Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2007
Александра КРЫЛОВА  10 декабря 2007

iTV: сервис и бизнес на доверии

Процесс конвергенции интерактивных технологий и электронных СМИ дает жизнь новым форматам вещания и новым моделям ведения бизнеса. Интерактивное ТВ-шоу (The 9th Interactive TV Show Europe, Барселона, Испания) – масштабное международное мероприятие, призванное генерировать идеи для мира медиа.

В этом году его организаторы предпочли сфокусировать внимание участников на успешных проектах вещания всех мастей, контенте и технологических платформах для кроссмедийных проектов.

На протяжении двух дней такие известные медиабренды, как BBC, Sky, Endemol, NBC Universal, MTV и компании с менее громкими именами (Россию представляли оператор сети АКАДО и сервиспровайдер SMS Media Solutions), сообща обсуждали истории успеха тех участников рынка, кто уже осознал, нашел и занял свое место под солнцем в новом, только принимающем реальные очертания кроссмедийном и кроссплатформенном мире.

С. Мираллес из медийной компании CCRTV Interactiva, входящей в состав каталонской телерадиовещательной компании, поведал участникам конференции о том, как сочетание разных платформ для доступа зрителей к ТВ и радио контенту сделало его более интерактивным и прибыльным.

Принятие стратегического решения о предоставлении сервисов на разных технологических платформах (3G, DVBH, IPTV и др.) способствовало выходу этой вещательной компании на новый виток развития и заставило искать новые фор маты взаимодействия с пользователями с целью увеличения аудитории. Пример такого формата - документальный интерактивный проект, посвященный истории создания картины Пикассо «Герника». Он состоял из коротких эпизодов, разработанных для трех платформ - телевизионной, интернет и мобильной, и потому предусматривал различные виды интерактива.

О результате такого подхода говорят цифры прироста аудитории CCRTV Interactive. По сравнению со II кварталом 2006 г. во II квартале 2007 г. количество абонентов, воспользовавшихся сервисами 3G, возросло на 250%. Переход к безлимитному доступу в Интернет в этот же отрезок вре мени позволил прирастить абонентскую базу на 160%. При этом доход от интернет-сервисов за 9 месяцев 2007 г. превысил 650 тыс. евро, а от мобильных сервисов - 250 тыс. евро.

Еще одно стратегически важное решение CCRTV - о внедрении CRM. «Несмотря на то что у нас 1 млн зарегистрированных пользователей, - говорит С. Мираллес, - мы знаем их по именам, знаем, где они живут, чем интересуются, посылаем им подарки».


Большие компании играют по-крупному

Крупнейшая в Италии ТВ-компания Mediaset имеет в своей структуре «дочку» RTI Interactive Media, специализирующуюся в области интерактивных проектов. Об одном из них, ориентированном на пользователей широкополосного Интернета мультимедийном пор тале TGCOM рассказал ее гендиректор И. Конфалоньери.

Постоянные посетители с домашнего компьютера или с мобильного телефона (доступны также радио и телетекст) попадают на свою персонализированную страничку на портале. Здесь они могут не только разместить фотографии и видеоролики, пообщаться с друзьями, почитать новости, которые обновляются постоянно, но и зайти в раздел «Видео». В нем представлены эксклюзивные сюжеты, которые нельзя посмотреть по эфирному ТВ: они готовились специально для интернеттрансляции.

Кроме того, родственные связи портала с солидным телевещателем отражаются и на количестве фильмов и сериалов, которые TGCOM предлагает подписчикам VoD. Тут и итальянские фильмы, и американские сериалы, и шоу Mediaset с возможностью SMS голосования, и футбольные матчи, и записи лучших забитых голов. Все это способствует росту популярности портала. По словам И. Конфалоньери, количество зарегистрированных пользователей достигло почти 4,5 млн человек, а число запрошенных ими на портале вебстраниц - 140 млн.


Молодежь как движущая сила интерактива

Для пользователей этой возрастной категории Интернет, как фиксированный, так и мобильный, давно стал привычной средой обитания. Вместе с тем, по мнению Н. Бернардо (BeActive, Португалия), молодых людей, с одной стороны, не устраивают традиционные формы подачи развлекательного материала, а с другой - им хочется, что бы контент был бесплатным. Поиски ответа на вопрос, как привлечь и удержать молодежную аудиторию, и привели Н. Бернардо к созданию главного персонажа первой молодежной кроссмедийной «мыльной оперы» - девушки по имени София.

