Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2006
Алексей КОНДРАШОВ  01 декабря 2006

«Реванш монополий – тенденция настораживающая»

Самым большим подарком года для монополистов стало введение в действие подзаконных актов к ФЗ «О связи», в частности новых правил присоединения и оказания услуг телефонной связи, принципов CPP, разработка которых проходила под лозунгом либерализации рынка (в первую очередь дальней связи) и обеспечения равного доступа к существующей инфраструктуре всех его участников. Введение новых правил кардинально изменило весь телекоммуникационный рынок. Однако, судя по некоторым итогам, в большинстве случаев это оказалось на руку традиционным операторам.

В тех регионах, где нет альтернативной местным электросвязям структуры доступа (или там, где альтернативные операторы не аффилированы с местными монополистами), новые операторы оказались в неравных условиях с МРК. Так, с введением платы за инициацию вызова у альтернативных операторов выросла стоимость услуг dialup-доступа, что сделало их неконкурентными по отношению к аналогичным услугам местных электросвязей. На Дальнем Востоке значительная часть операторов, не обладающих собственной номерной емкостью, была вынуждена уйти с рынков карточной телефонии и доступа в Интернет. Местный монополист смог вполне законно устранить значительную часть конкурирующих с ним по предоставлению доступа в глобальную сеть операторов либо вынудил их существенно поднять цены на свои услуги.

За счет перераспределения выручки от услуг дальней связи между «Ростелекомом» и в первую очередь традиционными операторами телефонной связи доходы бывшего монополиста и капитализация практически удвоились. Условия «либерализованного» рынка дальней связи требуют от операторов построения избыточного аналога сети «Ростелекома», который сто’ит запредельных для большинства игроков денег (около $20 млн). Причем наличие такой инфраструктуры не гарантирует новым лицензиатам равных с «Ростелекомом» возможностей доступа к потребителям. Те, кто не смог построить такую сеть, были поставлены перед выбором – либо стать контрагентом, продавая «дальний» трафик по тарифам, близким к «ростелекомовским», либо уйти с рынка, либо (такой путь выбрали большинство игроков), формально заключив агентские соглашения, работать по-старому, лишь частично делясь прибылью от дальней связи с вновь образовавшейся олигополией операторов дальней связи.

С введением СPP существенные операторы стали наконец накапливать дивиденды от развития мобильной связи, получая часть средств от звонков между фиксированными и мобильными телефонами. На руку монополистам и планирующееся введение трех форм расчетов за услуги ГТС, в результате чего тарифы на местную связь поднимутся либо клиенту предложат по-временную оплату разговора с различными вариациями.

Очередной презент монополии – создание фонда универсальной услуги, куда должны направляться до 2% оборота всех телекомов для субсидирования оказания услуг связи в труднодоступных районах. Деньги из фонда распределяются на конкурсной основе, но победитель почти всегда известен – это компания с наиболее развитой инфраструктурой, т.е. МРК.

А что же альтернативные операторы? Невозможно представить ситуацию, чтобы небольшая компания со скромными первоначальными инвестициями могла легально закрепиться на традиционном рынке связи за счет новых способов продвижения услуги и выгодных тарифов. Такие игроки способны выжить в новых условиях лишь путем нетрадиционных способов доступа к своим услугам, не завязанных на инфраструктуру монополистов. А тот, кто уже работает на рынке, вынужден либо создавать альянс с монополистами и более крупными альтернативными операторами (например, «Ростелеком» приобрел «Зебру Телеком»), либо частично делиться с монополиями своей выручкой. Еще один способ выжить – уйти в «подполье» (за год число альтернативных операторов, отчитывающихся перед Мининформсвязи, уменьшилось с 4500 до 3800, притом что, по данным Росстата, исправно платят налоги более 7 тыс. предприятий). Ведь несмотря на то что новые правила формально «убили» карточную IP-телефонию, в столице число продаваемых в розницу и через Интернет карточек и ПИН-кодов малых операторов сократилось незначительно: где есть спрос на дешевую дальнюю связь, будут и предложения.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!