Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Александра КРЫЛОВА  22 декабря 2009

О будущем электронных услуг замолвили слово

Переход государства к предоставлению услуг своим гражданам в электронном виде остается в зоне пристального внимания всех заинтересованных сторон. 

На круглом столе «Госуслуги в электронном виде: международный опыт и преимущества для бизнеса», проведенном  Министерством связи и массовых коммуникаций совместно с Государственным университетом – Высшей школой экономики, теоретики и практики информатизации обсудили очередные шаги, которые должны последовать за введением в эксплуатацию Портала государственных услуг. В ходе дискуссии были определены  проблемы, которые мешают их осуществлению, и способы их решеия.

Андрей Коротков, стоявший у истоков ФЦП «Электронная Россия», реализация которой продолжается с учетом  изменений, утвержденных постановлением правительства РФ, отметил, что из 4-х слагаемых информационного общества – опорной инфраструктуры, точек и устройств доступа к ней, содержательного наполнения и людей, с их знаниями и умениями, сегодня необходимо развивать последние два. А для этого необходимо учесть и преодолеть ряд сдерживающих факторов, лежащих вне плоскости электронного взаимодействия – слабость госинститутов, отсутствие полноценного контроля деятельности органов власти. «По-хорошему движение к информационному обществу должно быть встречным – «сверху» и «снизу»», - сказал  он.

 Действительно, если граждане не имеют навыков работы с Интернетом, а таких пока немало, (полугодовая аудитория РУНЕТа - 47 млн. человек, а активного трудоспособного населения в России – 89 млн. человек), то вряд ли они смогут оценить преимущества государственных услуг в электронном виде. Так что проблему преодоления «цифрового разрыва» между поколениями, списывать со счетов пока рано. И многим гражданам, особенно старшего возраста, надо помочь научиться пользоваться компьютером.

Помимо технологической составляющей, у электронного правительства, есть и составляющая административно-организационная. Начиная с 2004 г. в России ведется административная реформа, процессы, в том числе и работа чиновников разного уровня с обращениями граждан, описаны, накоплена большая база таких описаний. Теперь, по мнению Андрея Клименко, проректора ГУ-ВШЭ, нужно подумать о совершенствовании административных регламентов, чтобы они в полной мере позволяли государственным органам и ведомствам оказывать услуги гражданам в электронном виде. Основные направления этой работы поможет задать тестовая эксплуатация Портала Госуслуг.

Круглый стол показал, что создаваемое в нашей стране электронное правительство в целом и оказание государственных электронных услуг ее жителям в частности должно согласоваться с многочисленными проектами в области региональной информатизации, также предполагающими использование современных технологий для взаимодействия местных органов власти с гражданами.

В активе банка «Уралсиб» два действующих проекта «Электронная карта жителя региона» - в Ивановской области и республике Башкортостан, деятельности каждого из которых посвящен пакет нормативно-правовых документов регионального уровня. В результате, например, жители Башкортостана сегодня могут пользоваться установленными их карте 7 приложениями: пенсионным, медицинским, банковским, социальным, транспортным, налоговым и дисконтным. По словам Дмитрия Скворцова, руководителя исполнительной дирекции карточного, депозитного и комиссионного бизнеса банка «Уралсиб», в ближайшем будущем к ним добавятся еще пять. Поскольку проект изначально строился по многоэмитентной схеме, к нему уже присоединилось 5 других банков.

Вместе с тем, признался Д. Скворцов, распространение опыта Башкортостана на другие российские регионы пока тормозится  разобщенностью информационных ресурсов организаций и ведомств, отсутствием единого стандарта кодификации для всех категорий льготников. В ходе проекта выявилась также необходимость разработки регламентов и стандартов взаимодействия между «Электронной картой жителя региона» и «Электронным правительством», а также разработка и введение единых электронных форм заявлений на подключение всех возможных на карте видов приложений.

И тут вся надежды участников процесса возлагаются на Минкомсвязи РФ, в котором, как отметил Илья Массух, советник министра связи и массовых коммуникаций, уже создана Концепция поддержки региональной информатизации – с четким планом действий.

По его словам, в следующем году будет запущена программа «Электронный регион», цель которой - обеспечить состыковку таких проектов, среди которых немало интересных и эффективных решений. «Мы поставили себе задачу выявить по результатам анализа хорошие практики, попробовать их внедрить еще в двух регионах, если они воспринимаются положительно, то мы будем рекомендовать их для распространения по всей стране», - сказал он.

Получать же электронные услуги всех уровней, от муниципального до федерального, россияне будут на Портале госуслуг. Как ожидают в Минкомсвязи, одним из самых важных результатов его тестовой эксплуатации для его оператора и разработчиков станет получение обратной связи с первыми пользователями, которые подскажут, как сделать электронные услуги государства еще удобнее и доступнее для российских граждан.

 

 

 

 

 

   

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!