Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2007
Александра КРЫЛОВА  01 января 2007

Александр ВИНОГРАДОВ «Дал слово – держи, не дал... тоже держи»

О том, что президент «Голден Телекома» никогда не говорит «да», если не сможет сдержать слово, хорошо известно не только акционерам и сотрудникам компании, но и всем, кому доводилось с ним встречаться. Впрочем, у этого жизненного правила Александра Яковлевича есть продолжение: «Надо уметь вовремя отступить от заведомо неверного решения даже вопреки самолюбию», что свидетельствует не только о силе, но и о мудрости личности.

Ах, Арбат, мой Арбат…

Александр ВИНОГРАДОВ, президент «Голден Телекома»Я появился на свет в Москве, в роддоме имени Грауэрмана, летом 1953 г. Там же, на Арбате, в доме № 32 моя семья жила с 20-х годов прошлого столетия, не покидая столицу даже в самое страшное время – осенью 1941 г.

Первые пятнадцать лет своей жизни я прожил с родителями, простыми советскими служащими без степеней и званий, в коммуналке. Там, пожалуй, и надо искать истоки моей коммуникабельности. Когда на 25 человек один туалет, одна ванная и три плиты на кухне, поневоле становишься терпимым. И всегда была взаимовыручка, между прочим…

Тяжелые времена, описанные в романе Рыбакова «Дети Арбата», постепенно уходили в прошлое. Люди жили на подъеме. По праздникам мы с друзьями бегали на Садовое кольцо. Там, около МИДа, расходилась демонстрация, а по дороге с грохотом проезжала возвращавшаяся с военного парада техника. Танки и ракеты производили на нас, мальчишек, очень сильное впечатление.

Школа, где я учился, находилась в нашем дворе. Ее же когда-то окончила и мама. Здесь у меня были друзья, здесь я почувствовал первую тягу к радиотехнике, занимался в радиокружке. Но признаюсь, что выбор пал на Московский институт связи еще и потому, что там не нужно было сдавать химию. Не то чтобы мне этот предмет не нравился, просто я относился к нему, как папуас, который восторгается, когда смешивают красное с зеленым и получают бесцветное. И совсем не понимал логики предмета.

Отцы-командиры

Переворот в сознании произвел в общем-то посторонний для меня человек, замполит воинской части, где я проходил срочную службу, Григорий Сергеевич Алексанян. Исправно отслужив первые полгода – начистив столько картошки, сколько, наверное, не вырастает и за сезон, пережив все тревоги, учения и стрельбы, – я стал сержантом.

Заметив, что я возомнил себя «начальником», Григорий Сергеевич, 17летним добровольцем попавший под Сталинград и прошедший всю войну, как-то вечером пригласил меня к себе в кабинет. Его слова я помню и по сей день. «Понимаешь, Саша, – сказал он, – ты становишься командиром. А у командира большая ответственность. Ему нужно, во-первых, повести людей в бой или послать на смерть, а во-вторых, служить строго и справедливо, но так, чтобы не получить пулю в спину при первой же атаке». И добавил: «Я вижу, что ты молодой и небезнадежный. Мой тебе совет: прежде чем предпринять по отношению к кому-то какое-то действие, поставь себя на его место». С тех пор я смотрю на людей только через эту призму.

Главный проект жизни

Московский институт связи я окончил в 1979 г. И когда при распределении меня спросили, чем бы мне хотелось заниматься, ответил: «Хочу работать в эксплуатации!». Чувствовал, что НИИ, главки – не для меня. Моя кипучая натура просила живого дела. Так я оказался в Главном центре управления междугородной связи сменным инженером в ОКЦ, который строил современнейшую цифровую сеть связи для обеспечения трансляций московской Олимпиады. Вместе с финскими специалистами мы монтировали оборудование ИКМ. Мог ли я тогда подумать, что знания о «дискретках» и фильтрах, которые нашему курсу в институте давались впервые, так скоро понадобятся мне в работе?

До сих пор считаю свое личное участие в этом проекте – руками, мозгами – самым значительным событием своей профессиональной биографии. Мы, связисты СССР, сделали невозможное: за год построили цифровую сеть, потому что были одержимы этим проектом, жили им. Так больше я никогда в жизни не работал.

Профессионализм на грани с нахальством

Я, наверное, счастливый человек, потому что хоть и проработал в ГЦУМС 15 лет, но каждые 3–4 года менял позицию. Мне всегда было интересно попробовать себя на новом поприще, поэтому я не отказывался от предложений. Не отказался и в начале 90-х, когда, будучи начальником строительной службы ГЦУМС, получил предложение участвовать в создании совместного советскоамериканского предприятия – альтернативного оператора междугородной и международной связи.

Первый звонок, организованный компанией «Совинтел» 6 декабря 1991 г., приятно удивил нас востребованностью таких услуг. Нашими клиентами стали постояльцы столичных гостиниц «Метрополь» и «Савой», которым мы предоставляли услуги цифровой связи по выделенным каналам. О тогдашних ценах нынешним операторам можно только мечтать: Европа – $5, США – $11, Япония – $16 за минуту! Сейчас об этом даже вспоминать неприлично, но так было.

В «Совинтеле» я начинал начальником группы развития, учился продавать услуги связи. Кого из нас учили бегать по компаниям и убеждать купить услуги связи? И признаюсь, это стало моим хобби. В нашей отрасли, чтобы быть успешным, продавец должен обладать смелостью на грани с нахальством, актерскими способностями, знанием психологии и, конечно же, профессионализмом.

Оказалось, что по натуре я продавец, поэтому довольно скоро стал директором по продажам, а потом и коммерческим директором, кстати, первым коммерческим директором-россиянином в СП связи, чем могу гордиться. И став руководителем «Совинтела», я вынужден был, с одной стороны, убеждать акционеров в том, что наша компания нужна и полезна, а с другой – всячески вдохновлять на работу команду, говоря: «Братцы, если сами себя не обеспечите работой, никто вам ничего не принесет».

Горжусь я и тем, что мне предложили возглавить «Голден Телеком». Так я стал первым российским президентом американской компании-оператора связи в РФ.

В сентябре 2004 г. как президент компании, отмечающей 5-летие выхода на NASDAQ, я в присутствии многочисленных гостей, среди которых был и руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам О. Вьюгин, открывал торги на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это еще одна памятная веха в моей биографии.

Штрихи к автопортрету

– Какова сегодня доля президента «Голден Телеком»?

– Одна из моих задач – обеспечить компанию необходимым набором разрешительных документов, лицензий, контактов и проч. Ответственность большая, потому что, если я не раскрою дверь, туда нельзя будет войти. А это, в свою очередь, тормозит движение всей компании. Вместе с тем отсутствие административной поддержки закаляет, не дает расслабиться.

– Вы оптимист?

– Оптимист, на мой взгляд, это человек, который верит в светлое будущее, но не знает, как туда попасть, просто считает, что все будет хорошо. А я не только верю в это, но и знаю, что для этого должен сделать сам, на что может повлиять моя команда, на что – расстановка политических сил и рыночная ситуация. И реально оцениваю, что будет хорошо, а что – плохо. Так что я скорее реалист.

– Что для вас команда?

– Для меня команда – это люди, которые верят в успех общего дела. Не всегда команде можно все объяснить. Но если люди доверяют руководителю и идут вместе с ним, значит, они единомышленники, команда.

– Ваши жизнен! ные правила?

– Первое – представить себя на месте своего собеседника, чтобы понять его цели, возможности, полномочия – сразу становится понятно, как вести разговор и стоит ли его продолжать… Второе – не врать, тем более если тебя не спрашивают. Ложь во спасение принимаю только как гуманный шаг по отношению к смертельно больному человеку. А в бизнесе, я считаю, обмануть можно один раз, максимум два. Правило третье: дал слово – держи, не дал… тоже держи.

– Есть ли у вас хобби, которые при! дают вам силы?

– Главное хобби для меня – работа. Именно ей я посвящаю бо’льшую часть жизни. А еще я пишу маслом, по памяти. Найду красивую открытку – отложу на время, чтобы потом, когда выдадутся свободные два-три вечера, достать мольберт, разложить кисти, краски и рисовать. Иногда я, как маршал Жуков в фильме «Битва за Берлин», беру в руки музыкальный инструмент – очень помогает найти верное решение. Только не баян, а гитару. Ее мне подарили на 49-летие жена и сыновья. Я взял самоучитель и выучился. Играю так себе, но близкие терпят.

Но больше всего я люблю рыбалку, это самый лучший способ расслабиться. Нынешним летом ловил рыбу на Байкале.

А сейчас у меня новое хобби – внуки. Мои сыновья устроили соцсоревнование. Сначала у старшего родился сын, а спустя пять месяцев – у младшего – дочь. Внуку год с небольшим, а внучке пока девять месяцев. Общение с внуками, скажу я вам, занятие интереснейшее, ради этого стоит пожить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!