Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2007
Евгения ВОЛЫНКИНА  01 февраля 2007

Мобильный ритейл в России дозрел

В 2006 г. впервые с момента появления сотовой связи в России мобильных телефонов было продано в розницу меньше, чем в предыдущем году. Такие данные были оглашены на конференции «Дистрибуция и розничные продажи мобильного цифрового оборудования» (Mobile Distribution and Retail), проведенной в декабре 2006 г. компаниями «Евросеть» и infor-media Russia.

Э. Муртазин Рост закончился, но только не для цен

По данным «Евросети», в 2005 г. в России было продано 33,5 млн трубок, а в 2006 г. – только 29 млн. У аналитиков из компаний Mobile Research Group (MRG) и IDC цифры немного другие, но тенденции прослеживаются те же: бурный рост рынка прекратился в 2005 г., а в 2006 г. начался спад. По мнению IDC, этот спад будет продолжаться весь 2007 г. и лишь в 2008 г. начнется рост, связанный с появлением сетей 3G. Причем рост этот будет очень медленным, так как в России доля пользователей, готовых работать в 3G, мала, а телефоны слишком дороги. На Западе 3G-телефоны субсидируются мобильными операторами, поскольку их цена (порядка $400) высока даже для тамошней публики, а деньги операторы зарабатывают на услугах.

Однако, несмотря на штучное падение, в денежном выражении объем рынка по сравнению с 2005 г. практически не изменился (около $5,5 млрд) изза повышения средней цены продаваемых в России телефонов. Кроме увеличившихся таможенных сборов, в рост цены покупки внесла вклад практика продажи товаров в кредит. Например, в салонах «Евросети» в 2006 г. средняя цена телефона, купленного в кредит, составляла $263, а телефона, купленного за наличные, – $170. Рынок продаж телефонов в кредит растет с каждым годом. По данным той же «Евросети», в 2005 г. в кредит было продано 5 млн телефонов (или 15% их общего количества), а в 2006 г. – уже 5,25 млн (18,4%), а доля выручки от продаж телефонов в кредит выросла с 20 до 25%.

Влияет на среднюю цену продаваемых телефонов и то, что большая часть трубок (от 73% (по данным «Евросети») до 85% (MRG и «Связной»)) сейчас продается без контрактов, т.е. для замены уже имеющихся телефонов, а второй и третий телефон – это, как правило, модель далеко не начального уровня.

Стагнация или зрелость рынка?

Ведущий аналитик компании MRG Э. Муртазин назвал нынешнее состояние розничного рынка мобильных телефонов стагнацией, но ритейлеры называют его зрелостью. В принципе, признаки зрелости налицо: уже упомянутое прекращение роста рынка, снижение темпов открытия новых торговых точек и сокращение числа игроков на рынке. Если в январе 2006 г. на долю пяти крупнейших ритейлеров России приходилось 55% рынка, то в декабре 2006 г. эта доля составляла уже 81% (данные «Евросети»). По подсчетам MRG, бесспорным лидером сейчас является «Евросеть» (38% рынка), на втором местеидет «Связной» (15%), на третьем – «Цифроград» (10%). Четвертое–пятое места в разных рейтингах занимают три компании – Dixis, «Беталинк» и Divizion. По прогнозам MRG, в 2007 г. ведущая тройка останется той же, только «Евросеть» увеличит свою долю до 50%, а второй и третий призеры останутся при своих нынешних процентах. Остальные же игроки из первой десятки барьер в 10% преодолеть не смогут, причем доли тех, кто займет места дальше пятого, будут уже незаметны на рынке.

Потенциал непрофильных игроков

Однако, несмотря на перспективы оказаться на третьих ролях, на рынок розничных продаж мобильных телефонов стремятся выйти операторы сотовой связи. На этом поприще в той или иной степени уже отметилась вся «большая тройка». Правда, руководство МТС признало, что собственная розничная сеть сейчас убыточна и когда она выйдет на окупаемость, пока неизвестно. По-видимому, чтобы исправить ситуацию, в начале 2007 г. МТС создала дочернюю компанию «ТС-Ритейл», основными задачами которой будут создание единой розничной сети (где будут продаваться продукты и услуги не только МТС, но других компаний группы «Система Телеком») и поддержание высокого качества обслуживания клиентов своей родительницы. Результаты уже проделанной в МТС работы оказались следующими: в течение 2006 г. выручка от продажи абонентского оборудования увеличилась с $45 млн до почти $65 млн, доля подключений через салоны магазины возросла с 9,5 до 13,4%, а число самих салонов увеличилось с 403 до 490. Однако и среднее время ожидания клиента в очереди тоже увеличилось и, по данным МТС, составляет сейчас 4,9 мин. В Москве эта средняя норма явно не выдерживается: эксперимент на себе показал, что далеко не в пиковое время (будний день, около 11 ч утра) ждать пришлось 18 мин. Но с очередями МТС обещает бороться путем открытия новых салонов.

В общем, пока операторы не могут составить скольконибудь заметной конкуренции ведущим ритейлерам, но ситуация может измениться, если операторы начнут наконец, как их зарубежные коллеги, субсидировать покупку телефонов (особенно, когда дело дойдет до массового разворачивания сетей 3G). Некие предпосылки этого уже есть. Так, в декабре 2006 г. «ВымпелКом», «Связной» и Samsung провели рекламную акцию, участники которой, выполнив определенные условия, смогут через год вернуть стоимость купленного телефона (правда, не наличными, а в виде сертификата на будущие покупки). Конечно, это не субсидирование телефона в традиционном его понимании, но других вариантов пока нет.

Более опасными конкурентами мобильным ритейлерам могут стать сети магазинов бытовой и компьютерной техники, которые начали активно торговать мобильными телефонами («Эльдорадо» уже имеет 2–3% этого рынка).

Сервисный кошмар

Серьезно портит «зрелый» рынок мобильных телефонов отсутствие развитой сервисной сети. Производители телефонов ограничиваются открытием в России одного-двух авторизованных сервисных центров, где сроки исполнения работ большие, а качество оставляет желать лучшего. Причем даже производители, имеющие российские склады, не проводят первичного контроля качества товара, который поставляется дистрибьютору, а количество возвратов неисправных телефонов уже стало угрожающим. По словам С. Румянцева, коммерческого директора ГК «Связной», почти половина неполадок выявляется во время предпродажной подготовки или в первые две недели после покупки. По мнению Э. Муртазина, если в 2007 г. сервис не появится, то у ритейлеров начнутся проблемы с покупателями, поэтому дистрибьюторы должны надавить на производителей и заставить их обеспечить должное качество сервиса.

На кого равняться?

Еще одна проблема розничного рынка телефонов – это качество обслуживания покупателей в салонах связи. У ведущих ритейлеров количество салонов исчисляется сотнями и тысячами, находятся они на самых бойких местах и ассортимент в них довольно богатый. Вроде бы клиенты должны быть довольны, но… практически у всех ведущих ритейлеров уровень подготовки продавцов снижается, хотя все понимают, что рентабельность каждого магазина сильно зависит от способности продавцов вежливо ответить на вопросы и доходчиво объяснить покупателю, как обращаться с тем или иным оборудованием. Однако, как оказалось, идеал в России все же существует. Представители всех присутствовавших на конференции ритейлеров дружно позавидовали уровню квалификации продавцов магазинов мобильной электроники ИОН. Но ИОНов в Москве и области всего 50. Вот еще одно подтверждение закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!