Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2 2007
Л.В. МИХАЛЕВСКИЙ  01 февраля 2007

Процедура международной правовой защиты частотных присвоений

Правовая защита радиоэлектронных средств по международным правилам и с выполнением процедур Регламента радиосвязи – важный элемент экспертизы радиочастотных заявок на право использования РЭС, так как обеспечивает ЭМС отечественных РЭС с зарубежными и их международное признание в виде занесения частотных присвоений в Международный справочный регистр частот МСЭ.

Л.В. МИХАЛЕВСКИЙ, заместитель директора ФГУП «Главный радиочастотный центр»Процедуры координации частотных присвоений РЭС с администрациями связи (АС) других государств для каждой службы зависят от договоренностей, зафиксированных в двух- и многосторонних соглашениях с АС государств или в региональных соглашениях, разработанных МСЭ.

Радиовещательная служба

Частотные присвоения станциям ДВ- и СВ-вещания координируются в соответствии с Региональным соглашением (Женева-75):
  1. Заявки направляются в Бюро радиосвязи (БР) МСЭ для опубликования в части А спецраздела GE-75, где после их экспертизы определяются страны, с которыми необходимо проводить координацию присвоений.
  2. Если в течение 4 месяцев после публикации заявок не последует замечаний от заинтересованных стран, то такие частотные присвоения считаются скоординированными и публикуются в части В того же спецраздела. В случае возражения какой-либо страны процесс координации с ее АС продолжается вплоть до получения положительного результата.
  3. По завершении процедуры карточкизаявки на частотные присвоения станциям ДВ- и СВ-вещания направляются в БР МСЭ для включения в Международный справочный регистр частот.

Частотные присвоения станциям аналогового и цифрового ТВ:
  • расположенным в координационной зоне (области на расстоянии до 600 км от границы), должны согласовываться с АС иностранных государств;
  • расположенным по западной границе России до 400 в.д. и работающим в полосе частот 48,5–100 МГц, координируются в соответствии с Региональным соглашением для Европейской зоны радиовещания (Стокгольм-61);
  • расположенным в координационной зоне с АС Казахстана и Армении, координируются в соответствии с двусторонними соглашениями Москва–Астана (2000 г.) и Москва–Ереван (2001 г.);
  • работающим в полосах 174–230 и 470–862 МГц, временно координируются в соответствии с Региональным соглашением (Женева-2006), процедура аналогична принятой в Соглашении (Женева-75).
В последнем случае с целью снижения нагрузки на БР МСЭ может проводиться двухили многосторонняя предварительная координация частотных присвоений:
  1. Частотные присвоения ТВ-станциям направляются на координацию заинтересованным государствам, которые определяются по программе БР МСЭ в зависимости от степени превышения порога напряженности поля. В случае отсутствия ответа на запрос (а также на напоминание) частотное присвоение считается успешно скоординированным.
  2. При невозможности достичь положительного результата путем переписки и для ускорения процедуры координации вопрос решается в ходе переговоров
Частотные присвоения ОВЧ/ЧМстанциям:
  • работающим в полосе частот 66,0–68,0 МГц и в координационной зоне до 400 в.д., координируются в соответствии с Соглашением (Стокгольм-61) и процедурой, описанной выше для станций ТВ-вещания;
  • работающим в координационной зоне за 400 в.д., соглашений между АС сопредельных государств не заключено, поэтому конкретные сроки ответа на запросы относительно координации частотных присвоений не определены – процедура считается завершенной по получении положительного ответа от консультируемой администрации;
  • работающим в полосе 68,0–73,0 МГц, координируются в соответствии с п. 5.175 Регламента радиосвязи, т.е. подлежат согласованию с заинтересованными странами без установления сроков;
  • работающим в полосе 73,0–74,0 МГц, координируются в соответствии с п. 9.21 Регламента радиосвязи: частотное присвоение направляется на публикацию в специальной секции 9.21/C БР МСЭ и по истечении 4 месяцев, если возражений от заинтересованных стран не поступит, присвоение считается скоординированным;
  • работающим в полосе 87,5–108,0 МГц, координируются в соответствии с Соглашением (Женева-84) для Района 1 и части Района 3. Процедура предполагает направление частотного присвоения на публикацию (в специальной секции GE-84) еженедельного циркуляра БР МСЭ, которая является формальным запросом на координацию. По результатам экспертизы Бюро радиосвязи публикует список администраций, чьи службы могут быть затронуты. Срок для предъявления замечаний этими АС установлен в 100 дней, начиная с даты публикации присвоения. В связи с тем, что спецразделы GE-84 выходят один-два раза в год, сроки координации оказываются слишком велики. Поэтому администрации стремятся производить согласование частотных присвоений путем переписки или в ходе переговоров.
Проблемы координации работы ТВи ОВЧ/ЧМ-станций в районах и полосах частот, не оговоренных специальными соглашениями, практически одинаковы и описаны в разделе, касающемся координации работы ТВ-станций. В случае возникновения помех при приеме сигналов операторы должны представить в радиочастотные центры федеральных округов донесения о вредных помехах согласно Приложению 10 статьи 15 Регламента радиосвязи.

Сухопутная подвижная служба

В связи с общей тенденцией развития систем и сетей сотовой связи диапазоны частот для РЭС сухопутной подвижной службы распределяются среди предпочтительных радиоканалов между сопредельными государствами в приграничных районах. Администрация связи России провела переговоры с АС Финляндии, Литвы, Польши, Беларуси, Латвии, Украины, Эстонии и Китая по вопросам координации использования частотных присвоений станциями сухопутной подвижной службы.

В ходе переговоров разрабатываются соглашения по использованию диапазонов частот с указанием предпочтительных для каждой стороны радиоканалов. Соглашения между АС сопредельных государств существенно упрощают процесс текущей координации, поскольку в каждом документе присутствуют технические критерии эксплуатации как предпочтительных, так и непредпочтительных радиоканалов.

Фиксированная служба

Все процедуры международной правовой защиты частотных присвоений радиоэлектронных средств фиксированной службы производятся в соответствии с Регламентом радиосвязи, а также Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в МСЭ частотных присвоений радиоэлектронным средствам (утверждено Решением ГКРЧ № 04-02-03-001 от 27.09.04).

Для фиксированной службы не существует частотных выделений или планов присвоений, установленных всемирными или региональными радиоконференциями, равно как и обязательных соглашений по каналообразованию. Это дает возможность гибко использовать частотный ресурс. Единственным требованием является соответствие Таблице распределения частот Регламента радиосвязи и Таблице распределения полос частот между радиослужбами РФ (утверждена Постановлением Правительства РФ № 439-23 от 15.07.06).

Администрации связи могут заключать специальные соглашения для координации работы фиксированных служб в приграничных районах. При этом необходимо учитывать следующее:
  • Использование полос частот выше 1 ГГц, которые эксплуатируются совместно с космическими службами, должно согласовываться с соседними странами всякий раз, когда наземная станция размещается в пределах координационной зоны земной станции, принадлежащей космической службе. В этих полосах АС обязаны соблюдать налагаемые Регламентом радиосвязи ограничения на мощности передатчиков и ЭИИМ в направлении геостационарной спутниковой орбиты.
  • Частотные присвоения действующим и планируемым РЭС фиксированной службы гражданского назначения подлежат обязательной регистрации в БР МСЭ. Необходимость в этом случае международной координации частотных присвоений определяет ГРЧЦ в соответствии с п. 6.3 Положения о порядке проведения экспертизы, рассмотрения материалов и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для РЭС в пределах выделенных полос радиочастот (утверждено Решением ГКРЧ № 04-01-06-1 от 9.08.04).
В рамках предварительной экспертизы заявок на проведение процедуры международной правовой защиты частотных присвоений вновь вводимым радиорелейным станциям (РРС) проводится проверка заявляемых характеристик РРС нормам и ограничениям Регламента радиосвязи, а также проверка местоположения станций относительно границ России.

Необходимость проведения координации (при условии размещения РРС в координационной зоне земной станции) оценивается по следующим направлениям:
  • определение возможно затронутых АС, находящихся на расстоянии 500 км (суша + море) или 375 км (суша) от границы;
  • определение возможно затронутых АС по базе данных земных станций спутниковой связи МСЭ;
  • определение возможно затронутых АС по Резолюции № 46 (Приложения 30 и 30A), включая оценку плотности потока мощности, создаваемого РРС на границе зоны обслуживания радиовещательной спутниковой службы, и оценку уровня помех в результате работы ближайшей земной станции фидерных линий этой службы (с учетом координационных контуров, рассчитанных в соответствии с приложениями Регламента радиосвязи).
Международная регистрация частотных присвоений действующим РРС России ведется с 1996 г., международная координация и регистрация вновь заявляемых частотных присвоений РРС – с августа 1998 г. При этом создается база данных частотных присвоений станциям, производятся сверка предоставляемых технических характеристик с паспортными данными аппаратуры и проверка географических координат пунктов размещения РРС.

Морская подвижная служба

определяется Регламентом радиосвязи как подвижная служба между береговыми и судовыми станциями или между взаимодействующими станциями внутрисудовой связи. В морской подвижной службе могут также участвовать станции спасательных средств и радиомаяков.

Координация и регистрация частотных присвоений станциям этой службы проводится в соответствии со статьей 11 Регламента радиосвязи:

Частотные присвоения СВ-диапазона распределены между АС по радиоканалам в соответствии с заключительными актами региональной административной конференции по планированию спектра частот морской подвижной и воздушной радионавигационной служб (Женева-85). Бюро радиосвязи публикует эти изменения в части А спецраздела циркуляра, где указан срок предоставления замечаний (4 месяца) и перечень администраций, чьи интересы могут быть затронуты.

Если частотное присвоение (модификация или новое) затрагивает интересы администрации связи России, то его публикуют в спецразделе и направляют заинтересованным ведомствам. Их обобщенный и аргументированный ответ представляют в БР МСЭ (в течение срока, указанного в спецразделе).

Частотные присвоения КВ-диапазона распределены по видам работ в соответствии с Приложением 17 Регламента радиосвязи.

В УКВ диапазоне (156–174 МГц) каналы распределены в соответствии с Таблицей частот передачи станций морской подвижной службы в ОВЧ-диапазоне (Приложение 18 Регламента радиосвязи). Россия зарегистрировала в МСЭ частотные присвоения станциям морской подвижной службы в Калининградской и Ленинградской областях.

Заявки АС иностранных государств на координацию частотных присвоений судовым и береговым станциям морской подвижной службы в УКВ-диапазоне рассылаются ведомствам, затем заключение направляется заинтересованным странам. Основанием для международной регистрации судовых радиостанций вновь оформляемых судов, а также в случае модификации радиоданных уже зарегистрированных судовых станций или аннулирования судовых станций служит заполненная по специальной форме заявка.

Регистрация частотных присвоений РЭС России в БР МСЭ

Учитывая, что большинство РЭС фиксированной службы работают в полосах, распределенных совместно и на паритетной основе со станциями спутниковых служб, ГРЧЦ считает необходимым проводить (в соответствии со статьей 11 Регламента радиосвязи) процедуру МПЗ частотных присвоений радиоэлектронным средствам РРС с целью обеспечения их международного признания.

Любое частотное присвоение, занесенное в Международный справочный регистр частот, в соответствии с п. 8.3 Регламента радиосвязи имеет право на международное признание. Это означает (п. 4.2 и 4.3 Регламента радиосвязи), что АС других государств должны учитывать его при осуществлении своих присвоений во избежание помех со стороны космических и земных станций планируемых спутниковых служб и наземных РЭС иностранных государств. Регистрация проводится только в случае успешного завершения процедуры координации, а также если частотные присвоения станциям фиксированной службы находятся в полосах совместного использования со спутниковыми службами и с размещением РРС на расстоянии менее 375 км от границы России (или 500 км в случае трассы «суша + море»).

Частотные присвоения децентрализованного назначения имеют более сложную процедуру международной правовой защиты (так как с обращением выступают радиочастотные центры федеральных округов) и занимают больше времени из-за необходимости оформления договорных документов. На время проведения координации заявитель может получить разрешение на использование частот сроком на один год. По истечении указанного срока заявитель должен обратиться за новым заключением экспертизы.

Как правило, для всех служб процедура координации завершается за один год. Исключение составляют службы КВи ДСВ-вещания, что обусловлено сложностью поиска частот, не занятых другими администрациями связи.

Частотные изменения в ТВ- и ОВЧ/ЧМ-вещании России
  • Полоса 87,5–100 МГц используется для ТВ-вещания (4 и 5 ТВК).
  • В связи с острым дефицитом частотного ресурса в полосе 100–108 МГц ГКРЧ приняла решение об использовании диапазона 87,5–100 МГц для организации звукового вещания при условии исключения помех от передатчиков звукового радиовещания приему телевидения (4 и 5 ТВК).
  • Признано целесообразным не производить новых назначений 4-му и 5-му ТВК в полосе частот 87,5–100 МГц для целей телевидения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 279 от 03.05.05 «О радиочастотной службе» и Положением о порядке проведения в РФ работ по заявлению, координации и регистрации в МСЭ частотных присвоений РЭС (утверждены Решением ГКРЧ № 04-02-03-001 от 27.09.04)

ФГУП ГРЧЦ решает следующие вопросы:
  • подготовка материалов, необходимых для координации и регистрации в БР МСЭ частотных присвоений РЭС;
  • учет материалов, направляемых в БР МСЭ и АС государств, а также поступающих от них;
  • сбор и хранение данных о характеристиках регистрируемых в БР МСЭ отечественных и зарубежных РЭС, обеспечение этими данными пользователей радиочастотным спектром (РЧС);
  • экспертиза материалов, представляемых пользователями РЧС, на соответствие требованиям Регламента радиосвязи и документам МСЭ, а также определение необходимости координации и регистрации РЭС в БР МСЭ;
  • координация частотных присвоений РЭС России с АС других государств;
  • регистрация частотных присвоений РЭС России в БР МСЭ;
  • проведение (с участием пользователей РЧС) переговоров с АС других государств по вопросам координации и использования частотных присвоений РЭС;
  • координация (с участием пользователей РЧС) частотных присвоений иностранных РЭС, направляемых в адрес АС России;
  • подготовка проектов повестки дня, технического задания и предложений по составу делегации АС России на переговорах с делегациями АС других государств по вопросам координации и использования частотных присвоений РЭС;
  • участие в работе РГ и ЦГ Сектора радиосвязи МСЭ и СЕПТ, собраниях и конференциях МСЭ и СЕПТ, на которых принимаются решения по регламентации использования РЧС наземными и космическими радиослужбами.


Этапы процедуры международной правовой защиты
  1. Установление необходимости МПЗ.
  2. Подготовка материалов для координации частотных присвоений РЭС России с администрациями связи других государств.
  3. Подготовка материалов для регистрации частотных присвоений РЭС России в Бюро радиосвязи МСЭ.
  4. Проведение работ по координации частотных присвоений РЭС России с АС государств.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!