Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  28 декабря 2009

Руслан Титов (АРКТЕЛ): "Сейчас компании фиксированной и сотовой связи находятся в неравном положении с точки зрения ведения конкурентного бизнеса."

Демонополизация рынка дальней связи принесла плоды только на корпоративном сегменте. Кроме того, жестко обозначилась конкуренция между фиксированной и мобильной МГ/МН связью. Читайте полную версию Дискуссионного клуба темы номера "ИКС" №12'2009, "Дальняя связь. Рынок теряет границы". Часть 2.   


"ИКС": Как Вы оцениваете конкурентную ситуацию на рынке МГ/МН связи? Как оцениваете конкурентную ситуацию на рынке производителей оборудования и решений для магистральной связи в России?
 

Константин Носов, коммерческий директор ОАО «Старт Телеком»:
Конкуренция на рынке частных лиц невелика,  в связи с интерностью поведения самих пользователей с одной стороны и сложностью переключения между операторами с другой стороны. Конечно, введение hotchoice позволит значительно повысить конкуренцию, и как следствие, получить более качественную и доступную услугу потребителю. На этапе реформирования МГ/МН связи много говорилось о множестве тарифов от разных операторов, о том, что пользователь будет днем пользоваться одним оператором, а ночью другим. Сейчас уже 2010 год на носу, а я таких пользователей так и не знаю. Другое дело корпоративный сегмент, здесь идет борьба каждый день. И тут уж вне зависимости от регулятора развернулась жесткая борьба за абонента.
 

Алексей Гончарук, вице-президент КОМСТАР-ОТС:
Корпоративный рынок – высоконкурентный. Ценовые и качественные характеристики практически сравнялись, успех зависит от работы продавцов, пакетирования услуг и маркетинговой поддержки. На массовом рынке – малоконкурентный. Каждый игрок работает с ограниченным количеством операторов местной связи (с теми, которыми владеет или с теми, которые имеют ресурсную зависимость от этого игрока). На рынке межоператорского транзита конкуренция обостряется за счет игры на стоимости завершения трафика на СПС.
Существующая реализация
hot-choice не помогает созданию конкурентных условий, т.к.: не работает на корпоративном рынке из-за плохой совместимости с налоговым законодательством; существующие законодательные ограничения создают высокие риски для операторов дальней связи при предоставлении услуг hot-choice на рынке физических лиц без агентского договора с оператором местной связи.
Абсолютное большинство операторов местной связи: не имеют технической возможности ведения нескольких агентских договоров с операторами дальней связи одновременно; не видят финансового интереса в переводе абонентской базы на
hot-choice и последующей продаже информации для выставления счетов о своих абонентах операторам дальней связи.
Hot
-choice на массовом рынке из-за законодательных ограничений трудно поддается прогнозированию со стороны операторов дальней связи. Неудобства, риски, сложность схем предоставления в такой работе отпугивают операторов, упор делается на работу по pre-select. 

Екатерина Цвилева, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций,
Orange Business Services в России и СНГ: Основные заказчики Orange – корпоративные клиенты, а конкуренция на корпоративном сегменте телекоммуникационного рынка всегда была высокой и рынок дальней связи не исключение. В существующих экономических условиях компании ищут возможности для оптимизации затрат, поэтому более конкурентоспособными становятся комплексные предложения услуг телефонной связи – фиксированной и мобильной, корпоративной и междугородной. Именно на такой портфель голосовых услуг делает ставку Orange при работе на рынке дальней связи. С 1-го января 2008 года, когда Orange начал самостоятельно предоставлять услугу дальней связи, число заказчиков выросло на 40%. Что касается существующей системы выбора оператора МГ/МН связи, hot choice остается инструментом более удобным частным лицам и небольшим компаниям. Основным же нашим клиентам - крупным  корпоративным заказчикам - более выгодно иметь одного надежного поставщика телекоммуникационных услуг, который предложит интересные обеим сторонам условия. 


Ирина Федулова, генеральный директор компании АСВТ:
К сожалению, на рынке МГ/МН связи как был Ростелеком монопольным владельцем ресурсов сетей дальней связи, так и остался. И это негативно сказывается как на развитии самого рынка, так и экономических показателях других операторов связи. Особенно остро это проявляется в регионах, где Ростелеком жестко диктует свои условия. 

Руслан Титов, з
аместитель технического директора по развитию сетей связи "Арктел": Вводя изменение законодательства в отрасли (с 01.01.2006г.), кардинально меняющее правила игры на рынке  предоставления услуг МГ/МН связи на территории РФ, регулятор подразумевал, что операторов дальней связи будет не больше пяти, об этом говорит количество кодов выбора и категорий для дальнейшего распределения для  операторов дальней связи. На тот момент вступление данного  изменения в  законодательстве отрасли было направлено на увеличении доходов и капитализации двух компаний федерального масштаба, на тот момент уже получивших данные лицензии и начавших оказания услуг с 01.01.2006г.
Сейчас компании фиксированной и сотовой связи находятся в неравном положении, с точки зрения ведения конкурентного бизнеса. Сотовые операторы,  ссылаясь на технические сложности маршрутизации МГ/МН трафика от своих абонентов на операторов фиксированной связи  и дополнительной проблемы с роумерами, которым физически не представляется возможным выставить счёт после проведенных разговоров, через оператора фиксированной связи, заявляют о невозможности направления  МГ/МН трафика с сотовых сетей на фиксированных операторов связи, если даже абонент это захочет сделать. Но при этом, операторы фиксированной связи обязаны направлять МГ/МН трафик на операторов сотовой связи, если клиент фиксированной сети заключит договор с сотовым оператором на оказание услуг МГ/МН связи.

Конкуренция на рынке МГ/МН связи возросла, но то что закончились коды выбора оператора, это вполне логичные преференции, которыми должны обладать Компании, построившие сеть МГ/МН первыми.  Поэтому законотворцам отрасли связи предстоит как-то выходить из создавшегося положения и устранять недоработки предшествующих идеологов данных нововведений.
 

Константин Фетисов, директор по продажам "Дженерал Дейта Комм":
Конкуренция на телекоммуникационном рынке высока и направление решений для магистральной связи не исключение. Однако если говорить о конкуренции среди производителей оборудования для магистральной связи, то основная борьба будет не между производителями оборудования различных технологических сегментов, а среди разработчиков внутри каждого сегмента. Магистральные каналы – это и высокоскоростные волоконно-оптические линии связи, и радиорелейные каналы со скоростью до 1000 Мбит/с, и спутниковые каналы с большой пропускной способностью. Выбор той или иной технологии определяется исходя из конкретной ситуации и возможности применения того или иного решения. В каждом из сегментов соперничество между производителями очень серьезное. Причем некоторые отечественные разработки занимают достаточно прочное положение. К примеру, в секторе спутниковой связи российские производители имеют исторически сильные позиции. Отдельно можно упомянуть и производителей радиорелейных систем. В этом направлении однозначно можно выделить несколько российских компаний, которые производят решения не только не уступающие зарубежным аналогам, но, зачастую, и превосходящие их по технико-экономическим показателям. Хотелось бы отметить определенный прогресс в вопросе использования российского оборудования для построения и развития современных сетей связи, так как все большее количество операторов отдают предпочтение именно отечественным разработкам.  

Штейн Мидлтон, руководитель направления решений в области ШПД компании "Эрикссон", Кирилл Федотов, менеджер по техническим решениям в области ШПД компании "Эрикссон":
  В последние годы производители оборудования научились значительно быстрее достигать консенсуса в разработке новых стандартов, и для выхода стандарта стало требоваться гораздо меньше времени. Стало очевидным, что разработка собственных стандартов невыгодна, так как заказчики предпочитают подождать и инвестировать в развитие сети только после появления разработанного международного стандарта. Это приводит к развитию  кооперации между производителями оборудования в части стандартизации и совместимости оборудования. 

"ИКС": Какие аспекты конкуренции стали в 2008-2009 гг. для Вашей компании приоритетными? (наращивание мощности магистралей, открытие новых направлений, снижение тарифов, маркетинговая активность, повышение качества услуг и качества обслуживания, предложение дополнительных услуг,  вывод на рынок новых услуг, др.)
 

А. Гончарук:
Это работа по переключению абонентов местных сетей КОМСТАР-ОТС и дочерних компаний на услуги дальней связи КОМСТАР-ОТС; наращивание магистральных мощностей в связи с возрастающими объемами дальнего трафика; эффективное управление постоянными (размещение оборудования, магистрали, внутризоновые и городские каналы) и переменными (поиск оптимальных маршрутов терминации трафика) затратами; вывод на рынок собственного кода доступа к услугам интеллектуальных сетей 8-800-250-хххх; дальнейший выход на зарубежные точки обмена трафиком (Франкфурт, Киев, Лондон); введение систем контроля качества предоставляемых услуг.  

К. Носов:
Если говорить в целом о рынке, то это скорее всего оптимизация своих затрат на пропуск трафика. Это все направления и снижение магистральной составляющей, и поиск более оптимальных путей прохождения трафика. Думаю, что для большинства компаний внедрение новых услуг МГ/МН пока остаются нишевымы и не значительными в общей части доходов. 

Е. Цвилева:
Наши приоритеты в 2008-2009 не изменились. Мы, как и прежде, уделяем большое внимание качеству обслуживания заказчиков, не сократили инвестиции в  развитие инфраструктуры, продолжаем строительство голосовых сетей,  чтобы иметь возможность предлагать нашим заказчикам качественные услуги по конкурентным ценам. В 2009 году мы запустили зоновые сети в Новосибирской области, Хабаровском крае, в ближайшее время планируем запуск в Челябинской и Саратовской областях. И, безусловно, мы развиваем наш продуктовый портфель. В 2009 году среди запущенных нами услуг:
Business
Everywhereрешение, которое гарантирует доступ мобильных сотрудников к корпоративным ресурсам компании более чем в 150 странах мира через Wi-Fi сети, гостиничные сети Ethernet или с использованием коммутируемого доступа;
Easy
Office – коробочное решение, ориентированное на средние и малые предприятия, позволяющее компаниям подключиться к сети Интернет и организовать телефонную связь, не приобретая дополнительное оборудование - мини-АТС и Ethernet-switch;
Dual
Wireless Access – решение для подключения банкоматов с помощью GPRS-канала, надежность соединения гарантируется одновременным использованием SIM-карт двух независимых мобильных операторов. Сеть одного сотового оператора является основной, вторая – резервной. В случае разрыва соединения, оборудование обеспечивает автоматическое переключение на сотовую сеть резервного оператора. Таким образом, гарантируется бесперебойная работа банкомата.  

Р. Титов:
Наиболее приоритетными аспектами конкуренции для ОАО «АРКТЕЛ» были и остаются маркетинговая активность, предложение новых/дополнительных услуг, снижение тарифов. Если рассматривать известные конкурентные стратегии, то для МГ/МН связи более эффективна стратегия минимизации издержек, нежели стратегия дифференциации или стратегия концентрации.  Когда клиент запрашивает у Вас коммерческое предложение на МГ/МН связь, его в первую очередь интересуют тарифы при сравнительно   приемлемом качестве предоставляемых услуг.
   
Увеличение пропускной способности магистралей МГ/МН сети проводится постоянно, но это технологическая необходимость, и это я не стал бы относить к аспектам конкуренции. В данном случае имеют конкурентные преимущества компании федерального значения, имеющие свои собственные магистрали по всей территории РФ.  Но
конкурировать могут компании только равные по ресурсу, поэтому для ОАО «АРКТЕЛ» приоритетным направлением является - это усилении позиций перед сильными местными и зоновыми игроками телеком рынка, и привлечение ряда региональных ключевых клиентов, за счёт конкурентных преимуществ перед  инертными федеральными «монстрами телекома». 

И. Федулова:
Приоритетными для компании АСВТ стали: оптимизация затрат, в том числе и затрат на развитие; сведение к минимуму вложений в строительство новых магистральных участков сетей (теперь такое строительство осуществляется только под конкретные клиентские задачи); реализация сбалансированной программы привлечения новых и удержания  существующих клиентов, включающей внедрение особой ценовой и сервисной политики, а также персонифицированную реакцию на обращения абонентов. Кроме того, были предприняты шаги по повышению доступности для конечного пользователя  тех услуг связи, которые совершенно необходимы им в быту и для ведения бизнеса. Время уже подтвердило своевременность и правильность этих шагов. Также, АСВТ в ускоренном порядке вывела на рынок целый спектр новых услуг, основанных на технологии видеоконференцсвязи. Иными словами, нами целенаправленно были созданы условия, когда для наших клиентов связь перешла из разряда затрат в разряд инвестиций с понятной и быстрой окупаемостью.
 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!