Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2010
Евгения ВОЛЫНКИНА  28 января 2010

Эффективность для внутреннего потребления

Разговоры об эффективности бизнеса и путях ее повышения не смолкают уже года… ну да, полтора, с осени 2008-го. Дискуссии стимулирует сама ситуация на телеком-рынке, где затеяна реорганизация «Связьинвеста» с перспективой создания четвертого национального сотового оператора или объединения с третьим, периодически происходят слияния фиксированных и мобильных операторов.

Повышению эффективности операторской деятельности был посвящен специальный семинар компании Nokia Siemens Networks (NSN).

Правда, под повышением эффективности любого бизнеса у нас часто понимают массовые увольнения персонала, сокращение зарплат оставшимся и прочие «меры экономии», которые предпринимаются без особых размышлений о сколько-нибудь долгосрочных их последствиях. Руководитель практики сравнительного анализа операторов NSN Игорь Хухтонен напомнил собравшимся, что эффективность –  это результативность деятельности, которая определяется соотношением полезного результата к затрачиваемым ресурсам, и с этой точки зрения наиболее правильным показателем эффективности работы оператора является маржа EBITDA (объем прибыли до вычета налогов, расходов по процентам и амортизационных отчислений). А вот с этим показателем у российских мобильных и фиксированных операторов, как выяснилось, все в порядке. Аналитики NSN считают российский рынок связи растущим, где EBITDA всегда выше, чем на зрелых рынках, но, по их данным, наши операторы «большой тройки» перекрывают и так немалое среднемировое значение EBITDA в 44,5% (МТС –  45,7%, «Билайн» –  52,2%, «МегаФон» –  48,3% и даже у Tele2, ко-торый позиционирует себя как дискаунтер, он составляет около 35%). Не отстают в своем классе и наши фиксированные операторы (при среднемировой EBITDA в 41,6% «ЦентрТелеком» имеет 47,7%, «ВолгаТелеком» –  44%, а «Комстар-ОТС» –  39,5%).

Игорь ХУХТОНЕН, руководитель практики сравнительного анализа операторов NSN Причем на показатели EBITDA ни наших, ни зарубежных операторов кризис практически не повлиял, несмотря на снижение общей выручки. То есть у всех нашлись внутренние резервы, которые были использованы для повышения эффективности, так что у некоторых EBITDA даже выросла. Увеличивают этот показатель и другими способами. Самые популярные –  укрупнение компаний путем покупки более мелких операторов, а также объединение мобильного и фиксированного бизнеса («ВымпелКом» + «Голден Телеком», МТС + «Комстар-ОТС»). В этих случаях рост прибыльности достигается за счет экономии масштаба, снижения уровня конкуренции и расширения спектра предлагаемых услуг.

Есть и другие способы повышения эффективности, к использованию которых наших операторов, возможно, сподвигнет нынешний экономический спад. Речь идет о совместном использовании площадок, мачт, сетей и оборудования для передачи данных, которое давно практикуется за рубежом. Так, в Швеции Tele2 и TeliaSonera пост-роили и теперь вместе эксплуатируют национальную 3G-сеть, аналогичный проект с участием компаний 3 UK и T-Mobile UK реализован в Великобритании, есть проект Tele2 и Telenor по созданию LTE-сети. Более того, как подчеркнул принципал CSI NSN Дмитрий Сердега , тамошние регуляторы рекомендуют или просто предписывают операторам совместно использовать сетевую инфраструктуру, что дает экономию капитальных и эксплуатационных затрат в 30– 50%. Ну а на российских просторах никого не удивляют разбросанные вдоль дорог стайки из трех вышек.

Но возникает резонный вопрос: что же получают абоненты от повышения эффективности работы операторов? В нашем случае, оказывается, ничего. Удовлетворенность клиента предоставляемыми услугами и ценами на них выражается лояльностью к оператору. Однако, по данным аналитиков NSN, на растущих рынках (а значит, и в России) связи между лояльностью абонентов и прибыльностью оператора нет, а чтобы такая связь появилась, придется дожидаться, когда российский рынок достигнет зрелости. Наверное, тогда наконец-то будет внедрена переносимость номера мобильного телефона. Через это прошли уже многие страны, и ничего страшного для операторов не случилось. Как рассказал Д. Сердега, в Прибалтике операторы перед часом «Х» улучшили и покрытие, и качество работы своих сетей, начали активно предлагать дотированные телефоны и упростили тарифные планы –  в общем, сделали все для повышения лояльности своих клиентов. И результат не замедлил сказаться: лишь 4% абонентов поменяли оператора, а показатели EBITDA последних через некоторое время вернулись к прежним значениям.

Одним словом, для повышения эффективности движения к абоненту нашим операторам явно не хватает пинка от регулятора.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!