Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2007
Алексей РОКОТЯН  Александр СЕМЕНОВ  О.Ф. ГИЗАТУЛЛИН  Л.Н. СТАРИКОВА  Татьяна РОМАНЕНКОВА  Сергей Александрович СОРОКИН  Сергей Николаевич ПОПОВ  П.Л. ХИЖНЯК  Е. МИТЯСОВА  Р. ШИШКИН  01 апреля 2007

Так что же мы строим?

Информационную экономику, информационное общество, экономику знаний, общество знаний, новую экономику? И что мешает прогрессу? За ответом «ИКС» обратился к непосредственным создателям информационной платформы будущего общества – компаниям отечественного ИКТ-рынка. Мнения участников мини-исследования разделились.

С.Н. ПОПОВС.Н. ПОПОВ, генеральный директор «КосмоНет».

– Не столь важно, как именно назвать то общество и ту экономику, которые мы хотим построить. Это только разные акценты, ракурсы одной и той же сущности. Не вдаваясь в терминологические споры, назовем нашу цель информационным обществом, имея в виду расширенную трактовку понятия, включающую и экономику, и технологии, и знания, и все остальное, что обсуждается обычно в данной семантике. Можно сказать, что разные аспекты этой темы интересуют представителей разных отраслей. До создания информационного общества нам пока еще далеко. Мы реально строим отдельные его элементы, иногда – подсистемы.














Р. ШИШКИН,
руководитель отдела эксплуатации сети 5G компании Art Communications.

– Развитию информатизации мешает прежде всего нехватка специалистов и архитекторов ИС, способных комплексно и системно решать задачу. Кроме того, на большей части
территории страны недостаточно каналов ПД. Другая проблема – множество закрытых ведомственных ИС, построенных частично или полностью на государственные деньги.
Системы во многом дублируют друг друга и порождают искусственные трудности обмена данными. Более логичным
представляется подход, когда государство через сеть научных и образовательных учреждений ставит задачу и финансирует разработки открытых методов и стандартов, которые
становятся фундаментом для коммерческих приложений.



Т. РОМАНЕНКОВАТ. РОМАНЕНКОВА, генеральный директор компании .masterhost.

– Перечисленные понятия скорее дополняют друг друга. Во всем мире именно рынок ИT – самый динамичный и привлекательный для вложения капитала. Основная идея информатизации общества России – в использовании политического и ресурсного потенциала. Для этого имеются все компоненты: научный и предпринимательский потенциал, высокий уровень образования, поддержка властей.

Если информационная экономика в большей степени обеспечивается производством, хранением и распространением знаний, то информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, которая создает все необходимые предпосылки для становления ин формационной экономики и удовлетворяет потребности людей в информационных продуктах и услугах.

Понятие «новая экономика» включает в себя условия нашей жизни, в которых мы себя уверенно чувствуем: проникновение Интернета во все слои экономики, стремительные перемены, а иногда и быстрое устаревание технологий. Экономика знаний – еще одно название новой экономики, под которым мы понимаем интеллект и квалификацию сотрудников, быструю реакцию на изменения рынка, стремление к совершенствованию услуг и сервисов.

С. СОРОКИНС. СОРОКИН, генеральный директор компании «Би-Эй-Си».

– Применение компьютерных ИТ позволяет говорить лишь о новом уровне их эффективности, но не о новых принципах функционирования. В мировой экономике доминирует деятельность по созданию, обработке, перемещению и потреблению информации. Именно по этому многие исследователи объявили о формировании информационной экономики, использующей новейшие ИТ для государственных и предпринимательских структур, научных институтов, коммерческих предприятий. Например, достижения в развитии ИКТ привели к появлению глобальной электронной среды, которая обусловила совершенно новую организацию бизнеса и других сфер деятельности человека.

Инновации сегодня проникли как в материальные, так и в нематериальные объекты. С учетом этих тенденций все чаще стали употреблять термин «экономика знаний», под которым понимаются не только традиционные знания, которые преподаются в вузах, но и подходы к организации производств, созданию продукта. Смещение современной индустрии в сторону решения интеллектуальных проблем хорошо показывает пример создания САПР. Экономику «фабричных труб» (преобладание массового производства) сменила экономика интеллектуального труда.

П.Л. ХижнякП.Л. ХИЖНЯК, первый заместитель генерального директора – технический директор ЗАО «Стинс Коман».

– Экономика знаний – это совокупность всего того, что позволяет извлекать экономическую выгоду из информационной вооруженности. Сейчас мы как раз переживаем этап формирования новой экономики. Она спешит на смену постиндустриальной, и это уже другая формация, тоже выходящая на уровень межгосударственных отношений. Новая экономика может характеризоваться истощением материальных ресурсов и акцентом на преимущественное развитие информационных услуг. Структура капитала компаний в разных странах меняется в нематериальную сторону: 80–90% активов некоторых из них приходится на ноухау, патенты, знания, бренды.

Мы пытаемся строить системы национального масштаба для решения государственных задач. Таких систем мало (к примеру, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций). На бытовом уровне информационное общество строится в направлении все большего удовлетворения потребностей людей в ИТ.

А. СЕМЕНОВА. СЕМЕНОВ, глава представительства ZyXEL Communications Corporation по странам СНГ и Юго-Восточной Европы.

– Информационной экономики в России нет. Впрочем, нельзя сказать, что она в полной мере есть где-то еще, кроме, может быть, отдельных анклавов в Калифорнии и виртуальной реальности, такой как мир Second Life. А что есть? Есть действительно новая экономика – общество информационной модернизации, в котором проникновение обработки информации происходит повсеместно – не только в какие-то специфические отрасли, связанные с компьютерами, а вообще везде.

Информационное общество, общество знаний – это скорее характеристика социальных процессов и отношений. В целом оно отстает от экономики. Но в последние годы разрыв быстро сокращается. Связи между людьми «растягиваются» в пространстве и времени. Информационные технологии повышают востребованность и капитализацию любых нетривиальных знаний. Поэтому современное общество можно считать обществом знаний.

А. РОКОТЯНА. РОКОТЯН, заместитель генерального директора «Норильск-Телеком».

– На мой взгляд, наиболее адекватны ситуации термины «информационная экономика» и «информационное общество». Причем это не совсем одно и то же. Информационная экономика – это экономика, в которой процессы взаимодействия субъектов экономической деятельности, управление производством и сбытовыми цепочками, разработка новых продуктов и услуг в существенной степени базируются на ИТ и телекоммуникациях. Понятие информационного общества шире. Помимо информационной экономики для него характерно широкое использование инфокоммуникаций во взаимоотношениях между гражданами, госорганами и общественными институтами.

Российское информационное общество – это то общество, которое существует и развивается в стране. А ИКТ являются средством существенного повышения эффективности экономики и общественных институтов.

Е. МИТЯСОВАЕ. МИТЯСОВА, директор по маркетингу IRP Technology.

– Информационной является та экономика, в которой информация – товар. Наша экономика пришла к этому. Экономика знаний и общество знаний – думается, эти явления в России еще не проявились в полную силу. И не факт, что проявятся. Обществом знаний можно назвать лишь то общество, где знания-компетенции являются первоочередным фактором уважения, успеха, средством достижения целей. В России значимость знаний велика и растет, однако при существующем уровне корпоративности-клановости, когда личные отношения ценятся так же, как и профессиональные (где-то меньше, где-то больше), говорить об экономике знаний в полном смысле нельзя.

С одной стороны (информационный менеджмент = управление информацией), мы уже живем в информационном обществе. С другой (уровень информатизации) – фронт работ еще велик. И акцент должен быть сделан на эффективность информатизации.

Л. СТАРИКОВАЛ. СТАРИКОВА, директор по маркетингу компании WideXs.

– Я бы использовала термин «информационное общество». По сути, создается корпоративная информационная система (КИС), только в масштабах России. Практически все участники рынка сталкивались с подобным процессом, знакомы с проблематикой внедрения. Мотивация внедрения КИС всем известна. Без КИС уже невозможно эффективно управлять современным пред приятием. Что же тогда говорить о стране в целом?

Информатизация общества означает лишь построение современной базы, которая должна способствовать реализации государственных программ – их мониторинга, оценки эффективности, привлечения населения и т.п. Информатизация – не цель, а средство, инструмент. Ее нельзя рассматривать в отрыве от комплекса национальных проектов, реализуемых в рамках существую щей социально-политической модели страны.

О. ГИЗАТУЛЛИНО. ГИЗАТУЛЛИН, первый вицепрезидент, председатель совета директоров компании «Открытые Технологии».

– Право на жизнь имеют все перечисленные определения, кроме «новой экономики». Скорее всего, мы все-таки строим информационное общество. Понятия «информационное общество» и «информационная экономика» связаны непосредственно с информационными технологиями. А в XXI веке эффективно работать может только организация, которая использует их в своей деятельности. В обществе знаний ценности создаются не за счет материальных ресурсов, а за счет знаний и человеческой компетенций. Любой системный интегратор находится на пересечении этих понятий: с одной стороны, мы владеем информационными технология ми, с другой – мы сервисная компания, и поэтому предлагаем нашим заказчикам компетенцию наших сотрудников.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: