Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2010
Наталия КИЙ  28 января 2010

Футурология мобильного Интернета

Вышли мы все из фиксированного Интернета, но не все туда вернемся. Так, перефразируя поговорку советских времен, сегодня можно сказать о главном технологическом тренде наступающего десятилетия – мобильном Интернете.

– За Интернет не пла-а-ачено, а ты пельмени покупа-а-аешь!


Из семейной ссоры будущего


Накануне 2010 г. число мобильных интернетчиков в России (30 млн, проникновение 25%) превысило количество пользователей фиксированного Интернета (11–13 млн домохозяйств и 22%). Отдавая себе отчет в лукавости этих цифр (за каждым домохозяйством, как правило, 2–3 пользователя), участники декабрьской конференции «Мобильный ИИван ЧЕГЛАКОВ, ВымпелКомнтернет в России и СНГ 2009» не скупились на прогнозы и просто мечты. По информации Александра Голышко («Интеллект-Телеком»), в 2015 г. обладателей мобильного широкополосного доступа в стране наберется 244 млн, 63% мобильного ШПД-трафика придется на видеосервисы. Аналитик уверен, что через несколько лет люди будут покупать не телефон с камерой, а камеру с телефоном, где голос будет бесплатным, а видеотрафик позволит операторам заработать.


Если сегодня в России доходы от проводного Интернета в два раза опережают доходы от мобильного (58 млрд руб. в 2009 г. против 29 млрд), то, по оценке J&P, в 2013 г. эти показатели почти сравняются. Продолжая футурологические упражнения, Александр Горбунов из «Комстар-ОТС» оптимистично заметил, что в 2011 г. в Москве будет более 1 млн портативных компьютеров, активно подключенных к Интернету, а в 2015 г. ноутбук будет встроен в линзу и установлен в глазу... Если раньше люди мерились, у кого мобильный меньше, сегодня – у кого ноутбук тоньше, то через пять лет – у кого глаз более быстродейственный, что ли? С этого места мечтать категорически расхотелось.


GPRS, EDGE, 3/3,5G, HSPA, WiMAX, Wi-Fi, LTE


– так выглядит мобильный Интернет начала 2010 г. В крупных городах он – приложение к проводному, а вот в регионах, где инфраструктура слабовата, – основной способ доступа. О том, что на развивающихся рынках мобильный Интернет растет быстрее фиксированного, говорит и мировая практика. Все это свидетельства того, что мобильный Интернет превращается в mass market.


Потребителям – скорость. Оператору – деньги. Вроде логично. Но повышение скорости и даже трафика мало влияет на рост доходов. Поэтому все внимание сервисам, ведь мобильный телефон – идеальная среда для инновационных услуг. Мобильный голос, приносящий все меньше доходов, – фундаментальная вещь и единственный пока killer application, считает Игорь Акулинин Игорь АКУЛИНИН («МегаФон-Москва») («МегаФон-Москва»). По его мнению, голос + Интернет – формула устойчивости нового мобильного бизнеса.


Поскольку среди VAS магический killer application, несмотря на многолетние усилия, обнаружен не был, то массовый мобильный ШПД – новый король рынка с двумя драйверами, драйвером доступа и драйвером приложений (контента). В России передача 1 Мбайт информации стоит около 10 центов и дешевле (даже 3 цента – уточняет Константин Матросов из МТС). 2010-й обещает снижение цен на мобильный Интернет и в России – конкуренция между построенными сетями 3G обострится, «большая тройка» начнет делить абонентов нового рынка. В том числе и эти цели преследует договор «МегаФона» с «Почтой России» о продаже сотовых контрактов через почтовые отделения в федеральном масштабе. На расширение сотрудничества с почтовиками нацелен и МТС. При этом аналитики рынка не прогнозируют появление активной безлимитки – взрыв потребления чреват ухудшением качества услуги, что может больно ударить по имиджу мобильного Интернета, особенно на первом этапе.


Стоимость доступа в мобильный Интернет в Европе в 2009 г. упала чуть ли не вдвое. «Средняя цена беспроводного ШПД в Европе часто ниже, чем фиксированного, что ускоряет рост сегмента. Ясно, что беспроводные операторы такими средствами стремятся забрать рынок. Но это факт!» – комментирует Евгений Соломатин («Коминфо Консалтинг»). По его мнению, основная ценность момента в том, что оператор становится ритейлером, который продвигает на аудиторию сервисы других игроков-носителей брендов. Социальные сети перенимают операторскую модель, идею зарабатывания на клиентской базе, и становятся платформой для продвижения сервисов в Интернете. Все смешалось в этом некогда упорядоченном доме!


На корпоративном рынке у мобильного Интернета нет будущего?


Утвердительный ответ на этот вопрос, по крайней мере на ближайшие 15 лет, дает практика компании «Гарс Телеком». Она с 2000 г. делала попытки предоставить услугу мобильного доступа в Интернет в секторе В2В, в том числе и на основе услуг и технологий FMC. Ненадежность (обрыв сигнала), недостаточное покрытие, мобильный сервис не замещает полностью основной фиксированный – такие аргументы против корпоративных мобильных решений выдвигают заказчики. «Традиционный подход к организации труда конфликтует с беспроводностью. Решения на основе радиотехнологий в ближайшие годы будут проигрывать традиционным по скорости. И это есть и останется одним из наиболее критичных факторов при переходе корпоративного сектора на ШПД. Фиксированная составляющая пока лежит в основе философии ведения бизнеса уровня выше SOHO. Природа мобильного Интернета розничная», – считает Михаил Сергеев («Гарс Телеком»).


На такое «резюме» поработали сами технологии и мифы вокруг них. Во-первых, это WiMAX: рыночные решения только освобождаются от приставки pre-, позитивные прогнозы развития не сбывались год от года и только в 2009 г. «Скартел» удивил ростом в регионах. Во-вторых, для полноценного использования Wi-Fi (исключительно розничной технологии, по мнению М. Сергеева) приходится инвестировать в дополнительное оборудование, что делает неэффективным данное решение по стоимости владения. Оптимальной технологий для реализации 3G-офиса на данный момент представитель «Гарс Телекома» считает CDMA450: в плюсах – мобильный доступ в корпоративную сеть с лучшими показателями скорости (скорость EV-DO в 15 раз выше, чем по каналам GPRS) и безопасности, в минусах – «пробелы» в покрытии и практически отсутствующий международный роуминг.


  



Говорим «мобильный Интернет» – думаем о деньгах. Этот циничный тезис, выдвинутый одним отраслевым аналитиком, – голая правда бизнеса. И как ни раскладывай мобильный Интернет на плюсы и минусы, как ни упрекай сотовых футурологов в необоснованной позитивности прогнозов, объективная реальность подсказывает: деваться некуда. Все остальные модели испробованы и исчерпаны. Кривые темпов роста доходности фиксированного голоса и традиционных мобильных услуг все более подвержены силе притяжения. Появляются новые понятия: мобильное домохозяйство, логистика контента, брендирование потребностей, биржа услуг... На паханой-перепаханой абонентской почве поднимается новое дерево с золотыми монетами. Надо спешить.










align="left">

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!