Rambler's Top100
Статьи
14 декабря 2009

Осторожно: дети в Интернете! Сито и пряник

Разработки программных технологий фильтрации текста и распознавания изображений, которые в идеале должны оградить детей от неподобающего для их возраста Интернет-контента, ведутся уже давно. Но насколько они эффективны? Кроме того, только запретами проблему не решить. Читайте полную версию круглого стола «Осторожно, дети в Интернете! Технологии безопасности по всему фронту», опубликованного в №12/2009 «ИКС». Часть II.

? «ИКС»: Насколько эффективны современные технологии фильтрации контента?

Елена СЕРЕГИНА, директор по связям с общественностью, Группа компаний «КОМСТАР-ОТС»: Сейчас мы можем отфильтровать ресурсы, о которых заведомо известно, что они являются вредоносными. Но есть сайты с неоднозначным контентом и возникает вопрос: где критерий, который позволит категоризировать эти ресурсы? На этот счет нет ни регуляторных правил, ни органа, который мог бы этим заняться. В блогах, на форумах и в социальных сетях существуют свои форматы общения. Там можно встретить контент, который вроде бы разрешен (это же свободное общение в соответствии с конституционным правом каждого высказывать свое мнение), но, наверное, ни один родитель не хотел бы, чтобы на подобный форум попал его ребенок. Так что, кроме технологических проблем фильтрации, есть и этические проблемы.

Андрей ЯРНЫХ, начальник отдела интернет-решений, «Лаборатория Касперского»: Борьба за чистоту Интернета -- это фактически поединок снаряда и брони. Фильтры отсеивают значительную часть вредоносного контента, но меньше его не становится. Улучшаются средства распознавания, но вслед за этим злоумышленники разрабатывают новые механизмы обхода всевозможных фильтров. Источники спама, вирусов и противоправного контента, закрытые в одном месте, быстро находят убежище в других странах. К сожалению, имеет место динамическое равновесие.

Игорь ПОЛЯКОВ, гендиректор, Центр анализа интернет-ресурсов (ЦАИР): Могу привести нашу статистику по единой системе контентной фильтрации, в которую включены школы России в рамках нацпроекта «Образование». Три года назад когда проект стартовал, мы фиксировали около 70 попыток взлома сети изнутри. И сейчас цифры те же. Мы учимся реагировать на одни атаки, а школьники придумывают новые. Поначалу мы полагали, что в день нам придется анализировать на предмет благонадежности около тысячи новых ресурсов, запрашиваемых школьниками, но их оказалось в 70 раз больше. Поэтому если раньше мы использовали технологии смыслового анализа текстов, то сейчас применяем ассоциативный анализ поведения самих пользователей, иначе для обработки такого объема контента не хватит ни сил ни средств.

Евгений БЕСПАЛОВ, гендиректор, Фонд «Дружественный Рунет»: В школах хоть какие-то контентные фильтры стоят, на домашних компьютерах они встречаются очень редко, а в точках коллективного доступа в Интернет их вовсе нет. Куда смотрят общество и наши законодатели? Это большой вопрос.

? «ИКС»: Важно ведь не только закрыть доступ к неподобающему контенту, но и предложить детям что-то интересное и позитивное.

Наталия МАКАРОВА, менеджер по развитию, Фонд развития Интернет: В рамках Года безопасного Интернета компания RU-CENTER, Фонд развития Интернет и Координационный центр национального домена RU организовали российский конкурс на лучший интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию. Заявок на участие прислали очень много, но среди них не так уж много действительно позитивного контента и достойных сайтов для детей.

Мария МАЛЫШЕВА, заместитель начальника юридического отдела, .masterhost: Не могу согласиться. Наша компания с 2005 г. поддерживает образовательные интернет-ресурсы, в том числе сайты студентов или школьников. Мы видим их большое желание создавать в Сети что-то интересное и позитивное, и ресурсов этих довольно много.

Евгений БЕСПАЛОВ: Конечно, позитивный контент -- это непреложная составляющая безопасного Интернета для детей. Если ребенку интересно на целевых ресурсах, это замечательно, а если нет, то он будет убегать с них по ссылкам и ярким баннерам на другие, не столь безопасные ресурсы. Как определить, много или мало позитивного контента в Рунете? Нужны исследования того, что дети ищут в Сети, что находят, насколько они этим удовлетворены и насколько удовлетворены этим их родители и учителя. Пока таких данных нет. Очень надеемся, что Фонд развития Интернет в рамках Года безопасного Интернета возьмется за такие исследования. Подождем результатов.

Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: