Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 12 2009
Евгения ВОЛЫНКИНА  08 декабря 2009

Мобильный WiMAX времен выхода в люди

Еще год назад мобильный WiMAX был почти абстрактным понятием, а сейчас сотни тысяч наших сограждан являются абонентами сетей этого стандарта и на повестке дня второго российского WiMAX-форума – первые результаты работы реальных бизнес-моделей первопроходцев.

Причем это подобие потребительского взрыва произошло в условиях экономического кризиса и ожидания грядущего пришествия LTE, т.е. инвесторы, потратившие на эти проекты десятки и сотни миллионов долларов, хорошо подумали о перспективах такого вложения денег.

Рынок только формируется, участников пока немного, и у всех разные предыстории, бизнес-модели и целевые регионы. Очень важный для массового рынка порог стоимости абонентского устройства технология Mobile WiMAX уже преодолела: цена USB-модема снизилась до $90, а к концу года может опуститься и до $50 (а некоторые операторы еще и дотируют своих абонентов).

Практические все операторы делают основную ставку на клиентов с ноутбуками и нетбуками, и их хорошо поддерживают вендоры: в Россию сейчас поставляется больше 60 моделей ноутбуков с WiMAX-чипсетами (успехи технологии 3G здесь более чем скромные). Оно и неудивительно: пропускной способности WiMAX хватает для комфортного просмотра видео даже в неблагоприятных условиях, когда скорость нисходящего канала опускается до 2–3 Мбит/с (ну а рядом с базовой станцией можно получить более 10 Мбит/с).

Подходит для столиц...

Денис Свердлов, гендиректор «Скартел»Конечно, мобильный WiMAX придумали не в России, но по использованию этой технологии благодаря компании «Скартел», чей бренд Yota известен сейчас, наверное, каждому интернет-пользователю, мы оказались впереди планеты всей. Сети Yota, работающие в диапазоне 2,5 ГГц появились сначала в Москве и Санкт-Петербурге, где проникновение ШПД сравнимо с благополучной Европой, а цены на Интернет самые низкие в стране. Еще не так давно многие эксперты сомневались, что 10-мегабитные скорости в движении будут пользоваться сколько-нибудь заметным спросом, но развитие в Интернете мультимедийных приложений, в том числе для реально мобильных пользователей, сделало свое дело: первые 100 тыс. абонентов оператор набрал меньше чем за год, а следующие 100 тыс. – за два месяца (причем учитывал только тех, кто заплатил за текущий месяц). Через четыре месяца коммерческой эксплуатации Yota прошла точку операционной безубыточности. По заявлению гендиректора «Скартела» Дениса Свердлова, для окупаемости сети на одну базовую станцию должно приходиться 300 абонентов, а уже сделанные инвестиции в размере $400 млн компания намерена вернуть в течение пяти лет. Теперь Yota пошла в регионы: начата коммерческая эксплуатация в Уфе, тестовая эксплуатация в Краснодаре и Сочи, а к 2013 г. планируется освоить 180 городов России. Причем тарифы на услуги везде одинаковые, так что в регионах Yota по ценам запросто конкурирует с кабельными провайдерами.

Основной конкурент «Скартела» в Москве – компания «Комстар-ОТС». Диапазон тот же – 2,5 ГГц, бизнес-модель совсем другая: WiMAX рассматривается как «дорожное» дополнение домашнего ADSL-доступа и Wi-Fi-мобильности в помещении. Как «конвергентный» оператор, «Комстар» не раскрывает количества своих WiMAX-пользователей. В отличие от «Скартела», предлагающего и WiMAX-смартфоны, «Комстар» ориентируется только на ноутбуки. Сейчас абонентам предлагаются USB-модемы, но скоро должен появиться нетбук Colibri-Comstar со встроенными модулями WiMAX, 3G и EDGE, который позволит быть на связи во всей зоне покрытия сети МТС, нынешнего обладателя контрольного пакета акций «Комстара». Пока компания не практикует безлимитные WiMAX-тарифы, поскольку, как прокомментировал вице-президент «Комстар-ОТС» по стратегии и развитию Александр Горбунов, «мы не стремимся привлечь абонентов, которые качают 2 Тбайта в месяц» (таков рекорд одного из клиентов Yota). Правда, в пакет с упомянутым Colibri войдет год безлимитного WiMAX-доступа, но это только подчеркивает уникальность предложения.

