Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
В. ЕРОШЕНКО  Л. ГАНАШЕК  Э. ТУЧКОВ  01 мая 2007

Железная дорога + порт: истории е-взаимодействия. На южных воротах России

В системе ОАО «РЖД» уже работают логистические центры в Новороссийском транспортном узле на базе станции Новороссийск, в Ростове-на-Дону (Северо-Кавказская железная дорога) и С.-Петербурге (Октябрьская железная дорога). Аналогичный центр организуется на Дальневосточной железной дороге. Трудно поверить, что десять лет назад всерьез собирались ликвидировать Северо-Кавказскую железную дорогу из-за ее нерентабельности. Переломить ситуацию помогли информационные технологии.

Автоматизация работы с судовыми партиями

Сначала специалисты ИВЦ создали систему, которая позволяла отслеживать движение поезда или отдельного вагона, следующего в порт. Система позволяла прогнозировать подход поездов и принимать меры для подвода поездов при накоплении судовой партии. По молчаливому соглашению с портовиками исходная часть судовой партии составляла 10 поездов. Когда все они подводились к порту, судно ставилось к причалу и, пока шла обработка накопленной десятки, железнодорожники подгоняли следующие составы.

Новая технология работы с судовыми партиями позволила сократить простои судов у причалов в ожидании подачи груженых вагонов и увеличить пропускную способность системы «железная дорога–порт» в 2,4 раза.

Автоматизация припортовых станций

В. ЕрошенкоДля ускорения обработки поездов совместно с разработчиками ЦИТТРАНС впервые в стране была создана АСУ припортовой станции, связавшая единой информационной базой припортовую станцию Новороссийск с сортировочными станциями Батайск и Краснодар. Теперь на этих двух станциях поезда могут распределяться сразу по конкретным причалам порта.

Новая технология помогла сократить простои подвижного состава на подходах к портам, позволила контролировать весь перевозочный процесс – от заявки отправителя до подачи груза в порт, планировать погрузку с учетом возможностей смежников и отслеживать продвижение вагонов к причалу, т.е. организовать ритмичный подвод к судам грузопотоков, которые формируются на всей сети.

Автоматизация труда портовых диспетчеров

Л. ГанашекС прошлого года в дорожном логистическом центре в Ростове-на-Дону и на станции Новороссийск используется разработка ИВЦ – АС «Порты Южного региона». В режиме реального времени диспетчеры получают информацию о занятости путей в порту, составе грузов, реквизитах отправителя и получателя, а также данные о наличии на станциях магистрали вагонов, адресованных портовикам. АРМ диспетчера выдает рекомендованный график подвода подвижного состава, варианты объединения вагонов в группы, оптимальное время их продвижения и пункты формирования маршрутов. А с помощью компьютера можно рассчитать время прибытия в порт.

Программа совместима с аналогичными системами портовиков. С учетом данных о судах, проходящих Босфор, и времени продвижения их по Черному морю до Новороссийска, специалист логистического центра может с точностью до часа рассчитать время погрузки экспорта, скажем, в Сибири. Система может применяться для планирования подвода судов к любому порту Южного региона. При разработке использованы система грузового диспетчера «Сириус», электронная транспортная накладная ЭТРАН, «Грузовой экспресс», АСУ ЦУМР для управления местной работой. Программа эффективно действует в дорожном центре управления перевозками Ростова-на-Дону и на станции Новороссийск.

Не ИТ едиными...

Информационные технологии – важнейший инструмент повышения эффективности логистического управления перевозками. Однако для результативной работы логистических технологий необходимо не только единое информационное пространство для участников процесса доставки грузов, но и правовая база, регламентирующая экономическую ответственность субъектов транспортного рынка за нарушение своих обязательств. В частности, необходимо привести ставки платы за пользование вагонами в соответствие с реальными расходами РЖД и упущенной выгодой. Почему это важно?

Э. ТучковШтрафные санкции за простой судна общей грузоподъемностью (дедвейтом) 25 тыс. тонн – $16–25 тыс. в сутки. А при простое вагонов с тем же грузом штрафы со стороны РЖД меньше в разы. Вот и стремятся стивидоры сначала обслужить стоящее у причала судно, а ожидающие на подходах в порт вагоны оставляют «на потом».

Кроме того, в случае колебания цен на международных товарных рынках трейдеры, дожидаясь благоприятной ценовой конъюнктуры, сознательно замедляют торги доставленными в порт грузами, используя железнодорожные составы как склады. В 2006 г. на СКЖД простояли среди «брошенных» на подходах к портам от 20 до 200 поездов, нередко они использовались именно в качестве складов (за счет железной дороги!). Между тем реальная стоимость простоя каждого вагона в зависимости от рода подвижного состава – от 700 до 850 руб. в сутки.

Необходимо установить договорные отношения между участниками перевозок в отношении сроков подхода поездов и разгрузки в порту, определив экономическую ответственность: железной дороги – за несвоевременный подход поездов, порта – за несвоевременную погрузку/выгрузку груза, трейдера – за несвоевременный вывоз.

Северо-Казказская железная дорога
  • Более 70% нагрузки составляют перевозки импортно-экспортных грузов к портам Юга России и обратно.
  • В 2006 г. на припортовых железнодорожных станциях было обработано около 30% всего экспорта российских портов.
  • Прирост импортных перевозок за десять лет – 525%.

Информационные технологии оптимизировали транспортную систему «железная дорога–морской порт» – перевозки увеличились в несколько раз.

Начиная с 1998 г. народное хозяйство России получило за счет прироста перевозок экспортных грузов через порты Юга 313 185 млн руб. , в том числе:
  • дополнительные налоговые поступления в бюджет страны – 13 995 млн руб. ;
  • дополнительный доход от перевозок по железной дороге – 98 580 млн руб.;
  • дополнительный доход в морских портах – 79 273 млн руб. ;
  • экономию российских экспортеров от использования национальных портов – 121 318 млн руб.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!