Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2010
Максим САМСОНОВ  28 января 2010

Биллинг для пакета

Пакетирование – это маркетинговая стратегия, основанная на предположении, что можно создать уникальное предложение из неуникальных продуктов. А ее реализация – одно из проявлений миграции операторов к бизнесу, ориентированному на клиентов, считает Максим САМСОНОВ, заместитель гендиректора ЗАО «Петер-Сервис».

Максим САМСОНОВ, «Петер-Сервис»В настоящее время большинство крупных операторов либо предоставляют пакеты услуг своим абонентам, либо планируют это делать. Максимизировать потребительскую ценность пакетных предложений для пользователя можно, только предоставив ему наиболее полный комплекс услуг единообразным с точки зрения обслуживания образом. Поэтому операторам неизбежно придется включать в свои пакеты услуги сторонних поставщиков. По некоторым оценкам, доля таких услуг в портфеле телекоммуникационной компании должна составлять около 40%. Интеграционные решения неизбежны, но из-за отсутствия стандартов или их общепринятой интерпретации опыт реализации таких решений пока в целом негативный. Кроме того, как показывает практика, системы, обеспечивающие пакетирование, эффективно используются оператором в том случае, когда создание новых пакетов или включение новых услуг в пакеты может проводиться без доработки программного обеспечения.

Таким образом, биллинговое решение, поддерживающее пакетирование услуг, должно «замаскировать» техническую их разнородность и обеспечить их легкую компоновку. От него требуется поддержка услуг фиксированной связи, широкополосного доступа, телевидения и мобильной связи различных стандартов с различными режимами оплаты и контроля балансов – как prepaid, так и postpaid. Оно должно поддерживать взаимодействие сети оператора с сетями разных типов и тарификацию разнообразных услуг, позволяя унифицировать функции обслуживания абонентов, приема платежей, подготовки финансовых документов и т.д. Оператору удобно, когда биллинговая система позволяет ему формировать как статические пакеты с предопределенным набором услуг, так и более привлекательные для абонента динамические, в которых услуги выбираются при заключении договора.

С инженерной и организационной точек зрения пакетирование услуг легче всего реализуется конвергентной инфраструктурой. Идеальное решение – это сеть IMS, обеспечивающая поддержку всех необходимых услуг, и единая биллинговая система. Такой подход позволяет минимизировать «ширину» интерфейсов, повысить надежность всего комплекса и развивать его с минимальными проблемами и максимальной скоростью.

В будущем, я считаю, начнется медленное движение опе-раторов в сторону конвергентной инфраструктуры с использованием открытых интерфейсов. Одновременно будут «быстро» реализовываться интеграционные решения в со-ответствии с текущими потребностями бизнеса, что повлечет за собой усложнение технической архитектуры и в ка-кой-то момент станет замедлять и ограничивать ее развитие.

В большинстве компаний конвергентные системы будут внедряться естественным путем при очередных заменах установленных решений, которые происходят раз в 5–6 лет у операторов Tier 2 и раз в 10–15 лет у операторов Tier 1. Компании, внедрившие конвергентные системы при предыдущей замене оборудования, получат преимущество, по крайней мере в операционных затратах.  
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!