Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Н. РЕЗНИКОВА  01 февраля 2007

Маркетологи с младых ногтей должны впитывать связистскую культуру в вузе

Кто и где готовит ассов? Вопросы задавать легче, чем отвечать на них. Особенно если они не всегда корректны, к примеру: «Какой маркетолог лучше – западный или российский – и стоит ли куда-то ехать за знаниями?». А может быть, следует узнать, каков он, русский стиль обучения? С какими трудностями сталкиваются сегодня российские педагоги и как их преодолеть? Рассказывает Н. Резникова, профессор МТУСИ.

Н. Резникова Что такое маркетинг?

Сегодня, когда Россия подписала Болонскую декларацию, когда взамен классификатора отраслей появился классификатор видов деятельности, а главное – в связи с фундаментальными изменениями в экономике и обществе, возникает много вопросов: каковы стратегические перспективы подготовки специалистов в области маркетинга и какой должна быть квалификация выпускника? сколько лет его готовить и по какой схеме? каковы задачи организационно-экономической подготовки инженеров электросвязи?..

Поразительно, но, насколько мне известно, ни один из вузов связи к подготовке маркетологов серьезно не относится. Однако имеются различные тренинг-центры, в частности МБТТС в Институте повышения квалификации (ИПК) МТУСИ, через который за 12 лет прошло порядка 2 тыс. слушателей. Специалисты в области маркетинга из организаций связи имеют возможность за недельный курс повысить свою квалификацию, обменяться опытом решения проблем, связанных с ориентированием компании на клиента, поиском данных о состоянии рынка и сущности клиентских запросов, формированием лояльности и т.п. Поначалу преподаватели ощущали себя кем-то вроде сказочника Андерсена, рассказывающего о том, что: 1) нет клиента – нет бизнеса; 2) клиента надо знать и любить; 3) маркетинг – это прежде всего корпоративная культура, управление организацией исходя из интересов клиента, потому что любая организация – прежде всего затратный объект, а все ее цели находятся во внешней среде и генерируют доходы организации. Со временем сказка стала былью, слушатель пошел подкованный – из отделов маркетинга и продаж. А что, продажи – не маркетинг?

Оксфордский словарь делового английского языка толкует термин «маркетинг» как «деятельность по выявлению, удовлетворению и увеличению спроса покупателей на продукты компании; часть компании, которая этим занимается». Так что продажи, реклама, изучение рынка, ценообразование, управление взаимоотношениями с клиентами, брендинг – всё это маркетинг и требует координации, командной работы, единой информсистемы с соответствующими уровнями управленческой иерархии, внутрикорпоративной логистики, документооборота, аудита, взвешенных стратегических решений и управления…

Так чему же и как учить?

Чему учить?

Конечно, образовательные программы по названной выше специальности 080111 «Маркетинг» уже существуют. К слову сказать, МТУСИ подготовил все документы для получения лицензии на право обучения этой специальности. Однако прежде всего будущего маркетолога надо научить быть взрослым. Дело в том, что увеличивается свобода, которую человек приобретает благодаря знаниям, и явно отстает от нее сознание ответственности за поступки.

Далее. Его надо научить думать системно и сомневаться. Исследователи пришли к заключению, что наши мыслительные способности не слишком готовы к серьезным проблемам по причине присущей нам склонности экономить усилия и поддерживать сознание собственной компетентности. И чем сильнее это чувство, тем больше человек чувствует себя «в своей тарелке» и в итоге становится менее чувствительным к реальности, т.е. в проблемных ситуациях мы склонны подменять действительное положение вещей упрощенными моделями, создающими иллюзию нашей компетентности. А ведь в сложной ситуации главное – верно ее понять.

Любой маркетолог включен в сложные динамические коммуникативные связи с другими людьми. Их основная характеристика – сетевое строение, что делает невозможным локальное изменение явлений или процессов. Трансформация принимает сетевой характер: непосредственный результат, побочные и отдаленные последствия. Изменение одного компонента (например, цены услуги) активно влияет на другие (спрос, потребление, доходы…). Сложные ситуации охватывают целый ряд элементов, объединенных многочисленными связями, и начинают меняться сами по себе. Усилия человека не только не приводят к ожидаемому прямому результату, но вызывают косвенные и отдаленные последствия, которые зачастую создают новые проблемы, до неузнаваемости изменяющие проблему первоначальную.

