Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2007
А.В. ВОЛОДИН  01 мая 2007

Мобильное ТВ: имиджевая услуга или источник прибыли?

Рынок мобильной связи в России достиг своего насыщения, и сотовым операторам уже невозможно двигаться «вширь», на новые территории к новым клиентам, а приходится развиваться «вглубь», повышая доход с каждого абонента, что требует расширения ассортимента и качества предоставляемых услуг. Одной из таких услуг может стать мобильное телевидение.

А.В. ВОЛОДИН Факторы востребованности

Чтобы мобильное ТВ стало по-настоящему массовой технологией, должно произойти не так мало событий. По крайней мере, для того, чтобы претендовать на право называться коммерчески востребованным сервисом, телефоны должны обзавестись более качественными дисплеями и звуком. Жесткие требования предъявляются к батареям и памяти телефонов.

Кроме технических и технологических требований, строгое соблюдение которых, как ожидается, способно превратить мобильное ТВ из забавной технологии для показа на выставках в продукт массового спроса, есть требования коммерческие. Как показывает европейский опыт, ключевую роль в мобильном ТВ играет модель оплаты, в основу которой положен принцип «фиксированного тарифа». То есть в выигрыше окажется оператор, который не станет, например, мудрить с помегабайтной оплатой скачанных данных или придумывать хитроумные тарифные планы для разного времени суток, а ограничится фиксированной абонентской платой, позволяющей абоненту пользоваться новой услугой по принципу «сколько влезет» в течение определенного времени.

А зритель кто?

Пользователь в большинстве своем привык к традиционному ТВ, работающему по так называемой push-схеме, когда телезрителю предлагается присоединяться к просмотру тех или иных программ, транслируемых в отведенное им время. Впрочем, сегодняшние реализации решений IPTV демонстрируют растущий спрос на услуги интерактивного ТВ, т.е. возможности смотреть ту или иную программу в удобное для пользователя время, например VoD. Мобильный пользователь, как правило, ограничен временными возможностями, а это значит, что в среднем он будет проводить за просмотром ТВ меньше времени, чем традиционный. При этом его потребности в интерактивности значительно выше, даже новости он зачастую готов смотреть в записи, зато в удобное для себя время, по дополнительному запросу.

Мобильное ТВ позволяет учесть в одном продукте интересы обоих типов пользователей. Со своего аппарата пользователь мобильного ТВ в перспективе может получить доступ к программам обычного ТВ, скачивать для последующего просмотра или просматривать на лету предварительно записанные программы, а также получит доступ к программам, рассчитанным на узкие сегменты аудитории.

По разным оценкам, сегодня в зоне EMEA до 50 млн телефонов готовы к использованию мобильного ТВ. Телекомпания CNBC уже начала мобильное вещание новостей, на которые можно подписаться (15 евро на месяц, 3 евро на сутки). Однако многие телепрограммы, которые хорошо смотрятся на большом экране, нуждаются в адаптации к экрану мобильника. Скажем, на мобильном телефоне невозможно прочесть ни одну надпись на экране, если не предпринять специальных мер, например увеличить размер шрифта.

Ахиллесова пята технологий

Несколько слов о технологиях. Очевидно (и это подтверждает, например, запуск «Мобильного ТВ» на сети «МегаФон-Москва»), что для внедрения новой услуги необязательно ждать строительства сетей 3G. Услуга может быть реализована и в сетях 2G, особенно если они поддерживают EDGE. Хотя, как признает сам «МегаФон», «по итогам трех лет работы услуги в Москве можно сказать, что мобильное ТВ – это скорее имиджевая услуга. Между тем и в сетях 2,5G, и 3G услуга мобильного ТВ реализуется сегодня по очень затратной схеме «индивидуальной доставки» видеоконтента на каждый телефон. Эта схема подразумевает, что по мере роста числа пользователей оператору постоянно придется докупать и устанавливать все больше оборудования. Причем такое масштабирование нельзя использовать для большого числа абонентов, и даже не очень большого, если они захотят воспользоваться услугой одновременно. Такова ахиллесова пята индивидуальной доставки.

Сегодня производители оборудования активно демонстрируют технологические платформы MBMS, предназначенные для мобильного вещания мультимедийных услуг (например, мобильного ТВ) по существующим сетям 3G. Такая платформа – ключевое средство проникновения мобильного ТВ на массовый рынок: она позволяет пользоваться услугой неограниченному числу абонентов. Однако у MBMS есть и серьезный недостаток: пропадает возможность смотреть то, что нравится, и тогда, когда хочется.

Как ожидается, все проблемы MBMS позволяет решить новый европейский стандарт цифрового вещания DVB-H, который, вероятно, смогут принимать мобильные телефоны, но развитие DVB-H потребует дополнительного развертывания этих сетей. Кроме того, потребуется другое сетевое оборудование и новые чипсеты для телефонов. Так что здесь речь идет о кардинальном отличии от ситуации с персональным мобильным ТВ-вещанием в режиме CS или в пакетном режиме в сетях GPRS/EDGE, либо в рамках MBMS в сетях 3G. Две первые технологии требуют лишь покупки сравнительно небольшой платформы и соответствующих апгрейдов софта, запуск DVB-H требует сооружения сетей ТВ-вещания с нуля, притом, что для этой технологии будет совсем не просто решить проблемы обеспечения indor-покрытия. А главное, на рынке все больше телефонов, которые поддерживают MBMS и другие «простые» схемы.

Мобильный triple play

Итак, начинать работать с технологиями мобильного ТВ возможно уже сейчас. По мере совершенствования технологий, вероятно, следует ожидать роста числа пользователей. Сегодня рынок мобильного ТВ характеризуют:

большая база потенциальных пользователей – едва ли не все абоненты могут рано или поздно захотеть подключиться к этой услуге;

возможность для абонентов получить доступ к услуге практически в любой точке, в любое время и даже в движении;

соответствие идеи «Мобильного ТВ» тренду triple play, а именно конвергенции голоса, мобильного Интернета и ТВ. Операторов должна привлекать возможность реализовать все три сервиса в рамках одной сети.

В числе основных сдерживающих факторов для развития массового спроса на услуги мобильного ТВ – недостаток медиаконтента. Именно задачу создания контента, т.е. наполнения эфира, необходимо решить оператору, стремящемуся выйти на массовый рынок. Абонент станет оплачивать мобильное ТВ только в двух случаях: если услуга будет доступна ему в любое время и в любом месте; если он получит эксклюзивную информацию, отсутствующую в традиционных сетях телевещания.

Важно понимать, что по аналогии с IPTV в фиксированных сетях связи, мобильное ТВ, в отличие от традиционного, даст возможность абоненту персонализировать свои потребности в медиаконтенте.

Исследование корпорации KOBACO показало, что рядовые корейцы пока предпочитают традиционное ТВ (82 мин в день). Мобильное ТВ (61 мин) отнимает у них на 50% больше времени, чем чтение газет (42 мин). Самый популярный контент мобильного ТВ (DMB) в Корее – новости (19,2%), фильмы (14,5%) и музыка (14,4%). Около 45% зрителей мобильного ТВ – молодые люди в возрасте 20-30 лет. По мобильному ТВ знакомятся с рекламой 77,7% корейцев, по традиционному ТВ – 74,2%, по радио – 68,8%.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!