Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2010
Алексей МАЛИНИН  10 марта 2010

Не ФЦП единой

Первый этап принятой в декабре 2009 г. ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 годы» календарно завершен. Означает ли это, что его задача – разработка, экспертиза и утверждение системных проектов для первой очереди строительства цифровых сетей в 12 субъектах РФ – выполнена? Насколько реально построить и ввести в эксплуатацию сети цифрового вещания в 2010 г. в 12 регионах первой очереди? – спросил «ИКС» Алексея МАЛИНИНА, гендиректора ФГУП РТРС, исполнителя программы.

Алексей МАЛИНИН, гендиректор ФГУП РТРС– Безусловно, сети будут построены и введены в эксплуатацию своевременно. Но одно дело системный проект и разработанная на компьютере зона покрытия, другое – реальность. После того как сеть будет включена, прояснятся белые пятна и доводка сети потребует времени. При этом системное проектирование по 12 регионам уже завершено. Более того, в ряде регионов ведется строительство, и в Хабаровске, например, в конце декабря опережающим этапом был запущен в эфир 1-й мультиплекс. Мы пока не анонсируем его как полноценный запуск, ведется параллельное аналоговое вещание.


Согласование и утверждение системных проектов, к счастью, отменено. Потребуется государственная экспертиза рабочих проектов – пожалуй, самый сложный этап. Мы ведем с Минэкономразвития переговоры о возможности ускорения этого процесса. У нас все слишком забюрокрачено. Надо что-то менять, притом кардинально, в управлении проектами, в их реализации. Многие процедуры упрощать, делать их прозрачными, минимизировать возможность вмешательства человека. При этом не надо изобретать велосипед, нужно просто посмотреть, как это делается в других странах, и перенимать их опыт.




– Инвестором ФЦП, кроме государства, выступает также и ФГУП РТРС. До принятия программы РТРС уже начала на собственные средства строить сети цифрового наземного вещания в Курске, Калининграде, Сочи, Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях. В ФЦП эти проекты названы опытными зонами. По какому принципу отбирались регионы для строительства опытных зон и в какой стадии реализации находятся эти проекты сегодня?


– Это будут уже не опытные зоны – скорее сети полноценного вещания. Другое дело, как скоро они покроют всю территорию своего региона. В России есть ряд районов, где просто невозможно принимать российское ТВ. Например, граница с Украиной прошла таким образом, что все мощные объекты связи оказались на территории Украины, и ряд районов, прилегающих к границе, могут принимать только ТВ Украины и не «видят» наших каналов. Кто-то ставит спутниковые тарелки, принимает каналы с «Триколора», но и мы продолжаем строить объекты (в том числе аналогового вещания) у границы. Курской области присущи все проблемы частотного плана приграничных регионов, поэтому она стала опытной зоной. В прошлом году мы закончили строительство сети, запустили ее, и реально она работает уже около полугода с покрытием 98%. И сразу приграничные районы получили возможность принимать 8 российских каналов. Народ начинает активно приобретать цифровые приставки, телевизоры. В первые же месяцы после запуска сети больше 25 тыс. семей купили приставки.


Калининград – анклав в окружении других стран, которые уже приступили к цифровому вещанию. Соседи давят на нас в этом отношении, поэтому нужно как можно быстрее прекращать там аналоговое вещание. То же относится и к приграничной Ленинградской области.


Если говорить о технике, то вся сеть Курской области построена на передатчиках «ТРИАДА» (Новосибирск). В Калининградской области, скорее всего, будут передатчики разных производителей, поскольку там что-то уже есть на сети, что-то придется докупать, а дальше покажет рабочее проектирование. В рамках рабочего проектирования будут проведены тендеры и определены передатчики, которые должны стоять на сети.


– Насколько жестко РТРС будет следовать плану ФЦП по строительству сетей цифрового ТВ в регионах России? Зависит ли это от региональных властей?


– Мы все-таки говорим о единой сети вещания. Конечно, основные инициативы должны исходить от Минкомсвязи, от нас. И от нас в числе прочего зависит, насколько хорошо мы работаем с местными властями. С другой стороны, местные власти по-разному относятся к нашим инициативам. Но общая тенденция положительная: в большинстве регионов у нас складываются конструктивные отношения с местными властями. Это и выделение земель, и поиск решений в энергетике, строительство новых объектов и иногда финансовая помощь. Программа предусматривает частичное бюджетное финансирование, но мы должны использовать часть своих денег и часть привлечь с рынка. А это больше 50 млрд руб. Поэтому мы начинаем строить сети опережающим образом за свой счет – даже в тех зонах, где в ФЦП строительство предусмотрено в 2012–2014 гг.


– Вопрос высвобождения частот и инфраструктуры при отключении аналогового вещания связан для РТРС с перспективами построения сетей ШПД социальной направленности. Что думаете по этому поводу?


– РТРС – инфраструктурная компания, и это ее свойство должно быть использовано в интересах страны, причем не только для целей телерадиовещания, но и для сотовой связи, для ШПД. Скажем, в деревне N у меня уже стоит передатчик с фидером и с антенной – и очень легко перенастроить это хозяйство в целях социального Интернета. Такие эксперименты сейчас проводятся в США, и для нас они очень актуальны.


Что же касается РЧС – к счастью, государство наконец обратило внимание на частотный ресурс. Мы говорим о ТВ-цифре, но уже сейчас появляются ТВЧ, 3D-телевидение – и нам нужно задумываться о том, чтобы резервировать частоты для этих технологий. Частотное планирование должно вестись на опережение, с учетом расширения потребностей общества и развития технологий. И то, что Роскомнадзор сделал в прошлом году, лично я считаю великим достижением – не меньшим, чем принятие ФЦП. Созданы частотно-территориальные планы цифрового вещания, в частотном планировании наводится порядок. Однако предстоит еще большая работа с выявлением белых пятен или, если угодно, черных дыр.


А что такое радиочастотный спектр для бизнеса? Мы говорим о миллиардных капитализациях любого игрока «большой тройки», а это в первую очередь даже не технологии, это доступ к частотам. Я считаю, что в свое время министерство связи правильно поступило, практически бесплатно передав частоты сотовым операторам. Это позволило развить рынок сотовой связи. А частоты аналогового вещания, которые будут высвобождаться, государство должно будет распределить в соответствии с новыми приоритетами.


– Российской промышленностью освоен в серийном производстве широкий номенклатурный спектр оборудования для цифрового ТВ. Каковы шансы отечественных производителей оборудования получить заказы от РТРС при строительстве сетей цифрового вещания?


– Мы плотно работаем с нашей промышленностью, и прекрасно понимаем – кто что способен производить. И сегодня мы приобретаем оборудование в основном у российских производителей, только в исключительных случаях – у западных. Ежегодно мы тратим на замену аналоговых передатчиков, которые морально устаревают, огромные деньги. Больше тысячи передатчиков в прошлом году поставили, и все они – российских производителей. Это аналоговые передатчики, но уже готовые к цифре (потребуется лишь небольшая модернизация). Что же касается абонентских устройств, то в конечном итоге все решит рынок. Другое дело – для того, чтобы защитить наших зрителей от недоброкачественной продукции, необходим ряд мер. Эти меры предусмотрены, мы их сейчас вместе с министерством согласовываем с правительством – и государство имеет все необходимые рычаги влияния на этот рынок. Мы прекрасно понимаем, что в приставках основные процессоры – западные и степень локализации таких производств сводится к тому, что в корпус ставятся готовые платы (в лучшем случае на месте делается блок питания). Это считается отечественным производством. Сейчас мы делаем первые шаги в этом направлении, но уже созданные заводы в Калужской и Калининградской областях свидетельствуют о том, что есть простые рыночные механизмы стимулировать производство в России западной продукции.


– По прогнозам АКТР, к 2015 г. по эфиру смотреть ТВ будут лишь 3–4 млн домохозяйств России из 45 млн. Вы с этим согласны?


– 3–4 млн домохозяйств, или около 10 млн человек, – это, простите, население хорошей европейской страны. Я считаю, что задачу по построению современного информационного общества в стране мы можем решить только совокупными усилиями – и здесь найдется место и кабельным, и спутниковым, и эфирным операторам. Эфирное ТВ как минимум дает возможность принять сигнал с эфира посредством простого телевизора или приставки, не платя никому. С другой стороны, благосостояние народа потихоньку растет, у многих дома уже не один телевизор, а два-три. Помимо основного ТВ-приемника в большой комнате, человек ставит телевизор на кухне, в спальне, и, как правило, эти вторые-третьи телевизоры – эфирного приема, даже в Европе. Я думаю, что реальное соотношение в России будет примерно таким: 25–30% – эфирное ТВ, 25–30% – спутниковое, остальное – КТВ и ШПД. При этом, как и во всем мире, многие будут смотреть параллельно эфир и кабель, эфир и спутник… Место всем есть – и это здорово.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!