Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2007
Николай ДМИТРИК  01 апреля 2007

Разрешение на взлет Что происходит с разрешительной документацией в области связи?

Давно сложившееся понимание того, что надо что-то делать с бесчисленными и порой бессмысленными разрешениями, лицензиями и согласованиями, которые обязаны получать операторы связи, наконец начало выливаться в конкретные действия. Внесенные в ФЗ «О связи» изменения создали новый институт регистрации сетей связи, Россвязьнадзор был объединен с Росохранкультуры, назревает и реформа правил, относящихся к инфраструктуре.

Регистрация вместо разрешений?

Изменения в закон «О связи», внесенные Федеральным законом № 14-ФЗ от 09.02.07, установили новое требование: все сети связи, присоединенные к ССОП, подлежат обязательной регистрации, если расчетные значения монтированной емкости такой сети электросвязи или их изменения превосходят установленные значения. Значения монтированной емкости должен устанавливать уполномоченный орган исполнительной власти в области связи, регистрация должна осуществляться надзорным органом в области связи в порядке, установленном Правительством РФ. Важное положение закона: регистрация сети связи бесплатная. Однако к заявлению должны прилагаться ее системный проект и полученное после проведения экспертизы заключение о соответствии этого проекта требованиям в области связи. Экспертиза должна осуществляться аккредитованными лицами, в отношении которых требование о безвозмездности оказываемых ими экспертных услуг не установлено, а соответственно, не стоит ожидать сокращения расходов операторов на легализацию новых сетей.

Напомним, что в соответствии с п. 8 Постановления Совета Министров – Правительства РФ № 1156 от 15.11.93 «Об утверждении Положения о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации» Госсвязьнадзор уже осуществлял регистрацию сетей электрической и почтовой связи, и тоже с проведением экспертизы сетей электросвязи. Однако данное постановление утратило силу с 1 апреля 2001 г. (Постановление Правительства РФ № 1002 от 25.12.2000). Теперь требование регистрации сетей было решено возродить, как предполагается – на новом уровне.

Новые статьи ФЗ «О связи» предусматривают необходимость принятия целого ряда документов:
  • Порядка аккредитации лиц, уполномоченных осуществлять экспертизу системных проектов;
  • Правил проведения экспертизы системного проекта сети связи;
  • Порядка регистрации сети электросвязи;
  • Значений монтированной емкости сети электросвязи, подлежащей регистрации, или их изменения;
  • Требований к сетям электросвязи (сейчас они существуют только для телефонных сетей).
До принятия всех этих документов делать однозначные выводы о последствиях нововведения нельзя, но уже сейчас можно предположить возникновение целого ряда вопросов.

Во-первых, регистрация сетей будет осуществляться вместо получения разрешения на эксплуатацию объектов связи или вместе с ним? Небезызвестный Приказ №113, несмотря на его несоответствие новому ФЗ «О связи», никто не отменял, более того, именно выдача разрешений на эксплуатацию была наиболее эффективным средством контроля деятельности операторов. Под регистрацию будут подпадать далеко не все сети связи, соответственно, контролировать таких операторов можно будет только в части соблюдения ими лицензионных условий.

Во-вторых, некоторые услуги связи вообще не предполагают создания сети связи. Получается, что для оказания, например, телематических услуг достаточно будет просто получить лицензию.

В-третьих, непонятно, что будет с СОРМ. Сейчас план СОРМ согласуется на этапе получения разрешения на эксплуатацию узла связи. Будет регистрация сетей электросвязи увязана с согласованием плана оперативно-розыскных мероприятий, или это будет отдельной процедурой, пока неизвестно. Соответственно, неизвестно и то, кто будет контролировать соблюдение требований по СОРМ – надзорный орган в области связи или ФСБ.

Ну и наконец, как теперь будет контролироваться соблюдение лицензионного условия «дата начала предоставления услуг», которое до настоящего времени определялось по дате получения разрешения на эксплуатацию?

Перечень вопросов показывает, насколько многое сейчас связано с процедурой получения разрешения на эксплуатацию сооружения связи. И, соответственно, насколько велико будет желание сохранить «113-й приказ» наряду с новыми правилами регистрации сетей электросвязи. Но если все-таки будет принято решение заменить ввод в эксплуатацию сооружения связи регистрацией сети, то потребуется принять новые нормативные акты к 14 августа – дню вступления в силу изменений в ФЗ «О связи». Причем необходимо не просто написать новые правовые акты (а как показал 2004-й и последующие годы, уже это может стать невыполнимой задачей для госорганов), но еще и внести изменения в уже действующие (например, в перечни лицензионных условий).

Регистрация и регистрация

Необходимо отметить, что и сейчас сети электросвязи подлежат регистрации как недвижимое имущество в соответствии с Положением об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи. С 14 августа 2007 г. регистрация станет двойной: с одной стороны, в качестве сети связи, с другой – в качестве линейно-кабельного сооружения связи, представляющего собой недвижимое имущество. Одна из этих регистраций во многих случаях будет избыточной

Впрочем, неудачную редакцию Положения о регистрации отмечали и ранее. Если прямо следовать заложенным в нем идеям, то операторы связи стали бы крупнейшими землевладельцами наряду с церковью и электроэнергетикой. Теперь проблема стала еще более очевидной: необходимо максимально сузить круг случаев, в которых операторам связи потребуется регистрировать свои сооружения связи как недвижимость (и нести связанные с этим расходы), и предложить им вместо этого иные конструкции, способные защитить их права.

Например, сейчас операторы избегают аренды как способа оформления прав на недвижимое имущество, используемое для размещения средств и сооружений связи, мотивируя это необходимостью платить высокую арендную плату. Но, во-первых, аренда, это не всегда владение и пользование – может быть только пользование. В этом случае имущество (например, сооружение) не выбывает из владения арендодателя, а значит, и арендная плата будет существенно меньше. Во-вторых, собственность тоже связана с расходами, прежде всего налоговыми, которые в отличие от арендной платы не связаны ни с какими встречными благами. А за арендную плату можно попросить арендодателя оказывать определенные услуги, например по охране и поддержанию надлежащего состояния земельного участка.

Роспамятник связи

Указом Президента РФ от 12.03.07 Россвязьнадзор и Росохранкультуры были преобразованы в Федеральную службу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Задачей новой службы, как предполагается, станет обеспечение единства государственного регулирования в области масс-медиа. Прежде всего, как представляется, за счет введения единой разрешительной политики в области связи и массовых коммуникаций: до этого контент и его передача регулировались разными органами.

В идеале на базе новой службы можно реализовать голубую мечту любого вещателя: создание массмедиа в режиме «одного окна». До этого момента лицензию на вещание и прокатные удостоверения на фильмы надо было получать в Росохранкультуры, лицензию на услуги связи – в Россвязьнадзоре, частоты – в Россвязи, авторские и смежные права – непосредственно у правообладателей. Весь процесс отнимал, как правило, больше года. Были проблемы и с привлечением к ответственности. Например, за нарушение статьи 4 закона «О средствах массовой информации» можно было аннулировать лицензию на вещание, но не на услуги связи.

Определенные проблемы создавала и нарастающая конвергенция технологий. Фактически на момент принятия решения о преобразовании Рос-охранкультуры выдавала только два вида лицензий – на эфирное и кабельное вещание. Компании, которые хотели вещать через спутник, были вынуждены получать лицензии на кабель и заключать договоры с подставными операторами кабельной связи. Компаниям же, строящим IPTV, приходилось хуже всего: Россвязьнадзор требовал от них лицензий на услуги связи для целей кабельного вещания, но IPTV и оказываемые в его рамках услуги, например VoD, не всегда можно рассматривать как кабельное вещание, что вызывало справедливые вопросы Росохранкультуры. Конечно, можно было бы создать новую лицензию на интернет-вещание, но все равно остался бы вопрос о частотах: как, например, получить радиочастоту в полосе 900 МГц для мобильного телевидения?

Теперь разрешения на все будет выдавать одно ведомство, и оно же будет контролировать соблюдение закрепленных в лицензиях условий. В принципе, это не страшно, если правила игры будет устанавливать другой орган – в соответствии с Указом Президента от 09.03.04 им должно быть федеральное министерство. А часть актов, например тот же перечень наименований услуг, вносимых в лицензии, и перечни лицензионных условий должны устанавливаться только правительством.

***

Что получится на практике – покажет время. Хочется надеяться, что объединение государственного регулирования контента и его передачи будет способствовать развитию информационного общества в России и исправлению перекосов в массовой информации. И именно для этого новой службе были предоставлены столь обширные полномочия: кому многое дано, с того многое и спросится. Особенно, если поставить перед ней те же задачи, что были поставлены перед аналогичным ведомством, например, в Индии: развитие конкуренции на рынке информационных услуг, защита от злоупотреблений свободой массовой информации, быстрое приспособление государственной политики к появлению новых технологий. И действительно, справились ли бы Россвязьнадзор и Росохранкультуры с регулированием мобильного 3G-интернет-телевидения? А новая служба пусть справляется.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: