Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 4 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 апреля 2007

Михаил КОЖЕВНИКОВ: «Жизнь люблю, и она любит меня»

В чем истоки оптимизма? В семье, где чтят корни и растят детей в атмосфере счастья и доверия? В стечении обстоятельств? Во встречах с авторитетными людьми? В отношении к жизни? Не думать о плохом, пропускать в свою жизнь только позитив, ничего не бояться – рецепт счастья от генерального директора компании «Открытые Технологии».

Михаил Кожевников ДОСЬЕ «ИКС»

Михаил Владимирович КОЖЕВНИКОВ, генеральный директор компании «Открытые Технологии», родился в 1973 г. В 1996 г. окончил Московский государственный институт электроники и математики по специальности «прикладная математика». C 1994 по 1998 гг. руководил группой российских разработчиков в компании Condata (Германия). В 1998–1999 гг. работал в российском представительстве Oracle. С 1999 г. – в «Открытых Технологиях». В 2005 г. назначен коммерческим директором, в феврале 2006 г. – первым заместителем гендиректора, в июне 2006 г. – генеральным директором. Входит в состав правления и совета директоров компании.

Награжден медалью ФСТЭК России «За укрепление государственной системы защиты информации».


Отцы и дети

Михаилу Кожевникову 33. Обыкновенная биография: школа, институт, работа в Германии, возвращение в Россию, женитьба, рождение сыновей… Последние восемь лет связаны с компанией «Открытые Технологии» – здесь довольно быстро и высоко продвинулся по карьерной лестнице.

Свое родословное древо может нарисовать до четвертого-пятого колена: «с тех, кто жив, всё собрали». Проследить семейные корни можно с конца XIX века: если смотреть по всем ветвям, есть там и рабочие, и служащие. Родители закончили физфак МГУ. Папа всю жизнь в космической отрасли, мама преподавала математику и информатику. Вырастили четверых сыновей, Михаил – самый старший.

– А у вас пока двое?..

– Одному семь лет, другому два. Друг друга любят, старший заботится о младшем, ждал его. Моя гордость.

– Первое воспоминание детства?

– Воспоминаний много. Детство было счастливое, мы были окружены любовью и заботой. В 80-годы появилась дача, и мы, как только начиналось лето, ехали туда, после – на Кубань (дед – кубанский казак), а потом – в Севастополь, где на Черноморском флоте служил папин брат. Маршрут простой: Киржач, Кропоткин, Севастополь.

– Первую любовь помните?

– Я был очень влюбчивый… (Задумался.) Сразу столько перебрал сейчас всего… Момент первой любви? Да, мне тогда три года было – как на этой фотографии.

– Школьные годы – чудесные?..

\– В школу ходил с удовольствием . Учился неплохо. Первые семь лет в 444-й школе, районной математической. Потом перешел в 91ю школу – в математический класс, который создавал Владимир Миронович Сапожников – он вырастил наш класс, можно сказать, все время тащил нас. К сожалению, сейчас его уже нет.

– Кем хотели стать?

– Да кем только не хотел! Какое-то время думал: буду врачом – семья-то медицинская, дедушка и бабушка врачи. Позже заинтересовался точными науками, а классе в 6-м записался в астрономический кружок, мечтал профессионально заниматься астрономией. Но появились компьютеры – они пересилили астрономию.

– В МИЭМ пошли сознательно?

– Совершенно случайно. Сдавал экзамены в университет, на ВМиК, недобрал баллы, и надо было срочно куда-то отдавать документы.

– Отношения со спортом как развивались?

– В школе олимпийского резерва занимался плаванием, потом самбо.

– Навыки самообороны пригодились?

– Конечно, нормальная студенческая жизнь без этого не обходится. Все было.

– С однокашниками встречаетесь?

– Нет, многие уехали за границу – кто в Штаты, кто в Германию…

«Мой дом здесь»

Михаил тоже поработал в Германии – в компании Condata:

– У Condata бизнес интересный – геоинформационные системы. Они очень рано почувствовали это направление, и конкурентов в Баварии им не было. Но в какой-то момент стали отставать и поэтому позвали нас – как более головастых ребят, потому что, честно могу сказать, российские программисты 100 очков вперед дадут немецким. Мы должны были переделать продукт так, чтобы он стал конкурентоспособным.

А когда передо мной встал вопрос, оставаться или уезжать, я понял, что Германия как страна проживания меня не сильно интересует. Мой дом здесь, в России.

А вернулся в Россию Михаил Владимирович в 1998 г. Год поработал в Oracle – и вслед за руководителем, который пригласил его в эту компанию, ушел в «Открытые Технологии»:

– Было несколько предложений – я выбрал «Открытые Технологии». Хотя российская компания, после того как я поработал в западных, казалась мне чем-то странным. Через полгода понял, как глубоко ошибался. Как потом выяснилось, судьбоносное я тогда принял решение.

– Ваши авторитеты?

– Авторитет – это тот, на кого хочется быть похожим. В этом смысле авторитет номер 1 для меня в бизнесе, безусловно, основатель компании Сергей Владимирович Калин. Именно он оказал на меня значительное влияние. Мне всегда было интересно работать там, где есть возможность не только расти, но и учиться.

