Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Вячеслав АФАНАСЬЕВ  01 мая 2007

Как оседлать рынок мобильной передачи данных?

На сетях до 2,5G базовым являлся голосовой трафик, и снижение его уровня менее чем до 80% не предполагалось. Целью всех технологических построений была реализация передачи голоса. Передаче данных уделяли гораздо меньше внимания, поскольку на тот момент этот сервис в России вообще не был развит.

В.В. АфанасьевЛишь позднее, когда появились такие ускорители, как GPRS, а затем и EDGE, операторы попытались оседлать рынок передачи данных в мобильных сетях. Однако до сих пор доля трафика данных в сетях GSM-операторов не дотягивает до 20%. Сегодня даже 12–13% считаются хорошим показателем.

Факторы влияния

Безусловно, на уровень проникновения услуг мобильного Интернета влияет его цена, но это не единственный сдерживающий фактор. Мы до сих пор не определились со стоимостными параметрами самой услуги, самого сервиса. Что греха таить, за все перестроечные годы нам не удалось убедить общество, что информация – это товар, за который нужно платить. Если бы чаще покупали информацию, она была бы более дешевой.

Проникновение фиксированного Интернета влияет на рост числа абонентов, пользующихся услугами передачи данных. И то, что оно растет не так быстро, как хотелось бы, тоже является сдерживающим фактором.

Тревожит и то, что услуги на основе высокоскоростной передачи данных пока не настолько развиты, чтобы операторы могли опираться на них как на базовые.

Среди этих услуг по-прежнему превалируют «оформительские сервисы». Пользовательская среда пассивна, однобока. Продуктов, ориентированных на бизнес, у нас еще очень мало. Новостные, информационные ресурсы сегодня тоже не составляют конкуренцию друг другу и развлекательным сервисам. Совместный проект «ВымпелКома» и Google, позволяющий абонентам сети «Билайн» получать на WAP-портале оператора информацию о последних событиях в России и в мире на порталах СМИ, новостной проект МТС (MTS.biz), стартовавший в конце зимы, говорят о том, что операторы берут ситуацию в свои руки.

Будучи заинтересованными в специализации контент-провайдеров, в их укрупнении, операторы расстаются с поставщиками услуг, которые не несут в себе инноваций.

Ключ к решению – обучение

На мой взгляд, ключ к решению проблемы массовости дополнительных услуг сотовой связи в целом – обучение абонента. Он должен быть готов пользоваться всеми возможностями своего мобильного терминала, сервисом, который хотел бы потребить. А кто у нас всерьез, целенаправленно занимается его подготовкой? Все отраслевые издания у нас технологические, и в их ряду нет ни одного ориентированного на потребителя.

За рубежом сотрудничество операторов с разработчиками программных продуктов существенно облегчает пользователю доступ в мобильный Интернет. В этом мы убедились, ознакомившись с опытом словенского оператора Mobitel. Для обозначения разных категорий ресурсов мобильного Интернета оператор использует широкий набор пиктограмм в меню терминалов пользователей, клик на каждую из которых выводит абонента в нужную ему категорию.

Став продвинутыми пользователями, абоненты сами могут придумывать услуги и сервисы, пусть маленькие, и предлагать их через агрегатора или сервис-провайдера. А оператор должен обеспечивать пользователям возможность концентрировать и конвергировать контент. Не только выдавать блоки номеров корпоративным клиентам, но и позволять им создавать для своих целей новые виды услуг и распространять их внутри своей закрытой группы. Это повысит доходность основной деятельности оператора, будет способствовать воспитанию абонентов…

Для решения этой задачи можно использовать любой из предлагаемых сегодня программных продуктов, обеспечивающих управление контентом. Замечу, что в будущем можно ожидать увеличения числа таких решений, поскольку по мере цифровизации документооборота объемы информации будут только расти.

Кому выгодно – всем?

Разумеется, следствием изменения подхода к предложению абонентам тех или иных услуг станет трансформация существующих бизнес-моделей. Особенно она станет заметной при переходе к 3G. Если сегодня в цепочке создания добавленной стоимости ТВ-каналы участвуют не очень активно, то завтра операторам придется делиться доходами и с ними. При этом, думаю, жизнь сама расставит все по местам: по мере создания и продвижения каких-то совместных услуг и сервисов модели взаимоотношений будут отрабатываться, притираться, пока наконец не станут взаимовыгодными.

Другое дело, что политика в области цифровизации, которую продвигает российская администрация связи, позволит активнее реализовывать задачу формирования цифрового ТВ-контента для мобильных сетей. И если завтра сети станут конвергентными, это будет выгодно и операторам вещательного профиля, и операторам сотовой связи, потому что их услуги станут взаимопотребляемыми. И неважно, на каком языке, по какому протоколу или с помощью какого ресурса будут создаваться эти сервисы, неважно, в каком канале – кабельном, эфирном, спутниковом или мобильном – они будут транслироваться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!