Сначала ее история, а точнее, дневник появился в Интернете на правах блога. А посетителям предлагалось поучаствовать в развитии сюжета и характера девушки. Вскоре к веб-каналу добавились возможности мобильных коммуникаций: всем обратившимся к ней главная героиня отвечала с помощью email и SMS. Через шесть месяцев канал взаимодействия был дополнен короткими радио и телесюжетами.

В результате трехлетней работы была сформирована распределенная по времени суток и медиаканалам схема дистрибуции контента, в которой сочетаются бесплатные и платные сервисы. Демонстрация 5-7минутных эпизодов на интерактивном ТВ (iTV) сменяется голосованием по поводу развития событий в следующей серии, затем происходит публикация контента (текста, картинок, видео) в Интернете... Позднее друзья Софии, которые по какимто причинам все это пропустили, могут воспользоваться мобильным сервисом VoD и получить одноминутный клип.

По словам Н. Бернардо, сегодня в Португалии «Дневник Софии» занимает первые строчки в рейтинге по многим позициям, например входит в Top3 шоу на ТВ-канале RTR2. Более 20 тыс. юных жителей пользуются дополнительными мобильными сервисами. Кроме того, проект идет еще в семи странах.

Какие уроки можно извлечь из опыта BeActive? Вопервых, аудитории нужно предоставить возможность участвовать в формировании сюжета, изменять его. Вовторых, интерактивность в проекте должна обеспечиваться как минимум двумя способами, одного SMS голосования недостаточно. И в третьих, не стоит экономить на производстве веб и мобильного контента для подобных проектов. Использование кросс-медиа позволяет получить кросс-доходы, надо только найти баланс между оф и онлайн бизнес-моделями.


Практичные сервисы для тех, кто постарше,

а точнее, для возрастной аудитории 49-53 лет представил А. Бучельхофер (123tv). Этот платный телевизионный канал привлекает людей возможностью не просто делать покупки с помощью телевизора, но и участвовать в своеобразном аукционе на понижение: в режиме реального времени на телеэкраны подписчиков транслируются постепенно снижаемая стоимость товара и уменьшающееся количество его единиц, доступных для заказа.

Разумеется, на телезрителей, за счет которых и финансируется шоу, такая информация оказывает стимулирующее воздействие. Как результат - канал имеет 570 тыс. зарегистрированных пользователей и более 340 тыс. активных покупателей. Самый успешный день, по словам А. Бучельхофера, принес каналу 600 тыс. евро. А самый активный покупатель сделал за год 15 заказов.

О популярности проводимых на 123tv шоу свидетельствует рост их доли в домашних покупках, совершаемых жителями Германии (объем этого рынка составляет 1 млрд евро), с 6% в 2006 г. до 8-10% к концу 2007 г. Впрочем, вполне возможно, что этот показатель станет еще выше, а аудитория канала помолодеет после начала трансляций шоу в Интернете.


Есть ли у Participation TV будущее?

Разговор о судьбе интерактивных шоу, в которых коммуникация со зрителями осуществляется посредством звонков на платные телефонные номера, на конференции начал Й. Торощик (Telemedia Interec TV). По его мнению, есть главное направление эволюции Call TV - интеграция их элементов в обычные, а также в обучающие и игровые программы.

Обсуждению этой темы был посвящен круглый стол «Какие выводы могут быть сделаны из британского опыта?», в котором участвовали представители компаний из разных стран, занятые в производстве программ Participation TV и их техническом обеспечении. Тон ему задал П. Уайтлинг, директор по надзору и инновациям британского регулятора платных мобильных услуг PhonepayPlus (в прошлом ICSTIS).

Он говорил о проблемах, сопутствующих развитию этого рынка. Возросшее в конце 2006 г. количество жалоб участников шоу с розыгрышем призов обусловлено низким качеством предоставления услуг. PhonepayPlus инициировал широкий диалог вокруг проблем Participation TV с участием всех основных игроков рынка, надзорных органов и телезрителей. Результатом долгих публичных дебатов стала выработка нормативных документов, регулирующих эту сферу.

Участники круглого стола призвали профессиональное сообщество сделать выводы из британского опыта развития Participation TV. По общему мнению, путь к изменению ситуации лежит через совершенствование регулирования всей сферы интерактивного телевидения, определения прозрачных правил игры, необходимых для того, чтобы не потерять доверие зрителей. Ведь интерактивное телевидение строится на доверии.

Александра КРЫЛОВА, Барселона-Москва
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!