Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2010
Александр ГОЛЫШКО  28 января 2010

Пакет от конвергентного оператора

Про конвергенцию активно говорят уже лет этак десять, но именно в наши дни конвергентные мультисервисные сети связи становятся явью, и мы вправе ожидать, что теперь-то всех нас ждет светлое инфокоммуникационное будущее. Тому есть несколько причин.

Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть.

Вильям Шекспир

Александр ГОЛЫШКО,канд. техн. наукПакетные тренды

Вот мы и дожили. Про конвергенцию активно говорят уже лет этак десять, но именно в наши дни конвергентные мультисервисные сети связи становятся явью, и мы вправе ожидать, что теперь-то всех нас ждет светлое инфокоммуникационное будущее. Тому есть несколько причин.

Вроде бы глобальный переход на цифру и на IP укоренился и в самых верхах инфокоммуникационной вертикали, хотя зоновый принцип построения сетей еще кое-где у нас порой кому-то снится. Бурное развитие Интернета и IP-сервисов вкупе со стремительным продвижением широкополосного доступа наполняет реализмом идею «Всё по IP», но не вогнало еще в депрессивное состояние операторов ТфОП. Совершенствование способов обработки сигнала провоцирует подтягивание беспроводных технологий по своим характеристикам к проводным и кабельным, в результате чего фиксированная связь замещается мобильной уже не только в голосовом сегменте. Предоставление triple play по общей широкополосной «трубе» стало привлекательным для операторов связи, поскольку это, во-первых, дешевле, чем строить отдельную сеть под каждую услугу, а во-вторых они увидели, что до такой услуги вроде бы дозрел клиент – в пакете получать приятнее, да и платить удобнее. Тут можно постепенно взяться и за quadruple play (т.е. triple play + мобильность), потому что если, к примеру, везде будет 4G-Advanced, то к чему вообще эти фиксированные сети?

И в самом деле. Вот исследовательская компания mobileSQUARED прогнозирует, что к 2011 г. число используемых мобильных устройств с поддержкой 3G-сетей на территории Великобритании достигнет 36,3 млн, что вместе с 6,4 млн 3G-модемов обеспечит 42,7 млн широкополосных 3G-подключений. На тот же момент количество высокоскоростных проводных/кабельных линий прогнозируется в пределах 42,5 млн, т.е. число мобильных подключений превысит число подключений фиксированной связи. Аналитики компании считают, что в течение двух лет мобильный ШПД в стране станет основным для предприятий, оттеснив на второй план линии проводной связи. А согласно последнему отчету исследовательской компании Infonetics Research, число абонентов фиксированных линий связи в США и Китае быстро уменьшается. За 2008 г. снижение составило 5,5%, в то время как количество мобильных подписчиков выросло на 17,4%.

 Анекдот в тему

Одного человека посреди ночи разбудил телефонный звонок. Вскочив с кровати, он закричал в трубку:
– Чего надо?
– Да ничего особенного, – был ответ.
Разбуженный рассвирепел и заорал:
– Так какого черта звонить посреди ночи?
– Ночные звонки дешевле, – отвечал его собеседник.
Что же касается абонентов, то их энтузиазм может быть вызван двумя причинами. То ли благосостояние среднестатистического человека увеличилось и после хлеба захотелось зрелищ. То ли усилия околосервисной пиар-армии и рекламы увенчались-таки успехом и «не в пакете» теперь уже немодно, а услуг начали предоставлять больше за те же деньги. И кризисы – не помеха.

Пять этапов конвергенции

Что касается конвергенции, то реализовать ее можно пятью способами, и отнюдь не все они имеют место здесь и сейчас.

Самая простая разновидность – конвергенция на уровне бренда. Тут, собственно, и начинается процесс пакетирования услуг, хотя и от разных поставщиков, но принадлежащих к одной рыночной семье. Ведь на сервис от «известного лидера» клюют все и везде.

Чуть глубже «конвергируются» те же участники на базе общего маркетинга, потому что поиграть тарифами при комплексном предложении бывает удобно и продавцу, и покупателю.

Конвергенция на уровне сервисов – это уже настоящие пакеты с разным наполнением, тарифами, объемами и сроками действия, где участвует практически все нетехническое «население» компании-оператора, но услуги доставляются все еще по старинке, т.е. по отдельным узкоспециализированным сетям связи.

Конвергенция на уровне сетей доступа – это технологический серьезный шаг компании-оператора к созданию «настоящей» мультисервисной сети, которая позволяет действительно экономить ресурсы при вводе новых услуг. Сегодня операторы вооружены IP-сетями NGN, соответствующее оборудование имеется, но остались небольшие шероховатости. Ведь подобная конвергенция изначально требует новых сетевых решений, а значит, и инвестиций. А это гораздо серьезнее, чем сверстать новый бюджет департамента мар-кетинга.

 Анекдот в тему

Школьный учитель вызвал к доске мальчика, чей отец был пастухом. Учитель сказал:
– Представь, что было десять овец, и одна прыгнула через забор. Сколько овец осталось в загоне?
– Ни одной, – ответил малыш.
– Ты что, считать не умеешь? Было десять овец, одна прыгнула – так сколько осталось?
– Тут не в арифметике дело. Вы просто плохо знаете овец! Если одна прыгнет через забор – остальные тут же метнутся следом…
Конвергенция на уровне терминалов (естественно, мобильных) – это другой технологический ответ на вопрос о мультисервисе. Ведь тут либо все услуги по одной сети, либо все сети в одном терминале (абоненту, кстати, все равно, как это делается). По большей части это дело будущего, когда на практике реализуется концепция так называемого когнитивного радио, в соответствии с которой интеллектуальный вседиапазонный и всестандартный терминал сам выбирает не только лучшую сеть для конкретной услуги, но и более выгодные тарифы. То есть конкуренция между операторами когда-нибудь переместится непосредственно в терминал пользователя, что, как представляется, вполне логично. И станет, если угодно, высшей стадией конвергенции, частным случаем которой является FMC, уже сегодня реализующая такой привлекательный сервис будущего, как бесшовная мобильность.

Кстати, FMC имеет место на рынке благодаря наличию мобильных телефонов с Wi-Fi или ноутбуков с Wi-Fi/WiMAX. Согласно прогнозу Infonetics, количество абонентов бесшовных конвергентных FMC-сетей в мире с 2008 по 2013 г. вырастет в 10 раз, до 82 млн человек. А общемировые продажи оборудования для конвергентных сетей (включая фемтосотовые решения) к 2013 г. достигнут $7,4 млрд.

Подводя краткие итоги, можно сказать, что конвергенция имеет две степени «погружения». Легкую – маркетинговую и серьезную – техническую. «Настоящие» конвергентные услуги – это не просто какой-то еще один новый вид услуг, для которых достаточно объявить дату начала продаж, а комплекс серьезных мероприятий по модернизации сетей, услуг и бизнес-процессов. В общем, каждый видит то, что может.

Отраслевые процессы

Однако получается так, что с построением конвергентных сетей расходы на инфраструктуру обгоняют ее рост. В самом деле, текущая ситуация в отрасли связи такова, что необходимо срочно модернизировать сети под конвергентные услуги и «тяжелый» видеотрафик, дабы не потерять клиента. Отставшие-то когда-нибудь проиграют. Но и новые сети строить, да еще во время финансового кризиса – дело рискованное. То есть в принципе отрасль связи знает, что ей нужно делать, но при этом лучше других понимает всю чудовищность стоящей перед ней задачи.

К тому же сегодня сами средства существования традиционных компаний-операторов находятся под угрозой, ибо поверх их инфраструктуры на рынок выходят совершенно новые конвергентные операторы, не вложившие непосредственно в инфраструктуру ни гроша (Skype, Google и др.). И чем больше построят ШПД, тем этим «выскочкам» будет лучше, потому что они продолжают работать непосредственно с клиентом, предлагая ему все новые и новые сервисы, которых становится так много, что под их массой даже забывается сам термин «конвергенция». Для большинства пользователей работа в Интернете – давно привычный конвергентный сервис.

 Анекдот в тему

Заблудились два грибника. Еле передвигая ноги, вышли они на опушку. А там прапорщик стоит. Они его спрашивают:
– Товарищ военный, мы на станцию правильно идем?
– Да какое там правильно? Голеностоп вихляет, удар стопы нечеткий, да и вообще не в ногу...
Организация конвергентных сервисов от разных операторов – вопрос сложный. На рынке идет постоянная борьба за абонента, и, к примеру, спор о том, с кем именно он будет подписывать контракт, может остановить все дело. Хотя и чисто технические вопросы будут встречать похожие преграды. И это один из основных тормозов процесса конвергенции.

Покупка других операторов, в том числе из смежных сегментов рынка, – более легкий путь к формированию конвергентного пакета в рамках единого бренда, маркетинга или сервиса. Да и финансистам, ориентирующимся более на капитализацию, они как-то понятнее. В результате общемировым трендом стало формирование так называемых глобальных игроков, которые «могут все». Правда, пока не по IP, в чем и загвоздка. Поэтому задача формирования более функциональной и более экономичной конвергентной инфраструктуры отодвигается «на потом». Быть может, она упростится при внедрении UMA (Unlicensed Mobile Access). Это стандарт технологии следующего поколения конвергентной связи, который обеспечивает бесшовный хэндовер между сотовыми сетями и фиксированными IP-сетями (хот-спотами), – этакий вариант «когнитивного радио». Мобильные телефоны на базе технологии UMA будут поддерживать голосовую связь и передачу данных как в мобильном, так и в фиксированном режиме.

Но самой главной проблемой, с которой придется столкнуться поставщикам сервисных пакетов, – это новое открытие потребительского рынка. Ведь еще вчера каждая сеть была поставщиком практически одной услуги и потому работала на конкретном рыночном сегменте. Но сегодня глобальные игроки предлагают одни и те же сервисные пакеты и конкуренция между ними становится особенно жесткой. И куда двинется потребитель – большая загадка.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: