Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 февраля 2007

Биллинг и OSS/BSS: миграционная карта

Седьмой международный форум BILLING. IT Telecom'2006 (Москва, декабрь 2006 г.) проиллюстрировал: биллинг и его OSS/BSS-окружение пребывают сегодня в состоянии активной миграции – как внешней, так и внутренней.

Выставочная картинка изменилась: одни участники ушли, другие пришли, третьи – поменяли имидж... Сместились и акценты проводимой в рамках форума конференции OSS/BSS Telecom Forum: если в прошлом году все больше рассматривались отдельные OSS-решения (Fault Management, Inventory, Provisioning и др.), то на сей раз фокус пришелся на методологии, концепции, общие подходы к построению единого решения.

Внешняя миграция. Штрихи к портрету

Площадка выставки преобразилась: отсутствие привычно-пафосного стенда CBOSS, шесть лет подряд встречавшего посетителей красавицами в фиолетовых бикини и эстрадными номерами, автоматически изъяло элемент шоу. Деловое мероприятие стало соответствовать своему определению. Можно лишь сожалеть, что STROM Telecom, занявший биллинговую нишу в МТС вместо «отставника» CBOSS, не занял ее в экспозиции выставки. Однако ряды участников выставки покинула и целая группа других бывших ее экспонентов – Bercut, «Петер-Сервис», «Амфител», «Инфосфера», вошедшая впоследствии в ГК «Старт», InterSystems...

Впервые появилась экспозиция НР с решениями по максимизации доходности оператора связи; выросла целая «IPTV-грибница» (впрочем, эта часть экспозиции скорее была ориентирована на участников впервые организованной «Экспосистемс» и проходившей в те же дни в соседнем зале конференции IPTV Forum Russia/CIS)...

В общем, как заметил один из участников форума, минувший год изобиловал слияниями, поглощениями, трансформациями компаний, и «независимых разработчиков систем биллинга и OSS/BSS осталось совсем немного». Другой добавил, что иных на российском рынке уж нет, а те – далече. А третий резюмировал: остаются лучшие – те, кто способен подстроиться под сегодняшние задачи операторов. То есть совершить внутреннюю миграцию.

Биллинг: миграция приоритетов

Изменился и сам подход к роли биллинговых систем в операторских компаниях. Связано это, очевидно, со сменой операторских приоритетов. Если до недавнего времени деятельность оператора акцентировалась на расширении абонентской базы, то сейчас фокус сместился на удержание клиентов. Этой теме была посвящена панельная дискуссия «Модернизация биллинговых систем – вызов времени».

В сущности, биллинг, как заметил М. Набока («Волгоград-GSM»), – это «промежуточный слой» между техникой и бизнесом. В условиях, когда операторы переориентируются с предложения услуг клиентам на удовлетворение их потребностей, соответствующее смещение акцентов ожидается и от биллинговой системы. Теперь она должна выполнять не только расчетные функции, но также маркетинговые и даже управленческие. В этой связи перед операторами ребром встал вопрос модернизации биллинговых систем. Задача усложняется тем, что по большому счету качество услуг обеспечивается даже не столько правильностью работы биллинговой системы (которая должна работать соответственно заявленным требованиям), сколько качеством работы людей, которые эту систему обслуживают и создают новые сервисы. «К сожалению, вендоры делают акцент на техническую составляющую биллинговой системы, – говорит М. Набока. – В то же время, пытаясь удовлетворить разнообразные требования клиентов, за год наша компания вносит порядка 3–5 тыс. (!) изменений в биллинговую систему. А это означает повышенную нагрузку именно на персонал. Хотелось бы обратить внимание вендоров: в биллинговой системе необходимо преодолеть сложности, с которыми мы сталкиваемся на своем пути к клиенту».

Оператор даже предлагает общие подходы к модернизации биллинговых систем. Во-первых, необходим некий типовой инструментарий, позволяющий агрегировать изменения в биллинговой системе, связанные, как правило, с необходимостью проведения той или иной маркетинговой акции. Во-вторых, в функционале биллинговых систем следует использовать методы анализа данных (например, как это предлагает компания Comverse, представившая концепцию индивидуального маркетинга в реальном времени). Это позволит оператору получать информацию о потребностях абонента, об особенностях его поведения не за отчетный период, а уже в следующий момент после того, как абонент воспользовался услугой. И принимать соответствующее решение о предложении ему тех или иных услуг.

Итак, модернизация биллинга – неизбежность. Как заметила И. Лебедева («ТехноСерв А/С»), большинство компаний уже в процессе внедрения биллинговой системы начинают планировать дальнейшие шаги по ее модернизации. В то же время эта неизбежность имеет драматическую сторону.

Даже если на рынке появились более совершенные системы, оператор будет всеми силами стараться сохранить «на плаву» свой старый биллинг, модернизируя его (самостоятельно или с помощью вендора) до бесконечности, – ведь, как известно, замена биллинговой системы у действующего оператора сравнивается с заменой двигателя летящего самолета. В результате система может полностью измениться, но изменения кода нередко ведут к усложнению и удорожанию эксплуатации биллинговой системы. И в конце концов оказывается, что оператору выгоднее поставить новую систему.

Выход из тупикового варианта модернизации, по мнению Л. Дича («Петер-Сервис»), – во взаимодействии оператора и поставщика. А более конкретно – это способность организационной структуры поставщика вовремя реагировать на изменения бизнес-модели в отрасли. «Смотрите на перемены широко открытыми глазами, – призвал коллег-вендоров Л. Дич. – А перемены происходят буквально у нас на глазах: еще вчера вовсю шли «ценовые войны», а сегодня уже идет борьба за удержание клиента. И если вендор способен меняться вместе с бизнесом отрасли, то система останется. Хотя, возможно, и будет модернизирована до неузнаваемости...».

OSS/BSS: миграция смыслов

Новые сетевые технологии принесли на операторские сети мультисервисность. А вот OSS-системы, которые разрабатывались силами самих операторов, за переменами на сетях не поспевают. Сегодня, по мнению участников дискуссии, наблюдается важный смысловой переход при выборе оператором OSS-решений.

Если еще пять лет назад операторы выбирали продукты по функциональным возможностям, то сейчас их интересуют интегрированные OSS-решения, которые могут быть успешны только в том случае, если и заказчик, и поставщик имеют определенное видение их архитектуры, построения, внедрения. «На уровне сервисов сегодня существует очень много отдельных систем, предназначенных для управления этими сервисами, – отметил М. Амелюшкин (NetCracker Technology). – Но «лоскутное одеяло» приводит к большим проблемам интеграции этих отдельных систем, и наступил момент, когда для управления услугами требуется единая среда». Как образно выразился один из участников конференции, «система OSS/BSS – это сороконожка, у которой не должны хромать 10 или 20 ног». Наступило время промышленных систем, которые (что особенно важно) следует внедрять системно – с применением эффективных моделей, концепций. Такие проекты рассчитаны не на полгода или год, и долгосрочные партнерские отношения между заказчиком и поставщиком становятся необходимым условием их успешной реализации. Как следствие, заказчики становятся более требовательными в выборе вендора. И хотя реально большинство существующих на рынке OSS-систем пока ориентировано на поддержку сети (а не бизнеса) операторов, именно из лагеря вендоров были провозглашены ценности сервис-ориентированной архитектуры.

OSS/BSS-конкретика

Притом что сегодня, как показал форум, в выборе (да и в предложении) биллинговых и ОSS/BSS-систем доминирует концептуальный подход, для конкретных решений нашлось место и в экспозиции выставки, и в программе конференции. Так, в порядке case study были представлены решения «Комкора» по внедрению системы Inventor, СМАРТС – по внедрению и использованию на сети SS7 и GPRS-мониторинга, «СМАРТС Астрахань GSM» – по организации интеллектуальных услуг на базе EastWind INPlatform.

На стенде IBS был продемонстрирован действующий образец системы обнаружения мошенничества и анализа потерь доходов, оповещающей обо всех случаях потерь – от сбоев в работе коммутационного оборудования до намеренных искажений информации или несанкционированного использования сетевых ресурсов. Компания «Инотех» посвятила свою презентацию преимуществам многофункциональной ACP Platex, T-Soft – возможностям системы сбора передачи и предбиллинга данных, Siemens Business Services – особенностям внедрения западноевропейских OSS-решений (Inventory, Provisioning) в российских операторских компаниях
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!