для трендов на всех представленных в статье диаграммах, показывает степень достоверности аппроксимации (при R=1 аппроксимируемая функция и ее аппроксимация совпадают). Средства Excel содержат 10 разных аппроксимирующих функций. В качестве принятого тренда, за исключением случаев, противоречащих здравому смыслу, выбрана аппроксимация с максимальным значением R.


Все исходные данные за 2001–2008 гг. получены из отчетов EIU, доступных на сайте www.eiu.com. Эти данные, относящиеся ко всем выбранным странам, сформатированы и масштабированы для построения соответствующих графиков для обеих рассматриваемых групп стран (см. таблицу).


Динамика показателей электронной готовности России и группы сопоставимых стран, а также их трендов до 2015 г. (рис. 1) показывает, что уровень е-готовности в группе сопоставимых стран растет примерно в одинаковых соотношениях: к 2015 г. приблизительно в 1,5–2 раза. Исключение – Бразилия, у которой лидерство по е-готовности в 2008 г. в перспективе сменится ее отставанием.


Изменения показателей е-готовности России и стран из диапазона 20 ведущих стран мира, а также их тренды до 2015 г. (рис. 2) позволяют спрогнозировать, что к 2015 г. почти двукратное отставание России от Бельгии в 2008 г. несколько сократится, однако показатели е-готовности России все равно будут примерно в 1,5 раза меньше значения нижней границы диапазона 20 ведущих стран. При этом е-готовность России в 2015 г. приблизится к показателю е-готовности Бельгии, представляющей нижнюю границу диапазона 20 ведущих стран (2001 г.), а это значит, что Россия отстает от ведущих стран на 15 лет.


Доступность национальной ИКТ-инфраструктуры


оценивается такими показателями, как распространенность Интернета, мобильных телефонов и фиксированной связи.


Взяв за основу удельные показатели распространенности Интернета (число пользователей на 10 тыс. человек) в период 2000–2008 гг., а также их тренды до 2015 г., относящиеся к группе сопоставимых стран, с высокой степенью достоверности можно предсказать, что тенденции роста удельных показателей интернет-пользователей до 2015 г. будут повторять динамику их роста в период с 2000 по 2007 г. При этом Россия устойчиво занимает и будет занимать 2-е место в группе сопоставимых стран. Согласно прогнозу, в России число пользователей, приходящихся на 100 человек, с 20–25 в 2007 г. вырастет до 55–58.


Анализируя изменение удельных показателей по числу интернет-пользователей для диапазона 20 ведущих стран в период 2000–2007 гг., а также их тренды до 2015 г. (рис. 3), можно предположить, что к 2015 г., отставание России от нижней границы диапазона 20 ведущих стран (Японии) может сократиться примерно до 1,5 раза (против около 3,5 раза в 2007 г.), но в диапазон 20 ведущих стран Россия не войдет. Ее отставание от ведущих стран по удельному количеству интернет-пользователей можно оценить примерно в 10–11 лет.


Как следует из удельных показателей суммарной распространенности мобильных и фиксированных телефонов в период 2000–2007 гг., а также их трендов до 2015 г., уже сегодня Россия значительно опережает страны сопоставимой группы, а в 2015 г. превысит прогнозируемые значения удельной оснащенности телефонами этих стран более чем в три раза. Раздельное изучение показателей по мобильным и по фиксированным телефонам подтвердило ожидаемый вывод о доминировании мобильной связи. Сегодня в России на одного человека приходится 1,5 телефона, а к 2015 г. их число может увеличиться до трех. Что касается показателей по фиксированной связи, то дополнительный анализ показал, что Россия мало чем отличается от остальных стран этой группы.


Исследование удельных показателей суммарной распространенности мобильных и фиксированных телефонов для стран, представляющих границы диапазона 20 ведущих стран в период 2000–2007 гг., и их трендов до 2015 г. показывает стремительный рост России по удельной оснащенности телефонной связью (рис. 4). Достаточно сказать, что Россия уже в 2007 г. по этому показателю занимала 28-е место в мировом рейтинге, а к 2015 г. может стать мировым лидером, превысив показатели прежних лидеров примерно в 1,4 раза. Как и в предыдущем случае, основную роль здесь играет мобильная связь, что объясняется ее большой востребованностью, сложившейся в условиях хронической недостаточности фиксированных телефонов в прежнее (да и в настоящее) время и усугубляемой большими географическими пространствами России. Немаловажным фактором является и большая доля частного капитала в сфере мобильной связи, которая характеризуется относительно быстрой окупаемостью и привлекательностью для российского и зарубежного бизнеса. Отдельный анализ развития фиксированной связи показывает, что здесь российские показатели значительно отстают от среднемировых значений, и тем более от показателей лидирующих стран.


