Rambler's Top100
Статьи
01 декабря 2009

О. Куц («СТЭК.КОМ»): «Ка-диапазон - это будущее VSAT-сетей»

В некоторых странах мира VSAT-операторы уже активно осваивают Ka-диапазон, имеющий ряд преимуществ по сравнению с уже освоенными Ku- и C-диапазонами. В российских условиях к его техническим достоинствам добавляется и то, что Ка-диапазон у нас почти не занят. Но и российских спутников, работающих в этом диапазоне, нет... Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №11`2009, «Нацпроект закрыт. Что дальше?». Часть V.

? «ИКС»: Реально ли открытие Ка-диапазона в России и как это повлияет на наш VSAT-рынок? 

Александр Луценко, технический директор, КБ «Искра»: Возможность появления транспондеров Ка-диапазона – это уже реальность. Техническим заданием на новые космические аппараты «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» предусмотрены стволы Ка-диапазона. Как будет развиваться в России этот сегмент VSAT, пока сказать сложно. Необходимо протестировать и понять на практике, как поведет себя радиолиния на таких высоких частотах, да ещё в высоких широтах, в нашей климатической зоне. В общем, этот вопрос необходимо изучать.

Николай Рогдев, генеральный директор, «Глобал-Телепорт»: Решения ГКРЧ на Ка-диапазон пока нет, но если российские спутники начнут работать в этом диапазоне, то его открытие в России вполне реально. На готовящемся к запуску спутнике «Экспресс-АМ4» будет только 2 ствола этого диапазона (плюс 30 С-, 28 Ku- и 3 L-диапазонов), а на зарубежных спутниках устанавливают уже десятки Ка-транспондеров. Пропорция совсем другая. Спрос на Ка-диапазон у нас появится, когда разрешат заявительную регистрацию VSAT-терминалов с маленькими антеннами.

Сергей Пехтерев, генеральный директор «Сетьтелеком»: Безусловно, появление на борту ИСЗ «Экспресс-АМ4», «АМ5» и «АМ6» транспондеров Ka-диапазона крайне отрадный шаг, который позволит отработать и легализовать этот диапазон в условиях России, оценить работоспособность VSAT-терминалов в условиях российского климата (напомним, что чем выше частота, тем больше затухание радиоволн при дожде). Однако, бизнес-модель прорывных проектов на западе в Ка-диапазоне («К Стар», ViaSat-1 и т.д.) зиждется на возможности многократного использования частотного диапазона за счет принципа «сот» из узких концентрированных лучей и связанного с этим резкого снижения цены за 1 МГц (до 8 раз!) по сравнению с Ku-диапазоном. На ожидаемых к запуску российских ИСЗ этот принцип пока не реализован, и ожидать такого ценового эффекта у нас на АМ4 не представляется возможным. Так что, на мой взгляд, в 2010-2015 гг. никаких прорывов в этом направлении не предвидится.

Алексей Трифонов-Яковлев, директор департамента развития бизнеса, «Московский телепорт»: На новых спутниках Экспресс АМ будет Ka диапазон, но нормативная база по его использованию не разработана. Если она появится к моменту ввода в эксплуатацию Экспресс АМ4, то VSAT-операторы начнут в нем работать, и появление нового частотного ресурса позволит им развиваться.

Олег Ватулин, первый заместитель генерального директора «РуСат»: Открытие Ka-диапазона кардинально изменит весь рынок VSAT в России. Но для этого необходимо выполнение сразу нескольких условий: принятие новой регуляторной базы для Ка-диапазона, появление новых спутников и доступного абонентского оборудования. И еще надо не забывать о том, что для получения от Ка-диапазона ожидаемого эффекта необходима инфраструктура, отличная от Ku-диапазона.

Сергей Филиппов, коммерческий директор, «Рэйс Телеком»: Основная надежда на Ка-диапазон связана с удешевлением услуг связи, а также с установкой антенн небольшого диаметра. Есть и минусы, один и которых – чувствительность к погодным условиям. Но в любом случае использование Kа-диапазона даст новый импульс к развитию услуг спутниковой связи.

Олег Куц, генеральный директор, «СТЭК.КОМ»: Ка-диапазон - это будущее VSAT-сетей. Однако важно отметить, что просто наличие транспондеров в Ка-диапазоне ничего рынку не даст, для развития этого направления операторам необходимо провести огромную подготовительную работу на земле.

Виталий Крамарь, директор, «Телепорт-Сервис»: Открытие этого диапазона в ограниченном объеме состоится после запуска «Экспресс АМ-4», на котором уже запланированы такие транспондеры. Для России это будет первая реальная эксплуатация, которая покажет возможности применения этого диапазона на нашей территории. Этот диапазон наиболее эффективен в странах, где чаще светит солнце. Как он поведет себя в России, мы узнаем только через полтора года. Диапазон, безусловно, интересен своей большой емкостью и меньшей стоимостью за 1 МГц.

Олег Тимошенко, генеральный директор, «Истар»: Помимо уменьшения размера антенн и мощности передатчиков пользовательских станций VSAT, Ka-диапазон позволяет отдалить возникновение дефицита орбитальных позиций, расширяя полосу пропускания уже освоенных орбитальных точек. Также, в этом диапазоне намного проще вводить заявительные процедуры регистрации пользовательских станций. Я считаю, что у спутниковых транспондеров диапазона Ka с маршрутизацией на борту неплохие перспективы в России, однако, необходима некая концепция, согласованная между операторами спутников, производителями полезной нагрузки и VSAT систем, а также с регулятором отрасли. 

подготовила Евгения Волынкина

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!