Так что человек должен быть готов искать решение проблемы, а не виноватых, научиться предугадывать происходящее в системе без его вмешательства. Прогресс человеческой цивилизации неизбежно способствует тому, чтобы человек, будучи вовлеченным в сложные динамические системы, действовал в них болееменее эффективно. Но при этом увеличивается нагрузка на психические функции человека – восприятие, внимание, память, мышление. Поэтому решающее значение приобретает мотивационно-эмоциональная регуляция, в частности преодоление страха потерять контроль над ситуацией и самим собой, особенно если ошибка чревата тяжелыми последствиями. Маркетолога надо научить быть психологом, так как маркетинг – работа с людьми.

Пятнадцатилетний опыт ФЭУ МТУСИ по подготовке экономистов-менеджеров для ИКТ позволяет сформировать программу профподготовки маркетологов, адекватную специфике этой сферы деятельности. Я разделяю позицию графа Ф. Честерфилда: «У каждой компании есть свои привычки и склонности, и то, что как нельзя лучше подходит для одной, может оказаться неприемлемым для другой». Иными словами, маркетологи, обученные продвижению детских колясок, будут менее успешны при торговле гробами. Мне представляется, что

маркетологи для сферы инфокоммуникаций должны с младых ногтей впитывать связистскую культуру в профильном вузе

Для того чтобы выпускники вузов связи по специальности «маркетинг» были востребованы на рынке труда, быстро адаптировались в конкретных подотраслях и эффективно работали с первых дней, они должны быть компетентны в области специфичных процессов предоставления услуг и уметь адаптировать общие экономические законы для задач маркетинга связи с учетом инфраструктурного и сетевого характера производственных процессов и организационно-экономических взаимоотношений на этом рынке. Придерживаюсь мнения, что

компетенция - знания + умения (действия стандартные) + ноу-хау (нестандартные действия).

***

Знания не бывают лишними, так как неизвестно, откуда гром грянет. «Человек способный и хорошо воспитанный всюду проложит себе дорогу. Основательные знания введут его в лучшее общество, а вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить другие достоинства и таланты. Без них никакие знания, никакое совершенство не предстают в надлежащем свете. Без них ученый превращается в педанта, философ – в циника, военный – в грубого скота» (Ф. Честерфилд «Письма к сыну»).

Маркетинг и кризис высшего образования

Специалисты считают, что кризис образования в постсоветском пространстве связан с тем, что в сознании глубоко укоренилась субъект-объектная парадигма обучения, когда роль преподавателя активна, а студента – пассивна и сводится к запоминанию и использованию заученной информации для решения типовых задач.

Среди проблем, снижающих эффективность системы высшего образования, – несовершенство российского метода оценки знаний:
  • отсутствие разделения функций обучения и оценки его результатов между разными преподавателями. Это позволяет низкоквалифицированным специалистам маскировать свою несостоятельность путем выставления хороших оценок фактически самим себе и создает условия для коррупции и взяточничества;
  • полная зависимость студента от назначенного преподавателя, допускающая в их отношениях как неоправданно низкую требовательность, так и деспотизм;
  • отсутствие дифференциации дипломов о высшем образовании – в результате и отличник, и троечник получают одинаковые дипломы;
  • принципиальная возможность получить диплом бакалавра, специалиста и даже магистра закоренелому прогульщику и посредственному студенту.
В процессе реформы американской системы университетского образования с 1903 г. начала использоваться субъект-субъектная концепция обучения, признающая равенство прав всех участников образовательного процесса, в частности право студента влиять на содержание учебной программы и сроки ее освоения. Концепция стала преобладающей в большинстве стран с развитой экономикой. Наиболее полно она реализуется при использовании кредит6систем, получивших в России название систем зачетных единиц. Но для их внедрения необходимо изменить организацию обучения, параллельно формируя новые социальные и финансовоэкономические отношения в системе профобразования.


Профессиональные компетенции специалистов в области маркетинга
  1. Понимание основных категорий экономических наук и менеджмента.
  2. Владение методами исследования внутренней и внешней среды организации связи и информатизации – маркетинговых исследований.
  3. Умение структурировать задачи, выявлять проблемы, ранжировать их и находить решения с учетом ситуации и ограничений, в том числе законодательных, используя доступные инструменты маркетинга.
  4. Знание сути, функций и методов маркетинга, умение применять эти знания при решении конкретных задач.
  5. Владение знаниями и умениями в области бухгалтерского, управленческого и калькуляционного учета, управления качеством.
  6. Знание основ технологических процессов производства услуг связи и информатизации и т.д.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!