Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 5 2007
Наталия КИЙ  01 мая 2007

Шесть бед – один ответ: «112»

20 марта, Кубань, станица Камышеватская, пожар в доме престарелых. Более 30 минут – столько времени искали оператора, которому можно было бы передать вызов. 53 минуты – столько времени ждали пожарную команду. 62 – столько людей погибло. Этого могло не случиться, если бы работала единая служба «112», создаваемая на третий год после постановления Правительства РФ о назначении экстренного телефонного номера.

Каждый год в результате чрезвычайных происшествий, включая дорожно-транспортные, в стране гибнет 70 тыс. человек, страдает 300 объектов национального и мирового значения. Год от года растет число техногенных катастроф вместе с числом жертв и экономическими потерями. Только в 2005 г. на территории России и за рубежом было проведено свыше 16 тыс. спасательных операций. Жизнь людей и материальный ущерб напрямую зависят от того, как быстро придет помощь.

Система вызова оперативной экстренной помощи через единый, унифицированный со странами Евросоюза номер «112» объединит 6 служб – пожарных, спасателей, милицию, «скорую», «Антитеррор», аварийную ЖКХ (службу газа). По расчетам Мининформсвязи, это сократит время реагирования на сигнал SOS с 1 часа (!) до 30–40 минут, уменьшит людские потери в ЧС на 10–15%. Иными словами, сохранит жизнь 7–8 тыс. наших соотечественников. Создатели системы – связисты и спасатели – считают, что она окупится не позже чем через 5 лет.

Помощь опаздывает

как минимум на четыре года, и знакомые с детства телефоны «01», «02», «03» и «04» послужат еще не один год. В п. 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.04 № 894 говорится: «Принять предложение Мининформсвязи РФ, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, о назначении начиная с 2008 г. номера «112» в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации». Сегодня полномасштабное развертывание системы «112» растягивается на пять лет: как было заявлено на апрельской коллегии министерства, в 2008 г. номер «112» может начать работать в 6 субъектах федерации и лишь в 2012 г. – в 86. На текущий и следующий год придется разработка концепции построения системы на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, разработка необходимой нормативно-правовой базы и внесение изменений в действующую, подготовка местных телефонных сетей к введению единого номера.

Есть надежда, что в 2008 г. 2,2 млн россиян окажутся под спасительным крылом службы «112». Ими станут жители Челябинска, Чебоксар, Сочи и Владимира, где будут развернуты опытные зоны, финансируемые из средств программы «Электронная Россия».

Сегодня ведомство и операторызаняты высвобождением индекса «1» в телефонных номерах местных сетей, что осуществлено уже в 85 субъектах Федерации. По словам замминистра связи Б.Д. Антонюка, работа будет закончена в этом году и с технической точки зрения к началу 2008 г. система «112» могла бы вступить в строй, если бы не комплекс организационно-технических и согласовательных мероприятий.

Однако, по данным «Связьинвеста», из 1905 местных сетей телефонной связи 513 требуют реконструкции для организации одновременного доступа разных служб к системе «112». По свидетельству Г.А. Ромского, советника главы «Связьинвеста», только местные сети «Уралсвязьинформа» практически полностью готовы к внедрению единого номера. На опытной зоне в Челябинском филиале УСИ уже отрабатывается маршрутизация вызовов по единому номеру, а тестирование в Самарском филиале «ВолгаТелекома» показало необходимость модернизации телекоммуникационного оборудования диспетчерских пунктов МЧС. «В межрегиональных компаниях еще порядок, – считает министр ИТ и связи Л.Д. Рейман. – У альтернативных операторов – зоопарк походов: сейчас с мобильного телефона должна работать система «112» – где-то работает, где-то нет, на других сетях действует номер «911». Эту ситуацию предстоит упорядочить».

Задача даже с технической точки зрения не так проста и требует перестройки телекоммуникационной инфраструктуры, поскольку система «112» должна стать частью единой телекоммуникационно-информационной среды, межведомственного взаимодействия и системы оперативно-диспетчерского управления субъекта Федерации. Технологически она будет объединять подсистему приема и обработки вызовов (ЦОВ или call-центр, мониторинг, обработку e-mail и SMS, хранение информации), подсистемы поддержки принятия решений, консультирования населения, информационной безопасности и информационного обмена, геоинформационную подсистему на основе электронных карт территорий.

Кто заплатит за спасение?

Из федерального бюджета предполагается финансировать корректировку нормативной правовой базы, оборудование, унифицированные технические комплексы, строительство инфраструктуры.

Бюджеты субъектов Федерации оплатят работы по содержанию систем, помещений, адаптации техники к условиям местной сети, содержание персонала. К слову, в Финляндии,где действует 15 центров по чрезвычайным ситуациям, силы реагирования создаются и содержатся на средства муниципалитетов.

На плечи операторов лягут затраты на модернизацию сетей. В пилотных регионах службы «112» инвестиционные обязанности распределились так: во Владимире 50% затрат взял на себя местный бюджет, в Челябинске задействованы средства местного бюджета и оператора. «Это не первый проект, который мы делаем совместно с «Уралсвязьинформом», – прокомментировал зам. губернатора Челябинской области В.Н. Дятлов. – Будем участвовать в финансировании и будем первым регионом с работающей службой "112"».

***

Несмотря на масштабность проекта с панъевропейским названием «112», в нем изначально заложено технологическое отставание. Мультимедийные способы сообщения (например, видео или телеметрия), способные помочь диспетчеру дистанционно оценить ситуацию, в системе экстренного реагирования, не предусмотрены. «Номер "112" относится к ТфОП, – подчеркнул Г.А. Ромский. – Мультимедиа и другие услуги – это сеть передачи данных. «Связьинвест» не готов в ближайшее время интегрировать одно с другим». Так что в 2012 г., когда в России буйным цветом будет цвести конвергенция 3G, экстренная служба «112» начнет полномасштабную работу с голосовыми вызовами

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: