Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2007
Максим САВВАТИН  01 мая 2007

Казахстан: Телекоммуникационная ”Звезда Востока ”

Основные события и тенденции рынка связи Казахстана: опережающий рост сотовой связи, начало фактической либерализации рынка фиксированной связи, интенсивное снижение цен сразу в нескольких сегментах – мобильную связь, МГ/МН-соединения и доступ в Интернет. На спутниковой улице республики праздник: Казахстан осваивает первый собственный спутник KazSat и думает о запуске второго. 

По развитию рынка телекоммуникаций Казахстан занимает среди республик бывшего СССР третье место после России и Украины. В 2006 г. объем этого рынка составил порядка $2,17 млрд (в России и на Украине – $29 млрд и $5,3 млрд соответственно), а прирост в сопоставимых ценах по сравнению с 2005 г. – 20,4% (рис. 1).

По предварительным оценкам, в 2006 г. удельный вес отрасли связи в ВВП страны – около 3%. Ожидается, что вклад отрасли будет увеличиваться за счет ее более быстрого роста по сравнению с другими отраслями экономики. Так, в 2006 г. по темпам роста связь опередила промышленное производство почти в 3 раза.

Телекоммуникации играют важную роль в обеспечении функционирования всей экономики страны. Особенность Казахстана – большая территория (девятое место в мире по площади) и малая плотность населения. Это определяет высокую потребность в телекоммуникационной инфраструктуре и обусловливает низкий удельный вес населения в структуре доходов от предо -ставления услуг связи (36,3% в 2006 г.). Однако ситуация постепенно меняется, в первую очередь благодаря динамичному развитию рынка сотовой связи. Уже в середине 2005 г. число абонентов сотовой связи превысило число пользователей фиксированной. А к концу 2006 г. сотовая связь обогнала фиксированную не только по числу пользователей (здесь разрыв пчти в три раза), но и по доходам.

Сотовый локомотив о трех головах

В 2006 г. общее число абонентов сотовой связи Казахстана достигло 7,84 млн, увеличившись за год почти на 2,4 млн (рост 40%). Уровень проникновения превысил 50% общей численности населения (в 2005 г. этот показатель равнялся только 36%, рис. 2). В общей структуре доходов от услуг связи на мобильную связь приходится более 45% (рис. 3). По прогнозам «iKS Консалтинг», к концу 2007 г. абонентская база сотовых операторов в Казахстане достигнет 10,5 млн абонентов.

Столь впечатляющие результаты развития рынка сотовой связи – следствие ужесточения в 2006 г. конкурентной борьбы трех его основных игроков – «КаР -Тел», «GSM Казахстан» и «Алтел».

GSM -тройка по-казахски

По итогам 2006 г. лидером конкурентной гонки стала компания «КаРТел», казахская «дочка» российского «ВымпелКома», работающая на рынке под брендом «Билайн», а ее главным соперником – «GSM Казахстан» (бренды K`Cell и Activ), основным акционером которого является холдинг Fintur, совместное предприятие Turkcell и TeliaSonera. Для абонентов это соперничество выразилось в проведении большого числа рекламных акций, которые позволяли выигрывать ценные призы и экономить на услугах связи. В итоге за 2006 г. «КаР -Тел» подключила абонентов почти на 300 тыс. больше, чем «GSM Казахстан» (рис. 4).

Ожидается, что в 2007 г. конкуренция еще более обострится из -за появления третьего GSM -оператора – «Мобайл Телеком Сервис» (МТС), «дочки» «Казахтелекома». «Казахтелеком» приобрел 100% акций этой компании летом 2006 г. (в феврале 2007 г. стало известно о передаче 49% акций оператора стороннему инвестору, возможно, имеющему российское происхождение). На момент покупки «Мобайл Телеком Сервис» имел весь спектр лицензий на сотовую связь в разных стандартах и около 1000 активных абонентов сети DAMPS. В феврале 2007 г. оператор начал предоставлять услуги GSM -связи под брендом NEO, введя самый низкий тариф на рынке – исходящие звонки за 32 тенге (~ $0,25) за минуту (входящие бесплатны, поскольку в Казахстане действует принцип CPP).

Уже в первые недели работы оператор подключил более 5 тыс. абонентов. За год он планирует привлечь более 700 тыс. абонентов. Это нелегкая задача, поскольку конкуренция между двумя сотовыми лидерами казахстанского рынка будет только усиливаться и операторы будут бороться буквально за каждого нового абонента.

Основным инструментом этой борьбы станет ценовая политика. У «Мобайл Телеком Сервиса» она пока вне конкуренции, но, возможно, после первых месяцев работы и завершения рекламных акций компания повысит цены на голосовую связь. Еще одним преимуществом оператора может стать внедрение новых услуг. Он уже предложил своим абонентам международную IP -телефонию – услугу, которая позволит существенно экономить на звонках за рубеж.

Два лидера рынка подготовились к появлению конкурента и встретили его новыми предложениями и тарифами. «GSM Казахстан» в январе 2007 г. запустил линейку предоплатных тарифных планов, направленных на разные группы абонентов. «КаР -Тел» пока не понижал тарифы, ограничиваясь проведением разовых акций. Поскольку оператор занимает на рынке лидирующее положение, этот факт может заинтересовать антимонопольное ведомство страны.

«Мобайл Телеком Сервис» хотя и повлияет на ситуацию на рынке, серьезно изменить расстановку сил не сможет, так как значительно отстает от своих конкурентов по охвату территории. Именно этот фактор может помешать ему достичь запланированного числа абонентов. На этапе выхода компания обеспечивала покрытие только в 30 крупных городах страны (для сравнения: «GSM Казахстан» работает более чем в тысяче населенных пунктов Казахстана). Поэтому «Мобайл Телеком Сервис» планирует до конца года расширить покрытие до 87 городов и в течение двух лет инвестировать в развитие сети более $200 млн. Примерно такие же инвестиции в свою сеть наметил в этом году «GSM Казахстан».

Есть 3G! 

Еще один игрок на сотовом рынке Казахстана – аффилированная с «Казахтелекомом» компания «Алтел», работающая в стандарте CDMA2000 1x (в диапазоне 800 МГц) и предоставляющая услуги под брендами Dalacom и PAThWORD. Она первой в республике запустила услуги сотовой связи в стандарте AMPS/DAMPS (в 1994 г.), но с марта 2006 г. отказалась от поддержки этих устаревших стандартов и полностью сосредоточилась на развитии сети CDMA. «Алтел» позиционирует себя как единственного оператора Казахстана, предоставляющего услуги третьего поколения. Возможности стандарта позволяют передавать данные со скоростью 153 кбит/с.

К началу 2007 г. оператор обслуживал порядка 500 тыс. абонентов, продемонстрировав трехкратный рост за полгода (на 1 июля 2006 г. – 165 тыс. клиентов). Это достижение обусловлено проведением летней рекламной акции «Телефон в подарок 2». Осенью «Алтел» также провел несколько рекламных акций по снижению тарифов и запустил программу поддержки лояльности абонентов, предлагающую 12% -ную скидку на местные звонки в течение всего года при условии заключения дополнительного договора и обязательстве не менять тарифный план и своевременно оплачивать услуги связи.

В начале 2007 г. оператор заявил об изменении своей стратегии – намерении сконцентрировать усилия на продвижении услуг передачи данных. Это может быть вызвано и выходом на рынок «Мобайл Телеком Сервиса», который, как и «Алтел», является дочерней структурой «Казахтелекома». Такой шаг позволит несколько снизить внутрикорпоративную конкуренцию. Кроме того, стандарт CDMA больше, чем GSM, приспособлен к передаче данных. Основная проблема «Алтела» – небольшой выбор мобильных телефонов, среди которых много устаревших моделей с ограниченным функционалом. Особенно это заметно в сравнении с богатым выбором терминалов у GSM -операторов. В ближайшем будущем оператор, возможно, будет внедрять в своей сети технологию EV -DO.

VAS -драйверы роста

Другим инструментом конкурентной борьбы становятся дополнительные услуги. В 2006 г. VAS -сервисы стали драйвером роста доходов обоих крупнейших GSMоператоров. Они предлагают целый ряд современных дополнительных услуг, набор которых повторяет услуги российских операторов. Но в отличие от российского рынка второе место по популярности после SMS занимают услуги передачи данных. Их доля в доходах от дополнительных услуг составляет в среднем по рынку около 16% и продолжает расти.

Все три GSM -оператора для передачи данных активно используют EDGE, причем коммерческая эксплуатация этой технологии в Казахстане началась на несколько недель раньше, чем в России (в конце ноября 2004 г.). Увеличилось и потребление контент -услуг, чему способствовал приход на казахстанский рынок крупных российских контент -провайдеров – «Информ -мобил», Playfon, i -Free.

Как и на российском рынке, наибольшая доля в доходах от предоставления услуг мобильного контента приходится на услуги кастомизации (загрузка мелодий, картинок и логотипов). Все большей популярностью пользуются услуги знакомства и общения.

По оценке «iKS -Консалтинг», в 2007 г. объем казахстанского рынка дополнительных услуг превысит $180 млн (рост на 58% по сравнению с 2006 г.).

Фиксированная связь: «Казахтелеком» либерализуется

Рост доходов от предоставления услуг фиксированной связи в Казахстане заметно отстает от аналогичного показателя в сегменте сотовой связи. По оценкам «iKS -Консалтинг», в 2006 г. объем потребления услуг фиксированной связи вырос на 15%, до $684 млн, а число абонентских линий – менее чем на 10% (до 2,85 млн).

Крупнейший игрок

на казахстанском рынке фиксированной связи – АО «Казахтелеком» (рис. 5), контролирующий около 98% абонентских линий. По данным компании, в 2006 г. ее доходы выросли на 8% (без учета доходов дочерних компаний). При этом рост доходов непосредственно от услуг традиционной телефонии составил 14% ($625 млн), а количество абонентских линий увеличилось на 30% (250 тыс.), что для казахстанского рынка совсем немало.

В 2007 г. оператор обещает не снижать темпы ввода в эксплуатацию новых телефонных линий и продолжит сокращать очередь на установку долгожданного телефона. При строительстве телефонных линий оператор будет применять не только традиционные проводные, но и новые беспроводные технологии, в частности WLL. Это особенно актуально для отдаленных и сельских районов, где вопрос телефонизации стоит наиболее остро. С помощью WLL оператор планирует подключить в 2007 г. более 30% новых абонентов, потратив на модернизацию более 35 млрд тенге (примерно $280 млн).

В последние годы положение «Казахтелекома» на рынке осложнилось из -за изменений в законодательстве в сфере связи и процесса демонополизации.

Программа по демонополизации «Казахтелекома» была запущена в конце 2003 г., с принятием правительством республики программы либерализации рынка связи. Первые результаты проявились уже в 2004 г., когда рынке дальней связи начали появляться новые игроки. Однако до начала 2006 г. «Казахтелеком» фактически сохранял монополию на пропуск МГ/МН -трафика. Только в 2006 г. началась выдача префиксов на услуги дальней связи, причем префикс получил и сам «Казахтелеком». В течение всего 2006 г. регулирующие органы проводили встречи с представителями операторов, направленные на ускорение развития отрасли и завершение демонополизации рынка связи.

В итоге «Казахтелеком» каждый квартал снижал тарифы на звонки с фиксированной сети на мобильные, а в ноябре 2006 г. ввел 10 -секундный интервал тарификации по этому направлению. За год стоимость звонков «фиксированный–мобильный» снизилась в среднем на 12% и продолжает снижаться.

В 2007 г. цены на МГ/МН -связь по наиболее популярным направлениям упали в среднем на 50%.

Изменился и процесс взаиморасчетов с сотовыми операторами, которые с 1 апреля 2006 г. получили возможность прямых подключений минуя сеть «Казахтелекома». В 2006 г. «Казахтелеком» потерял на этом более $50 млн, которые не смогли компенсировать ни значительный рост абонентской базы, ни предложение новых услуг.

Игроки -сателлиты

Помимо АО «Казахтелеком» на рынке фиксированной связи Казахстана работают еще несколько десятков компаний, включая KazTransCom, «Транстелеком», «Нурсат», «Арна» (бренд Ducat), «Астел», российский «Голден Телеком», а также целый ряд мелких операторов. Первые три компании в этом списке принадлежат государству. В совокупности все эти операторы, работающие в основном на корпоративном рынке, обслуживают не более 80 тыс. абонентских линий (для сравнения: «Казахтелеком» – более 2,4 млн линий).

В 2006 г. на рынке появился еще один оператор, предоставляющий услуги беспроводной фиксированной телефонной связи и нацеленный прежде всего на телефонизацию сельской местности, – это ТОО «Востоктелеком», который решает задачу при помощи технологии CDMA в диапазоне 450 МГц.

Несмотря на создание условий, стимулирующих подключение альтернативных операторов к сети «Казахтелекома», они не слишком торопятся воспользоваться этим шансом, поскольку единая схема взаимного подключения и взаиморасчетов с операторами пока не выработана. Но в ближайшем будущем ситуация, вероятно, изменится; в отрасль придут новые инвесторы, в том числе и из России. На рынке уже работает один из крупнейших российских альтернативных операторов – «Голден Телеком», но его развитие искусственно сдерживается, потому что согласно законодательству Казахстана в области связи, доля иностранного капитала в местной операторской компании не может быть больше 49% (в основном по соображениям безопасности). Таким образом, полный спектр услуг связи может предоставлять только оператор, контролируемый местными структурами.

По плану, утвержденному правительством Казахстана, к концу 2008 г. проникновение услуг фиксированной связи (рис. 6) должно достичь порядка 23%, а уровень цифровизации – 80%.

Интернет в Казахстане: бурный рост на фоне высоких тарифов

В такой ситуации сегодня находится казахстанский сегмент интернет -услуг. По данным Агентства информации и связи (АИС) Республики Казахстан, в стране насчитывается более 500 тыс. пользователей Интернета.

Как и в других сегментах рынка, доминирующее положение занимает традиционный оператор «Казахтелеком». Его позиции еще больше усилились после получения полного контроля над оператором «Нурсат». Кроме «Казахтелекома», на рынке работают еще более 200 интернет -сервис -провайдеров, среди которых крупнейшие – «Арна», Netel Communications, 2Day Telecom. Но по охвату и емкости внешних каналов все они значительно уступают «Казахтелекому».

«Казахтелеком» предлагает интернет -услуги как частным лицам (под брендом Megaline), так и корпоративным клиентам (бренд Kazahstan Online). Для предоставления доступа в Интернет населению оператор использует ADSL и dial -up.

В целом на рынке Казахстана тарифы на доступ в Интернет в несколько раз выше, чем в России, что объясняется монопольным положением «Казахтелекома». Но в последнее время ситуация меняется. В течение 2006 г. тарифы на услуги доступа в Интернет несколько раз снижались и за год упали на 50%. Эта тенденция сохранится и в нынешнем году. Уже в феврале «Казахтелеком» снизил тарифы на доступ в Интернет: dial -up – на 5%, а услуги широкополосного доступа – на 20%. Оператор также снизил цены на услуги доступа к своей сети для других интернет -провайдеров.

Появился и первый безлимитный тариф на широкополосный доступ для частных лиц. Естественно, от «Казахтелекома». За $30–35 в месяц (в зависимости от региона) предоставляется неограниченный входящий трафик со скоростью 128 кбит/с. Это сопоставимо с тарифами «Связьинвеста» в российских регионах. Но у казахстанского тарифа есть существенный недостаток: после потребления 7 Гбайт трафика скорость передачи данных падает до 32 кбит/с. Некоторые российские интернет -провайдеры также практикуют снижение скоростей, но лимит потребления выше. Наши операторы постепенно отказываются от таких ограничений, в скором времени, возможно, это же произойдет и в Казахстане. Остальные тарифы «Казахтелекома» отличаются невысокими скоростями (до 512 кбит/с) и дороговизной входящего трафика. Это опять -таки напоминает тарифы региональных компаний «Связьинвеста».

Широкое распространение в последнее время получили домовые сети, создаваемые альтернативными Интернет провайдерами (например, «Арной») и операторами кабельного телевидения (Alma TV, Icon, DTV), использующими ранее построенные сети кабельного телевидения для предоставления доступа в Интернет. Такие подключения не отличаются высокими скоростями, однако весьма привлекательные ценовые предложения позволяют операторам конкурировать с «Казахтелекомом».

Предоставляются в стране и услуги доступа в Интернет с помощью современных беспроводных технологий. К примеру, в двух главных городах страны – Алматы и Астана – действуют несколько сетей Wi -Fi, принадлежащих «Казахтелекому», 2Day Telecom и ТОО «Аксоран». Хот -споты установлены в нескольких десятках ресторанов и кафе Алматы и Астаны. Доступ в Интернет в них для посетителей заведений бесплатен, как и в некоторых московских ресторанах. «Аксоран» также использует достаточно редкую технологию беспроводного широкополосного доступа UMTS -TDD. А оператор 2Day Telecom планирует развивать свою беспроводную сеть, используя технологию WiMAX. Внедрять Wi -Fi и WiMAX намерен и «Казахтелеком», который по планам должен уже в этом году охватить все крупные областные центры страны обеими технологиями доступа, а в 2008 г. распространить их на остальные города Казахстана. Первые точки Wi -Fi в регионах заработали уже в 2006 г. в Караганде и Павлодаре, где провайдером хот -спотов выступила компания 2Day Telecom.

В Казахстане, как и в России, развивается сеть пунктов коллективного доступа в Интернет на базе учреждений «Казпочты». В середине 2006 г. в республике было 45 таких пунктов, что совсем немного для такой страны. По планам АИС Казахстана, к концу 2007 г. планируется ввести в эксплуатацию еще около 700 таких пунктов.

По прогнозам «iKS -Консалтинг», число пользователей Интернета в 2007 г. преодолеет рубеж в 1 млн. Этому будет способствовать прежде всего снижение тарифов и увеличение числа компьютеров в стране.

Есть первый спутник! 

В силу того что территория страны обширна, а плотность населения низка, использование спутниковых технологий во многих районах – единственная возможность поддерживать связь с внешним миром.

В Казахстане до последнего времени операторы, которые хотели предоставлять услуги на базе спутниковых технологий, могли только арендовать спутники зарубежных стран. В 2006 г. после долгой подготовки на орбиту был выведен первый собственный спутник, который получил название KazSat. Первоначально запуск планировался на 2005 г., но российский подрядчик ГКНПЦ им. Хруничева, который, собственно, и занимался изготовлением спутника, отложил запуск из -за его недостаточной подготовки к выходу на орбиту. Долгожданный запуск KazSat состоялся 18 июня 2006 г. с космодрома Байконур. Еще до запуска казахстанские операторы спутниковой связи активно подавали заявки на возможность предоставления услуг с помощью нового спутника. Заявки поступили и от операторов сопредельных государств – Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и даже из России. АИС Казахстана объявило ценовую политику: $1,9 – 2,8 тыс. за 1 МГц. Использование своего спутника сэкономит государству до $30 млн.

Вывод KazSat на орбиту обострил конкурентную ситуацию, в том числе и для «Казахтелекома», который, впрочем, тоже зарезервировал себе емкость на этом спутнике. Помимо него на KazSat уже имеют емкость операторы «Астел», КАТЕЛКО, «Нурсат» и 2Day Telecom – всего около 10 компаний. Загрузка спутника приближается к половине его емкости (864 МГц), а в течение 2007 г. приблизится к 80%. В связи этим Казахстан планирует к 2009 г. вывести на орбиту спутник KazSat -2. Помощь в изготовлении и запуске этого спутника также окажет ГКНПЦ им. Хруничева, выигравший соответствующий тендер.

***

Казахстанский рынок связи привлекателен для российских инвесторов. По прогнозу «iKS -Консалтинг», его объем в 2007 г. достигнет $3 млрд. Но операторы связи из России не очень желанные гости на казахстанском рынке. Во многом это обусловлено особенностями местного законодательства и политикой самого государства.


Казахстан
Топ 10 операторов связи Top 10 Kazakhstan Communication Operators


Фиксированная связь

«Казахтелеком» – традиционный оператор. Занимает доминирующее положение на рынке фиксированной связи, предоставляет весь комплекс услуг связи как для частных, так и для корпоративных пользователей.

«Арна» – один из крупнейших альтернативных операторов Казахстана. Под брендом Ducat предоставляет услуги доступа в Интернет частным пользователям на базе ADSL. Имеет префикс «34» для предоставления услуг МГ/МН -связи. По оценкам «iKS -Консалтинг», в 2006 г. его доход от услуг связи составил почти $20 млн.

Astel – специализируется на предоставлении услуг, в том числе и спутниковой связи, корпоративным пользователям. Имеет префикс «36» для предоставления услуг МГ/МН -связи. По данным компании, ее доход в 2006 г. превысил $30 млн.

Golden Telecom
– филиал российского «Голден Телекома», предоставляет услуги в основном операторам связи и не имеет префикса для выхода на МГ/МН -сети. В Казахстане сеть охватывает 60 населенных пунктов. По данным компании, ее доход в 2006 г. оценивается на уровне $10,5 млн.

KazTransCom – магистральный оператор, эксплуатирующий оптоволоконную сеть протяженностью 11 тыс. км и несколько сотен спутниковых станций. Имеет префикс «32» для предоставления услуг МГ/МН -связи.

Сотовая связь

«GSM Казахстан» – предоставляет услуги под брендами K'cell и Activ. Занимает второе место по доходам от услуг связи среди всех операторов. Основные акционеры – холдинг Fintur (51%) и «Казахтелеком» (49%), который планирует продать свою долю.

«КаРТел» – GSM -оператор. Дочерняя компания «ВымпелКома», который приобрел ее в 2004 г. Обслуживает более 4 млн абонентов, занимая лидирующее положение в сегменте сотовой связи.

«Алтел» – первый оператор сотовой связи Казахстана. Сейчас под брендами Dalacom и PAThWORD предоставляет услуги в стандарте CDMA2000 1х. 100% акций принадлежат «Казахтелекому».

Спутниковая связь

TNSPlus – оператор, работающий на корпоративном рынке. Имеет префикс «35» для предоставления услуг МГ/МН -связи.

«КАТЕЛКО» – оператор, предлагающий доступ в Интернет, услуги телерадиовещания, а также спутникового телевидения конечным пользователям (под брендом «КАТЕЛКО -Плюс»).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!