Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Игорь Алексеевич КОЛПАКОВ  01 февраля 2007

Предупрежден – значит вооружен

Представить не только текущее состояние дел на рынке мультисервисного доступа, но и на перспективу, свести воедино объективные и субъективные факторы выбора, спланировать оптимальный с точки зрения инвестиционной привлекательности проект – таковы, по мнению генерального директора «Контур-М» И.А. КОЛПАКОВА, задачи системного интегратора.

И.А. Колпаков– …А оператор уже сам придет к осознанному выбору. Ведь у каждого свои условия. Кто-то делает инвестиции, желая получить максимально перспективную и правильную сеть, которая «обеспечит надежную старость» и/или беспроблемный переход на другие технологии через 5–7 лет. Кто-то хочет, вложив минимум средств, реализовать проект с максимально коротким сроком окупаемости. У кого-то есть деньги лишь на передачу данных (и такая сеть его устраивает), а кому-то нужен только triple play. Один согласен иметь две параллельные сети, а другой обязательным условием выдвигает предоставление услуг по одному кабелю…

Мы рекомендуем сначала выработать стратегию, а потом уже определяться с технологией. Грамотный оператор обычно идет не к одному системному интегратору, а к нескольким, изучает практику компаний, анализирует информацию, предложения и в итоге принимает оптимальное, на его взгляд, решение.

– Какие направления наиболее привлекательны в плане инвестиций?

– Обоснованный ответ на этот вопрос невозможен без анализа тенденций, характерных для рынка мультисервисных услуг. Наиболее рейтинговыми были, есть и останутся (табл. 7) услуги классической телефонии, аналогового (социального и коммерческого) ТВ и передачи данных. (Табл. 7 и 8 построены по данным из открытых источников и могут отличаться от показателей конкретных операторов – нам они нужны, чтобы наглядно иллюстрировать динамику рынка услуг МСС.) Как видно из табл. 7, спрос на услуги классической телефонии, а также социального аналогового ТВ имеет устойчивую тенденцию к снижению, а услуга передачи данных и доступа в Интернет – устойчивый рост.

Спрос на традиционную телефонию будет снижаться. По передаче данных и доступу в Интернет, по VoIP, цифровому ТВ во всех форматах (IPTV, DVB-C, DVB-T) и интерактивным услугам цифрового ТВ отмечается рост потребности. Аналоговое коммерческое ТВ сегодня на подъеме, а потом – долгосрочное снижение. Социальное аналоговое ТВ – снижение доли сегодня, в ближайшей перспективе и в долгосрочной.

– А динамика доходности этих услуг?

– Это самое интересное. Совсем недавно (табл. 8) выручка от абонентов классической телефонии превышала 60%, а от VoIP и передачи данных – 5 и 10% соответственно. Выручка сегмента услуг аналогового ТВ оценивалась более чем в 20%. Эти цифры и определяли инвестиционную привлекательность направлений. Да, заниматься классической телефонией выгодно, но там колоссальные затраты: строительство подземных коммуникаций, сооружение АТС, содержание инфраструктуры и т.д. Такой объем инвестиций мало кому из коммерческих операторов удастся осилить…

– Значит, полноценно потянуть это направление может только государственная компания?

– Или компания с господдержкой. Решения коммерческих компаний по традиционной телефонии базируются на том же оборудовании, что и у «Связьинвеста», но обеспечить такую же надежность они не в состоянии. Коммерческие операторы обычно предпочитают не связываться с затратами на подземные коммуникации, а идти воздушнокабельными переходами – в результате страдает надежность. Качество услуг не хуже, в некоторых случаях даже выше, однако с точки зрения окупаемости проекты со строительством подземных коммуникаций менее привлекательны для коммерсантов – ТфОП все-таки прерогатива «Связьинвеста».

– А удел «частников» заниматься...

– …передачей данных и коммерческим ТВ. Сегодня (см. табл. 8) коммерческое аналоговое ТВ на подъеме, но совсем скоро сместится со второй позиции по доходности на третью, уступит свои позиции передаче данных. Доходность классической телефонии тоже будет падать. Эта динамика и формирует предпочтения операторов, когда они выбирают технологии. В ближайшие 5–10 лет услуга передачи данных и доступа в Интернет не просто займет лидирующее положение, но и за счет выручки от услуг, базирующихся на передаче данных (VoIP, IPTV, VoD, PPV и т.д.), резко уйдет вперед от традиционной телефонии и аналогового ТВ. А цифровое ТВ в различных форматах будет обеспечивать такую же выручку, как аналоговое. Поэтому сегодня в стране наблюдается бум строительства сетей передачи данных, сетей с глубоким проникновением оптики и сетей с возможностью интеграции различных технологий.

– Понятно, что потенциальный оператор, походив, как вы советуете, от одного системного интегратора к другому, третьему, не всегда возвращается к первому. У вас не бывает соблазна говорить клиенту то, что он хочет слышать: мол, как вы скажете, так мы и сделаем?

– Соблазны для того и существуют, чтобы их преодолевать. Мир, на наш взгляд, идет в сторону пакетной передачи данных, которая будет осуществляться на базе сетей с глубоким проникновением оптики – в дом, подъезд. И кто бы к нам ни обратился, какая бы ситуация на рынке ни складывалась, какие бы субъективные предпочтения ни были у наших клиентов, мы стараемся донести до них эту информацию. Предупрежден – значит вооружен
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!