Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Александра КРЫЛОВА  01 мая 2007

Мобильный Интернет: сим-сим, откройся!

Ключевые операционные показатели, ежеквартально объявляемые компаниями сотовой связи, отражают результаты, достигнутые ими в области голосовых услуг. Узнать же, каковы ARPU пользователя услуг передачи данных, затраты на привлечение одного потребителя мобильного Интернета, не представляется возможным. По утверждению И. Осадчей (МТС), подобные данные оператор не объявляет не только журналистам, но и инвесторам.

Зона повышенной секретности

Ключевые операционные показатели, ежеквартально объявляемые компаниями сотовой связи, отражают результаты, достигнутые ими в области голосовых услуг. Узнать же, каковы ARPU пользователя услуг передачи данных, затраты на привлечение одного потребителя мобильного Интернета, не представляется возможным. По утверждению И. Осадчей (МТС), подобные данные оператор не объявляет не только журналистам, но и инвесторам.

Показатель MBOU (среднее количество мегабайт трафика передачи данных на одного пользователя в месяц) раскрывает только «Скай Линк». В феврале 2007 г. в Москве и Санкт-Петербурге он составил 66 Мбайт (в феврале 2006 г. – 26 Мбайт).

Причин скрытности операторов, думается, несколько. Первая приведена выше: операторы рассматривают услуги на базе WAP как потенциальный источник прибыли. Вторая: в свете приближающегося 3G это направление бизнеса приобретет стратегическое значение. «Вопросы, касающиеся перспектив развития, – говорит В.В. Афанасьев, исполнительный директор Ассоциации GSM, – относятся к конкурентной среде».

Между тем острота конкуренции и постоянный мониторинг действий соперников не мешают операторам сотовой связи поддерживать на довольно высоком уровне цены на WAP-трафик. По данным, И. Астафьевой (J'son & Partners), средняя цена 1 Гбайт WAP-трафика мобильного Интернета в тарифных планах российских GSM-операторов – $253. М. Зобнина («iKSКонсалтинг») объясняет такую «согласованность» действий стремлением избежать ценовых войн, подобных тем, что разворачивались во времена бума голосовых услуг. В результате загрузка на мобильный терминал одного MP3-трека сегодня обходится абоненту в $10–15, что признают и сами операторы.

Третью причину нежелания операторов «большой тройки» раскрывать данные, характеризующие динамику развития услуг передачи данных в их сетях, подсказали участники рынка, работающие как в сетях GSM, так и IMT-MC-450. Несмотря на декларируемое удвоение и утроение, число WAP-пользователей, как, впрочем, и число пользователей передачи данных по технологии GPRS/EDGE, пока не настолько велико, чтобы операторы с многомиллионными абонентскими базами могли объявлять о нем во всеуслышание.

Пока в рядах ее постоянных пользователей – те 5–7% новаторов, которые, по словам М. Зобниной, «iKS-Консалтинг» наблюдает на рынке. Регулярность, с которой и МТС, и «Билайн», и «МегаФон» объявляют о запуске новых разделов своих WAP-порталов, подтверждает активное желание операторов привлекать с их помощью все новых и новых абонентов, используя для этого

Нестандартные решения

Их, пожалуй, самый яркий пример – соглашение «ВымпелКома» и компании WMI о продвижении среди абонентов сотового оператора рингтонов, реалтонов, видеоклипов «от Мадонны». «Результаты опросов, проведенных нами по завершении этого проекта, – рассказывает З. Хохлова, и.о. директора по маркетингу массового рынка ОАО «ВымпелКом», – показали, что больше 50% абонентов, сделавших заказ рингтонов, реалтонов или видеоклипов, ранее никогда и ничего на свой телефон не закачивали. Для нас это было достаточно ярким показателем того, что рынок еще не насыщен, интерес у потребителей есть и уникальные продуктовые предложения обязательно найдут свою аудиторию». По словам З. Хохловой, стратегическая задача этого не рассчитанного на краткосрочную окупаемость проекта, состоявшая в привлечении пользователей к разделу WAP-портала «Территория музыки», была решена, а в долгосрочной перспективе, по мере его развития, продвижения контента от ведущих зарубежных и российских звезд, будут достигнуты и ощутимые коммерческие результаты.

МТС, решая задачу привлечения новых WAP-пользователей, сделал ставку на видеосервисы, последовательно реализовав при активном участии входящей в холдинг Next Media Group компании Play Mobile два проекта – с Sony Pictures и «Централ Партнершип», соответственно, приуроченные к запуску в прокат фильмов «Джеймс Бонд» и «Волкодав».

По словам П. Ройтберга, директора департамента развития продуктов и услуг МТС, оба проекта были эффективны с экономической точки зрения. Заметим, правда, что ответить на вопрос: сколько раз видеоролик загружался пользователями, он отказался.

Впрочем, понять, о каком порядке цифр идет речь, в общем-то несложно, особенно если обратиться к зарубежному опыту. По данным С. Скворцовой (Ericsson), популярный в Великобритании и ряде европейских стран сериал BBC «Доктор Кто?» загрузили на мобильные терминалы 40 тыс. человек (ТВ-аудитория сериала – 27 млн, онлайн-аудитория – 2,6 млн).

Учитывая также, что, по данным J'son & Partners, загрузку «тяжелого» контента в России поддерживают только 9% терминалов, становится понятно, что количество абонентов МТС, скачавших видеоролик по фильму «Волкодав», едва ли достигло 10 тыс. Словом, потенциал у рынка скачиваемой мобильной музыки и мобильного видео есть, и, к удовольствию всех участников рынка, немалый.

Нестандартным сервисом для сетей 2,5 и 2,75G можно считать и мобильное ТВ, первопроходцем которого в 2004 г. стал «МегаФон-Москва» его поддержали МТС (март 2006 г.), СМАРТС (август 2006 г.), «Байкалвестком» (2007 г.). Сегодня его пользователям доступны 11 ТВ-каналов. Возможности оператора в области мобильного ТВ существенно расширились в конце апреля 2007 г., после получения им лицензии Россвязьнадзора РФ на право трансляции ТВ-программ. Ожидается, что аудитория этих сервисов в сети «МегаФон-Москва» с 10 тыс. в 2007 г. к 2010 г. вырастет до 500 тыс. человек.

Неожиданная конкуренция, или Есть ли у WAP будущее?

Приведенный пример, когда пользователь может получать доступ к одному и тому же контенту с разных устройств – телевизора, компьютера, мобильного терминала, говорит о том, что в борьбе за его внимание участвуют сразу несколько операторов. Для того чтобы войти в число победителей, операторам сотовой связи приходится не только заниматься мониторингом действий основных конкурентов, но и отслеживать тренды на смежных сегментах рынка.

«Мы ощущаем прямую конкуренцию между мобильным и фиксированным доступом в Интернет, – говорит Д. Багдасарян, начальник управления маркетингом ЗАО «СМАРТС», – особенно она остра в сегменте корпоративных пользователей, и зачастую именно здесь мобильная передача данных оказывается менее конкурентоспособной». Сегодня большую долю в базе пользователей услуг передачи данных этого оператора составляют частные лица, не имеющие доступа к фиксированной сети. В регионах, где уровень ее проникновения ниже 30%, его позиции гораздо сильнее.

Вместе с тем снижать цены на мобильный Интернет Д. Багдасарян не видит смысла, поскольку, по его мнению, WAPдоступ уйдет в прошлое, как только владельцы мобильных терминалов с поддержкой WAP 2.0 поймут, что могут попадать на WAP-сайт через точку доступа Интернета по тарификации GPRS. «Сейчас речь идет не о том, чтобы снять сливки, а потом расширять проникновение этой услуги, а о том, чтобы снять сливки и приготовиться к тому, что она постепенно сойдет на нет», – считает он.

Да, конечно, стоимость 1 Мбайт WAPтрафика в десятки раз превышает стоимость такого же объема трафика GPRS (в тарифном плане МТС «Первый» – в 30 раз), но и преувеличивать способности пользователей в освоении функционала своих терминалов, наверное, не стоит. Тем более что в автоматическом режиме операторы сотовой связи по умолчанию настраивают в абонентских терминалах именно WAP-доступ.

«Просто на WAP-портале пользователь может одним кликом заказать себе любую платную услугу, – объясняет позицию операторов П. Ройтберг, директор департамента развития продуктов и услуг МТС. – Абонент, который пользуется GPRS-доступом, этого сделать не может: номер телефона не передается для биллинга, поэтому процесс заказа контента в этом случае оказывается длиннее и сложнее».

Новые возможности для операторов и пользователей?

Высокие цены на WAP-трафик в сетях GSM-операторов открывают возможности развития для компаний, реализующих в сетях сотовой связи рекламную модель, таких как «ГДМ-Групп» (бренд GIGAFONE). Вице-президент «ГДМ-Групп» Г. Халдей, например, поделился планами предоставления наиболее лояльным пользователям сервиса GIGAFONE, спонсированного рекламодателями контента, в том числе MP3-файлов и новостных сообщений из газеты «Ведомости».

В преддверии появления в России сетей 3G тема мобильной рекламы и мобильного маркетинга становится все более актуальной и для операторов, и для контентпровайдеров. Не отстают от них и поставщики программно-аппаратных решений, поддерживающих мобильный маркетинг. Спонсорами конференции VAS Russia 2007 и отдельных ее сессий стали «Траффиклэнд» и Bercut, SmartTrust и Celltick.

Поскольку, по мнению З. Хохловой, при переходе к 3G возможности мобильной рекламы значительно возрастут, операторам совместно с другими участникам рынка придется вырабатывать новые бизнесмодели, отличные от действующих сегодня в сегменте загружаемого контента.

* * *

Ответа на вопрос «На какие сервисы оператор планирует сделать ставку в сетях 3G?» от операторов мы не получили. Тем не менее уже сегодня понятно, что в основе каждой услуги, будь это скачивание мобильной музыки или видео по требованию, мобильное ТВ или мобильный маркетинг, лежит мобильная передача данных. Но значит ли это, что еще в сетях GPRS/EDGE мы увидим бум мобильного Интернета?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!