...и регионов

Александр Евгеньевич Горбунов, вице-президент «Комстар-ОТС»Есть в России операторы сетей мобильного WiMAX, которые изначально делают ставку на регионы, где проникновение ШПД невелико и имеется неудовлетворенный спрос. В частности, компания «Синтерра», получившая решение ГКРЧ на использование полосы 30 МГц в диапазоне 2,5–2,7 ГГц во всех российских городах с численностью населения менее 100 тыс. человек, продвигает вместе с региональными операторами программу мини-сетей WiMAX. Таким способом уже запущены в коммерческую эксплуатацию сети в семи населенных пунктах и планируется создать еще 60 сетей. Компания «Новые телекоммуникации» (бренд Wi-Te) построила небольшую сеть Mobile WiMAX в Кемерове и собирается до 2011 г. охватить еще 25 городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

В другом диапазоне, 3,5 ГГц, работает на Украине и в России компания Freshtel. В сентябре началась тестовая эксплуатация ее сети в Киеве. В России, как рассказал гендиректор Freshtel Communications Group Сергей Авдеев, компания пытается ликвидировать цифровое неравенство и идет в те районы, где проникновение Интернета невысоко (сейчас сдаются в коммерческую эксплуатацию сети в Чехове, Серпухове, Туле и Новомосковске).

На своем транспорте…

Как отмечали все выступавшие операторы, главное для беспроводной WiMAX-сети – мощная транспортная сеть. Объемы трафика, циркулирующего в таких сетях, огромны (в сети Yota средний показатель на пользователя в месяц – 12,7 Гбайт, у Freshtel в Киеве – 31 Гбайт), аренда каналов влетит в копеечку, но гарантировать качество связи при этом невозможно. Поэтому надо иметь собственную оптоволоконную транспортную сеть, которая сможет наращивать пропускную способность с прицелом на переход к новой версии Mobile WiMAX Release 2 (IEEE 802.16m), предусматривающей вчетверо б'ольшую скорость передачи данных, чем в нынешней версии IEEE 802.16e. Коммерческое внедрение стандарта 802.16m начнется, как предполагается, в 2011 г.

…и с новыми частотами

Как известно, в августе 2009 г. увидело свет Решение ГКРЧ № 09-04-05-1 о признании «возможным использования полосы радиочастот 2300–2400 МГц радиоэлектронными средствами мобильного беспроводного доступа отечественного производства на территории Российской Федерации». Когда прозвучало «полосы радиочастот» (да еще и в диапазоне мобильного WiMAX), операторы по традиции встрепенулись, а на словах «отечественного производства» призадумались. Но все оказалось не так уж печально. Как сообщил собравшимся замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, «требовать оконечное пользовательское оборудование отечественного производства было бы по меньшей мере странно». Остается операторское. Пока в недрах Минпромторга РФ зреет официальное определение «отечественного производителя», зарубежные производители, прочно обосновавшиеся на российском рынке, не дремлют. По словам Е. Новикова, директора Huawei CIS по развитию бизнеса CDMA-WiMAX, его компания уже рассмотрела три возможных варианта определения и для каждого заготовила свой план мгновенных действий.

Надо полагать, что и другие вендоры тоже подготовились к тому, чтобы успешно обой... простите, удовлетворить требования Минкомсвязи. Пока на конкурс выставлены лицензии на оказание услуг связи в тех 40 регионах, где есть ресурс в 30 МГц (обеих столиц в списке нет), но дальнейшая конверсия и расчистка спектра должны открыть новые регионы и, возможно, новые частоты в диапазонах 2500–2690 МГц. В общем, скучно не будет.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!