Кроме того, есть люди, которых я уважаю, к мнению которых прислушиваюсь и на опыте которых учусь. Это практически все топ-менеджеры технологических компаний и вообще люди, которые чего-то добились в жизни. Авторитет духовный – отец Василий, с которым у нас тесные дружеские отношения.

– Вы верующий?

– Сложный вопрос. Скажем так: я крещеный, венчанный, верующий, но не воцерковленный – не соблюдаю постов. Впрочем, дело в другом: мне не нравится то, что церковь всегда была инструментом подавления. И чтобы этот инструмент работал, она активно развивала в людях чувство вины. А я себя виноватым не чувствую.

Маленькие радости жизни

У каждого свои вершины. И вообще, говорит М. Кожевников, вершина считается вершиной лишь в тот момент, когда ты на нее забрался. А после того как маршрут пройден, думаешь, глядя вниз: никакая это и не вершина. Всё в прошлом – кроме семьи, естественно. Это приоритет постоянный. Тут уже речь о вершинах, которые покоряются детьми.

– Самая большая радость – если удается с семьей куда-то выбраться. Или в субботнее утро, после завтрака, сядешь смотреть мультфильмы с детьми – это и есть счастье.

– Где предпочитаете отдыхать?

– Люблю Европу и не люблю Америку. Мне нравятся тихие, семейные городишки – Италия, Франция, Германия.

– Языки знаете?

– Английский. Немецкий слабо. В Condata разговаривал с коллегами по-английски, учить меня немецкому никто не собирался, мне говорили: ты со своим немецким не лезь. Базовый уровень освоил, могу объясниться в магазине. Всю жизнь ориентация была на точные науки, с гуманитарными сложнее.

– В этом плане вас, наверное, дополняет жена?

– На 100%. Филфак МГУ и экономическое образование – два красных диплома. Преподает русский для иностранцев.

– Что цените в женщине?

– Отношения с женщинами складываются так, что не думаешь, что ты в ней ценишь. Иначе это уже отношения не с женщиной, а с партнером, что ли. Обычно ценятся все те же качества, что и у любого человека: надежность, близость интересов, красота – на то она и женщина. Но это всегда цельный образ, его нельзя разделить.

– Идеал красоты?

– Моя жена, безусловно.

«Я ее люблю – она любит меня»

В начале беседы Михаил Владимирович признался, что рассказывать о себе не любит: «не то чтобы я очень скромный, просто не хочу что-то выпячивать». Однако, понимая, что он – фигура публичная, был открыт, как все «Открытые Технологии», и с готовностью отвечал на вопросы. Но самый главный, без ответа на который нельзя представить себе М. Кожевникова, найти никак не удавалось. Может, этот:

– Как вы относитесь к жизни?

– Я ее люблю – она любит меня. По жизни надо идти так, как ты считаешь нужным, ориентируясь на внутренние ощущения. И когда человек чего-то очень хочет, это само собой происходит. Самое главное: никогда ничего не бояться, ни о чем плохом не думать, ничего плохого не представлять – тогда ничего плохого не произойдет. Я и в детях пытаюсь развить такое отношение, чтобы им дальше было жить легко. У меня нет проблем. Я не отношусь к категории людей, которые брюзжат: «А, это правительство… А, эти пробки…». Я по натуре оптимист, я все время думаю мечтаю о хорошем, и у меня в жизни (тьфу-тьфу-тьфу!) все хорошо.

– Откуда такая легкость?

– Это вопрос отношения к жизни, к трудностям, к радостям – к чему угодно. Кто-то говорит: у меня столько проблем! А я из того, что у меня что-то случилось, делаю вывод: замечательно! Из этого я что-то должен получить – опыт, новые впечатления. Каждая проблема помогает мне стать другим, стать лучше.

Чемпион «Открытых Технологий» по бильярду: каждый шар – в лузу Шар – в лузу

– Лучший город земли?..

– Москва. Я здесь родился, вырос… Весь центр пешком исходил.

– Любимый уголок?

– Арбат, Патриаршие…

– Милостыню подаете?

– Предпочитаю адресную помощь. Хочу помогать сам, а не когда меня об этом просят.

– Какой последний спектакль смотрели?

– «Lady's Night».

– А с детьми?

– Они обычно ходят с мамой. Вместе не получается.

– Любимый стиль в одежде?

– Спокойный, строгий, можно сказать консервативный, самое главное – не вычурный. Могу походить в валенках по сугробам.

– А в искусстве?

– Если говорить о живописи, люблю импрессионистов. Классику не очень. «Голландцы», Рембранд – мне это кажется чересчур фотографичным. Но и другую крайность не воспринимаю – авангард, квадрат Малевича.

– Информацию откуда черпаете?

– «Ведомости», «Коммерсант». Радио не слушаю, телевизор не смотрю. Я человек сам по себе очень позитивный и не вижу смысла пускать в свою жизнь негатив, который оттуда льется. Это не мое.

– Чувство внутренней свободы вам знакомо?

– Несомненно. Оно должно быть в каждом руководителе. Иначе он просто не удержится на своем месте.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!