Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  01 мая 2007

ГЛОНАСС – выставочный экземпляр или рабочая система?

Президентский наказ для нас святое, что и подтвердил апрельский Международный форум по спутниковой навигации. Отечественная ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) станет элементом народного хозяйства, будет доступна массовому пользователю. Вопрос: когда? Пока звезда первой величины – американская GPS, восходящая – европейская Galileo (подробно см. «ИКС» № 11'2006, с. 58–67).

Одна система хорошо, а три лучше

ГЛОНАСС, возникшая четверть века назад как результат усилий военного ведомства, в 2001 г. получила статус ФЦП. Под занавес прошлого года Минобороны сняло ограничения на использование ГЛОНАСС в гражданском секторе – она официально стала системой двойного назначения. В конце этого года планируется ввести в эксплуатацию ОГ из 18 КА (в дополнение к варьирующемуся числу активных спутников, покрывающих от 60 до 66% территории России, будут произведены два запуска по три КА «ГЛОНАСС-М») – этого хватит на всю Россию. К 2009 г. уже глобальная группировка (24 «ГЛОНАСС-М» плюс 3 резервных) охватит связью всю планету. (Для сравнения: глобальная ОГ GPS включает 31 спутник, из которых активны 29, причем 3 – нового поколения.) К 2011 г. нашу штатную группировку обещают укомплектовать новейшими «ГЛОНАСС-К», не уступающими по характеристикам спутникам GPS. (В таком виде она, как считается, сможет функционировать до 2040 г.)

В ответ на реплики «зачем нам ГЛОНАСС, если есть GPS?» звучат не только технологические (российская система в связке с американской дает улучшенные характеристики доступности, точности, помехоустойчивости), но и политические доводы в пользу навигационной безопасности государства. Нашим спикерам вторят зарубежные: работа GPS/ГЛОНАСС/Galileo (а в перспективе в мире будет действовать 10 глобальных систем) должна основываться на взаимозаменяемости и взаимодополняемости систем, а не демонстрировать, какая из них лучше.

Бизнес протягивает руку к звездам

Свою часть работы государство вроде как выполнило, и речь не столько о 10 бюджетных миллиардах, выделенных на этот год, сколько о том, что сигнал с орбиты стал доступен потребителям. Пора и бизнесу подключаться к коммерческому использованию ГЛОНАСС (в том числе к формированию базы пользовательских приемников). Но на это требуется несколько сотен миллионов рублей. Среди пионеров – «РТИ Системы» («дочка» АФК «Система», реализующая проект «Контент» по созданию геопортала).

Не стоит ждать, считает генконструктор ГЛОНАСС по наземной части, гендиректор РНИИ КП Ю.М. Урличич, когда государство определится с льготным кредитованием; на этом рынке уже действуют два десятка отечественных производителей аппаратуры для гражданских ГЛОНАСС/GPS-устройств: «Между ними жесткая конкуренция, особенно по односистемным (GPS) аппаратам».

На выставке в рамках форума свой телематический терминал GSM/GPS/ГЛОНАСС показала компания М2М. «Гранит» привез персональный навигатор со встроенными GPS- и GSM-антеннами ценой в 7 тыс. руб. (летом – запуск в серийное производство), а также мультимедийный автомобильный навигатор с множеством интерфейсов ($700). Новинка «Нависа» – плата GPS/ГЛОНАСС-приемника.

Можно сколько угодно ехидничать по поводу соотношения цена/масса/габариты отечественных устройств, но по востребованности в одном ряду с импортными автомобильными системами стоимостью 20–40 тыс. руб., по словам О.В. Карпинского («Пилот Навигатор»), стои’т ставропольский «Мирком 200» за 10–12 тыс. руб. К этому полноценному навигационному ПК можно подключить GPRS-модем, систему мониторинга, Интернет, электронную почту и т.д.

И если все это создается, значит,

Потребителю это нужно

Среди потенциальных заказчиков – госструктуры, в том числе органы безопасности. Их потребность оценивается в 750 тыс. устройств (минимально гарантированный уровень спроса, снижающий степень риска производителей). Это также профессиональный рынок: транспорт, ТЭК и т.д.

Мониторинг движения, учет доходов, информирование пассажиров об изменении расписания в режиме реального времени, голосовая связь с водителем и т.д. – опции корпоративных систем, продвигаемых, в частности, компанией «Транснавигация». GPS-приемник можно купить у РИРВ, Ижевского радиозавода, «Нависа», «Прогресса». Аппаратно-программный комплекс «Гео-Систем Навигейшн» тоже работает на GPS, но поставщики услуг обещают, что, если ГЛОНАСС будет столь же развита, они без проблем перейдут на нее.

Массовый же пользователь, похоже, не знает, какие блага сулят ему навигационные системы. Если в США GPS – такой же элемент информационной инфраструктуры, как Интернет, то наши «умельцы», чтобы заглушить сигнал из космоса и спрятаться от мониторинга, ставят на приемник ведро или покупают «глушилку» GPS-каналов за $200 (кстати, ГЛОНАСС к помехам устойчивее).

Необходимость навигационного просвещения обывателя (в терминологии вице-премьера С. Иванова), формирования производственной базы (вряд ли 20 фирм, о которых говорит Ю. Урличич, гарантируют рынку зрелость) и инфраструктуры услуг, массового производства персональных устройств («все зависит от партии» – ответ стендистов на вопрос: сколько стоит?), доработки нормативной базы, создания цифровых навигационных карт и т.д. – все это «принудительно загрубляет» оптимистичные планы отечественной спутниковой навигации. В 2005 г. доля России на рынке услуг определения местоположения не дотягивала до 1% (на Японию, США и страны ЕС приходилось 93%). И с трибуны форума, и в кулуарах звучало: совсем мало времени прошло с момента снятия ограничений на получение координат, группировка пока неполная и координаты иногда «вылетают» без предупреждения, операторы не уверены в качестве открытых сигналов, идет калькирование сервисов GPS; трудно за год сделать то, на что у партнеров-конкурентов ушло полтора десятка лет; пусть частные потребители поработают пока на GPS, а специальные – на ГЛОНАСС…

У нас традиционно сильныепозиции в космосе (для НПО ПМ им. М.Ф. Решетнева, генподрядчика по линии небесной, подготовить за год 6 спутников труда не составит – раньше выпускали и по 20), а вот работа по наземной части проекта может скорректировать оптимистичные планы отечественной спутниковой навигации.

***

Отдельного разговора заслуживают перспективы сопряжения систем спутниковой связи с сотовой – желающих высказаться по этому вопросу приглашаем к участию в теме «…Я иду искать! Рынок услуг определения местоположения в поисках себя и клиентов» («ИКС» № 11'2007).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: