Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Лилия ПАВЛОВА  01 мая 2007

Железная дорога намерена расширить узкие места и изменить структуру бизнеса

Одно из самых узких мест – стыки между железнодорожным и другими видами транспортной системы страны, особенно при перевозке экспортных грузов через морские порты, сухопутные пограничные переходы РЖД. На подходах к припортовым и пограничным станциям ежесуточно простаивают в ожидании приема более 100 «брошенных» поездов, а на самих станциях – около 1000 вагонов. В результате железная дорога ежесуточно теряет около 2,2 млн руб.

Одно из самых узких мест – стыки между железнодорожным и другими видами транспортной системы страны, особенно при перевозке экспортных грузов через морские порты, сухопутные пограничные переходы РЖД. На подходах к припортовым и пограничным станциям ежесуточно простаивают в ожидании приема более 100 «брошенных» поездов, а на самих станциях – около 1000 вагонов. В результате железная дорога ежесуточно теряет около 2,2 млн руб., а посему РЖД кровно заинтересованы в переломе этой ситуации.

Транспортный рынок представляет собой совокупность самостоятельных организаций – перевозчиков и посредников – с выраженным преобладанием мелкого капитала. Каждый участник перевозок с использованием нескольких видов транспорта преследует свою выгоду, действуя без согласования со смежниками: грузоотправители заинтересованы в скорейшей транспортировке товаров (независимо от проблем железной дороги и портов); порты заинтересованы в максимальной прибыли (независимо от объемов перевалки грузов и проблем железнодорожников); экспедиторы заинтересованы в увеличении объема перевозок (независимо от возможностей транспортников). И никто пока не смог организовать перевозку в интересах грузовладельца с наименьшими затратами и с оптимальной выгодой для всех участников процесса.

Для координации деятельности всех видов транспорта необходимо создать межтранспортную логистическую систему на базе логистических центров, которая имела бы целью организацию перевозок грузов с наименьшими потерями и оптимальной прибылью для всех участников транспортного процесса.

В 2005 г. РЖД предложили организовать сеть центров логистического управления грузопотоками при взаимодействии железнодорожного транспорта со смежниками, портами, промышленными комплексами, транспортными системами других стран и т.д. на основе эффективного использования информационно-управляющих технологий (см. «ИКС» № 11'2006, с. 40–57).

Дело в том, что необходимые предпосылки для внедрения логистических технологий в масштабе транспортной системы России на железнодорожном транспорте уже имеются:
  • развитая инфраструктура путей сообщения, охватывающая все экономически развитые регионы страны и имеющая резервы увеличения провозной способности;
  • единая централизованная вертикаль оперативного управления перевозками;
  • мощная информационная база, объединяющая все информационные потоки железнодорожных перевозок;
  • автоматизированные системы управления перевозками, позволяющие спланировать, организовать и отследить все этапы перевозки вплоть до пунктов погашения грузопотока;
  • научная и образовательная база, обеспечивающая подготовку квалифицированных специалистов и разработку новых прогрессивных АСУ;
  • правовая и юридическая базы, позволяющие перейти на договорные отношения со всеми участниками и пользователями услуг транспортного комплекса;
  • опыт организации взаимодействия различных видов транспорта, ведется разработка единых технологических процессов на базе автоматизированных систем оперативного управления работой портовых узлов.
Кроме того, к 2005 г. у РЖД созрело решение изменить структуру доходов, основанную непосредственно на транспортировке. Между тем крупные зарубежные железнодорожные компании отнюдь не рассматривают собственно перевозки как основной бизнес. Так, Deutsche Bann AG получает 50% доходов от других видов деятельности, в том числе 27% от предоставления логистических услуг. В ближайшие годы РЖД рассчитывает обойти по этому показателю своих германских коллег. Очевидно, что эти планы смогут реализоваться при условии создания сети современных межтранспортных логистических центров.

В конце 2006 г. президент ОАО «РЖД» В. Якунин утвердил концепцию развития терминально-складской деятельности компании, которая предусматривает создание за 2–3 года в крупнейших транспортных узлах России 8–10 терминальнологистических центров. Есть планы создать опорную сеть таких центров на основных направлениях товародвижения в системе международных транспортных коридоров с охватом крупнейших узлов – Московского, С.-Петербургского, Калининградского, Новосибирского, Нижегородского, Свердловского, Красноярского, Новороссийского, Владивостокского.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ словарИКС

ЛОГИСТИКА – теория и практика управления материальными и информационными потоками при движении товара от производителя к покупателю. Если воспользоваться словами одного сведущего связиста, то, выпивая утром чашечку кофе, мы вкушаем труд сотрудников 29 компаний из 18 стран мира. Процесс взаимодействия этих компаний, по сути, и есть логистика.

СТИВИДОР – специализированная организация, которая производит погрузку и выгрузку судов. В каждом из 44 морских торговых портов России работают несколько стивидорных компаний. А всего Минтрансом выдано более 250 лицензий на перевалку грузов морским транспортом

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: