Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2007
Константин АНКИЛОВ  01 февраля 2007

Самара: беспокойный рынок

За самарскую землю издревле шла ожесточенная борьба. По свидетельствам археологов, уже в эпоху палеолита первобытные племена спорили за право охотиться на водившихся здесь мамонтов и шерстистых носорогов. И тех и других благополучно истребили, и цивилизованные потомки стали бороться за эту территорию в связи с ее удобным географическим положением в излучине Волги, плодородными землями и обильными рыбными ресурсами. Сейчас соперничество идет на рынке связи.

Происхождение названия «Самара» остается загадкой – во множестве научных трудов аргументированно доказывается, что корни этого слова венгерские, узбекские, арабские, китайские, египетские, греческие, иудейские... К счастью, не нужно выяснять истоки названия второго крупного города области – Тольятти, который не сильно уступает столице региона как по своим размерам (700 тыс. человек против 1100 тыс. в Самаре), так и по уровню развития телекоммуникаций. Два этих города и определяют лицо рынка связи Самарской области.

Доходы от телекоммуникационных услуг в Самарской области в 2006 г., по предварительным данным, составили $590 млн. На Волге с ней может сравниться разве что Нижегородская область. Да и в других частях страны ее превосходят лишь две столицы, Краснодарский, Свердловский и Новосибирский регионы.

Неудивительно, что на долю в таком большом пироге претендуют многие операторы. С носорогов и плодородных земель борьба перешла в сферы более высокие – конкуренция идет за лояльность абонентов сетей связи. И, как и встарь, самарский рынок отличается высоким накалом этой борьбы.

Конкурирующим альтернативным операторам удалось даже подвинуть гранда местного рынка телефонной связи – «ВолгаТелеком». Если в большинстве регионов традиционный оператор контролирует не менее 80–90% этого рынка, то в Самарской области он имеет лишь две трети доходов. Еще одно отличие – не один-два, а целая группа успешных альтернативных операторов. Среди наиболее значимых – тольяттинские операторы АИСТ и «Инфолада», занимающие вместе 12% рынка. «Инфолада» к тому же вышла на рынок Самары, где кроме нее действуют «Самарасвязьинформ», «Самтелеком», «Голден Телеком» и другие. Всего местную связь в регионе предлагают около 80 компаний.

Альтернативные операторы не дают покоя «ВолгаТелекому» и на интернет-рынке. Основные игроки – те же, что были перечислены выше, плюс «Самара-Интернет» и «Крафт-С». Быстро развиваются новые проекты – пермский «гость» «ЭР-Телеком» и беспроводной MetroMAX. Благодаря успехам этих игроков МРК занимает лишь половину местного интернетрынка – явление для российских регионов довольно редкое.

При такой активности операторов неудивительно, что самарский интернет-рынок – среди крупнейших в стране. Регулярно пользуются Интернетом 250 тыс. самарцев, что, впрочем, составляет лишь 8% населения, – так что рынку есть куда расти. Охотно осваивают самарцы широкополосные технологии – доля коммутируемого доступа за 2006 г. сократилась, по предварительным данным, на 7% и дает лишь треть всех интернет-доходов.

В сотовой же связи на самарском рынке ничего необычного – усердно соревнуются друг с другом «большая тройка» плюс местный СМАРТС и проект CDMA-450 от «ВолгаТелекома» с 1% рынка. Выигрывает в этой гонке «МегаФон», не только имеющий большую абонентскую базу, но и активнее других привлекающий новых клиентов. В 2006 г. постепенно сокращала разрыв с лидером лишь МТС. Впрочем, поскольку сотовое проникновение на самарском рынке уже год превышает 100%, борьба в значительной степени сводится к переманиванию пользователей у конкурентов.

***

Таков рынок связи Самарской области: крупный, динамичный, перспективный, но новичкам закрепиться здесь очень непросто. Лобовая атака на массовый рынок, где работает целый ряд закаленных в боях друг с другом игроков, потребует немало ресурсов. Но можно пойти и другими путями: скажем, как MetroMAX, найти рыночные ниши, в которых конкуренция пока не так высока, или по примеру «Голден Телекома» приобрести одного из существующих успешных операторов. Даже на таком конкурентном рынке возможности для желающих вступить в этот «бойцовский клуб» найдутся.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!