Доступность широкополосного доступа


Использование широкополосных линий характеризуется количеством пользователей, имеющих доступ к таким линиям как в абсолютных, так и в удельных (на 100 или на 10 тыс. человек населения) показателях.


Данные по распространенности ШПД, относящиеся к обеим анализируемым группам стран, также доступны на сайте ITU. В качестве стран, представляющих диапазон 20 ведущих, в соответствии с рейтингом 2007 г. приняты Дания и Япония.


Проанализировав удельные показатели по ШПД для сопоставимых стран в период 2002–2007 гг. и их тренды до 2015 г., мы пришли к заключению, что ШПД в странах сопоставимой группы, за исключением Индии, развивается примерно в одинаковых количественных соотношениях и качественных тенденциях. В России по сравнению с 2007 г. прогнозируется почти 6-кратный рост. В 2010 г. этот показатель составит около 11 линий, а в 2015 г. – почти 18 линий на 100 человек. В то же время, согласно контрольным показателям Стратегии, в 2010 г. должно быть 15 линий, а в 2015-м – 35.


По отношению к удельным показателям по ШПД для диапазона 20 ведущих стран Россия в 2007 г. отставала от нижней границы диапазона (Япония) почти в 8 раз, а от верхней (Дания) – в 13 раз. В соответствии с прогнозом, в 2015 г. отставание от нижней границы может сократиться до 1,6 раза, а от верхней – до 4,5 раза (рис. 5). Отставание России от ведущих стран по ШПД оценивается примерно в 10–11 лет.


Оснащенность Интернетом


Показатель оснащенности Интернетом оценивается абсолютным и удельным количеством пользователей. Следует отметить, что еще несколько лет назад использовались два показателя – количество интернет-пользователей и число пользователей ПК. Однако в последние годы расхождение между ними практически стерлось, и поэтому во многих официальных статистических исследованиях применяется только один показатель распространения Интернета. Показатели абсолютного числа интернет-пользователей для диапазона 20 ведущих стран и России представлены на рис. 6.


Во всех странах сопоставимой группы наблюдаются высокие темпы роста абсолютного числа пользователей. Однако сравнение этих показателей между собой не совсем корректно из-за больших различий в численности населения этих стран. Тем не менее по сравнению с Бразилией (численность населения около 180 млн человек) у России (примерно 140 млн человек) более низкие показатели распространения Интернета. Так, в 2007 г. в РФ насчитывалось около 30 млн пользователей, тогда как в Бразилии почти вдвое больше – 68 млн. К концу прогнозируемого периода (2015 г.) общая численность российских интернет-пользователей может достичь 70–80 млн человек, а степень охвата населения – от 60 до 70%. Если принять, что в РФ средняя численность семьи (домашних хозяйств – в терминах Стратегии) составляет 3–4 человека, то наличие 70–80 млн интернет-пользователей можно рассматривать как 100%-ный охват домашних хозяйств Интернетом.


По абсолютному числу интернет-пользователей Россия, имея сопоставимую с Японией численность населения (в Японии около 130 млн человек), отстает от нее примерно на 10–11 лет: к 2015 г. Россия может иметь около 80 млн интернет-пользователей, тогда как в Японии 80 млн интернет-пользователей было зафиксировано еще в 2004 г.


Войдет ли Россия в двадцатку?


Результаты анализа состояния и прогнозы развития ИО в России показывают следующее:


- в группе сопоставимых стран (БРИК) большинство показателей развития ИО и ИКТ в России и в остальных странах достаточно близки;


- сопоставление показателей развития ИО и ИКТ России и 20 ведущих стран свидетельствует об отставании России по интегральному показателю е-готовности примерно на 15 лет, а по доступности информационной инфраструктуры, оснащенности Интернетом и ШПД-доступом – 10–11 лет;


- все российские показатели, за исключением распространенности мобильной связи, в соответствии с прогнозом в 2015 г. хотя и сократят существующий разрыв, тем не менее будут отставать от нижней границы соответствующих показателей 20 ведущих стран в 1,5–1,6 раза;


- по оснащенности мобильными телефонами Россия в 2007 г. занимала 28-е место в рейтинге ITU и, согласно приведенным прогнозам, к 2015 г. может стать мировым лидером, превысив показатели современных лидеров примерно в 1,4 раза.


Таким образом, если развитие ИО и отрасли ИКТ в России в прогнозируемый период будет происходить в рамках действия прежней совокупности факторов, окружающей среды и условий, то заданные Стратегией контрольные значения развития ИО достигнуты не будут. Для того чтобы переломить ситуацию в нужном направлении, необходимо выделить факторы и условия, наиболее сильно влияющие на развитие ИО, и предусмотреть необходимые изменения по стимулированию ускоренного развития ИКТ в целом и благоприятствованию ему. align="left">

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!