Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2010
Александра КРЫЛОВА  28 января 2010

Игры против рынка

вели поставщики мобильного контента на протяжении всего 2009 г., сопротивляясь кризису, а точнее, вызванному им падению платежеспособного спроса пользователей. Для этого они использовали все возможные средства: оптимизацию структуры бизнеса, открытие инновационных направлений, создание альянсов, проведение M&A-сделок.

О том, что игрокам этого рынка удалось не просто выстоять, но и сделать шаг вперед, свидетельствуют


Глобальные тренды


Как показали результаты опроса, ежеквартально проводимого Mobile Entertainment Forum (MEF) среди участников рынка мобильных развлечений, все они с надеждой смотрят в будущее: от квартала к кварталу их прогнозы роста доходов на ближайшие 12 месяцев становятся все более оптимистичными. Если в конце 1-го квартала 2009 г. опрошенные контент-провайдеры предполагали, что их бизнес вырастет на 32%, то уже после окончания 2-го квартала они предсказывали 51%-ный рост. Эти данные привел на VI конференции Mobile VAS Иан Хендерсон , член совета директоров MEF EMEA.


Гарантами роста выступают такие факторы, как распространение смартфонов и других абонентских устройств с поддержкой 3G, а также высокий и далеко еще не реализованный потенциал безлимитных тарифов на мобильную передачу данных. В мире растет количество абонентов, скачивающих платные, бесплатные и спонсируемые рекламодателями мобильные приложения. Участники последнего опроса, проведенного MEF, рассчитывают получить от скачивания приложений около 14% своих доходов.


Успех AppStore, количество загрузок приложений с виртуальных витрин которого уже превысило 3 млрд, стремятся повторить и другие вендоры. Так, компания Nokia, чей Ovi Store к июню 2009 г. «заговорил по-русски», делает ставку на сотрудничество с локальными разработчиками приложений, основанных на определении местоположения, на платформе Ovi SDK. На конференции Nokia представила первые такие продукты своих российских партнеров.


Другим важным растущим трендом, по мнению представителя MEF, является увеличение числа абонентов, пользующихся тремя интегрированными в одно устройство сервисами: доступом к мобильной социальной сети, электронной почтой и сервисом мгновенных сообщений. Пока таких пользователей в мире немного – 3,5%, но их доля растет год от года.


Минувший год ознаменован появлением новой бизнес-модели в сегменте мобильной музыки, ведущие игроки которого давно искали ответ на вопрос «Как успешно конкурировать с бесплатным пиратским контентом?». В названии модели – Freemium – объединены два предполагаемых ею способа потребления музыкального контента: Free – музыкальный стриминг с рекламой, оплачиваемый за счет брендов, и Premium – для владельцев смартфонов, желающих платить за премиальный контент. По новой модели сегодня работают только две компании – Spotify в Англии, Швеции, Франции, Финляндии и Норвегии и Deezer во Франции. Однако количество премиум-потребителей у первой компании пока на порядок ниже, чем пользователей бесплатного сервиса, а о результатах второй вообще говорить еще рано.


Российские особенности


Европейским контент-провайдерам есть чему поучиться у российских коллег. По мнению Иана Хендерсона, являющегося также и вице-президентом подразделения Sony Music в регионе ЕМЕА (специализация – развитие цифрового бизнеса), при продаже сервиса RBT прежде всего следует перенять подписную модель, благодаря которой российским опеИан Хендерсон, член совета директоров.MEF EMEA раторам сотовой связи удалось добиться впечатляющих результатов. В ближайшее время Sony Music, имеющая в России такого стратегического партнера, как МТС, будет работать над распространением этой модели в Европе и Африке в сетях Vodafone, Hutchison 3, Zain и Wind.


Действительно, сервис RBT, несмотря на снижение покупательского спроса российских абонентов сотовой связи, весь год продолжал пользоваться у них популярностью. Более того, по оценкам AC&M Consulting, на долю этого сервиса приходится около 2/3 доходов сегмента кастомизации, на который, в свою очередь, приходится треть доходов всего российского рынка контент-услуг. Объем этого рынка AC&M Consulting оценивает более чем в $1 млрд, а прогноз Кирилла Петрова (i-Free), на конец 2009 г. – $930 млн. Поддержать доходность этого сегмента, близкого к насыщению, могли бы «Билайн» и «МегаФон», от которых участники рынка мобильного контента ждут запуска партнерских программ по RBT.


Наибольший рост в 2009 г. показал сегмент мобильных платежей, в частности так называемых микроплатежей. С 2007 г. его доля в доходах рынка мобильного контента выросла с 12 до 30% и к концу 2009 г. достигла почти $300 млн. Иными словами, сегмент мобильной коммерции и мобильных платежей обеспечивает вторую треть всех доходов.


Наталья Хайтина («Яндекс.Деньги») привела следующие цифры: количество абонентов, заплативших в первой половине 2009 г. за товары и услуги (а не за мобильный контент) с помощью своих телефонов, приблизилось к 15 млн, а объем их платежей достиг 7 млрд руб. При этом средний размер комиссии на SMS-платеж составляет 30–50%. Исключение – «Мобильные платежи» «Билайна» с комиссией в 5%.


Впрочем, это не мешает пользователям прибегать к SMS-платежам для оплаты цифрового контента. Среди платежных инструментов именно SMS лидируют как по количеству транзакций (их доля составила 77%), так и по доходам (64%), существенно опережая и платежные терминалы (соответственно 12% и 18%), и систему WebMoney Transfer (8% и 12%). Эти данные привел Павел Ройтберг , директор департамента по развитию продуктов и услуг МТС. «Мобильная коммерция вне платежей за цифровой контент, – считает он, – будет развиваться в сторону повторяющихся удаленных платежей до тех пор, пока не получит распространение технология NFC». В настоящее время оператор работает над тем, чтобы ввести в нормативные правовые рамки оплату товаров и услуг непосредственно с лицевого счета абонента.


С совершенствованием нормативной правовой базы, в частности с принятием закона «Об электронных деньгах», связывает будущее мобильной коммерции и Петр Дарахвелидзе , директор по развитию WebMoney Transfer. «SMS-платежи – это все-таки нишевое решение, а горизонты мобильной коммерции существенно шире», – говорит он.


Сегмент рынка мобильного контента, над раскрытием потенциала которого всем участникам цепочки добавленной стоимости в 2010–2011 гг. придется работать не покладая рук, – Rich Media Content (MP3, видео и др.). Пока на его долю приходится только 4% всех доходов. Но развитие сетей 3G по всей территории России, появление условно-безлимитных тарифов на мобильный Интернет и рост числа его пользователей (их, по данным TNS, к августу 2009 г. насчитывалось 8,3 млн), должны придать ускорение этому сегменту.


3G+FlatRate+Appstores+m-Commerce=новая жизнь цифрового контента – такова формула роста этого сегмента. И, как из нее следует, действовать участники рынка – операторы сотовой связи, вендоры, правообладатели, а также контент- и сервис-провайдеры – должны сообща.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!