Rambler's Top100
Статьи ИКС № 04 2010
Лилия ПАВЛОВА  06 апреля 2010

Тонкости тарификации, или На что опереться оператору

Как сократить капитальные и операционные расходы – и одновременно сохранить имеющихся абонентов и привлечь новых? Эту «головную боль» операторов отчасти могут снять новые решения для биллинговых систем.

Г”. Êðàñíîâ (ÀÊÀÄÎ): «Ó îïåðàòîðà âñåãäà ГҐГ±ГІГј îïîðà – OSS ГЁ BSSВ»Сегодняшнее состояние отрасли телекоммуникаций определяется действием противоположных сил: с одной стороны, оборудование и услуги дешевеют, с другой – требуются постоянные инвестиции в технологическое обновление сетей и сервисов. На конференции «OSS/BSS 2010» Евгений Соломатин («Коминфо Консалтинг») определил это как пребывание в точке бифуркации, когда назад пути нет, а будущее сложно прогнозировать. Способны ли системы, призванные поддерживать бизнес операторов, помочь им решать эти противоречивые задачи?

По мнению Андрея Карягина («Инлайн Телеком Солюшнс»), конвергентные биллинговые системы позволяют ответить на этот вопрос положительно, если оператор внедряет дополнительные услуги в рамках единого сервиса. «Такое внедрение требует использования специального оборудования и ПО, включая биллинговую систему с возможностью тарификации мультисервисных услуг и управления ими, – поясняет А. Карягин. – Но в итоге оператор может предложить своим абонентам пакеты с неизмеримо более гибкими вариантами услуг и ценовой политикой для них». Функционал модуля интеллектуальной тарификации услуг, реализованного в АСР «Билл-Мастер» на основе технологии Cisco ISG, уже используется рядом операторов («Комстар-ОТС», МТТ, «Башинформсвязь», «Уралсвязьинформ», «Мурманские мультисервисные сети», «ЯмалТелеком» и др.), которые к базовой услуге фиксированной голосовой связи добавили ШПД.

Со стороны конвергентного биллинга для операторов мобильной связи инновационный заход совершил Ericsson, разработавший систему динамической тарификации, которая позволяет абонентам существенно сократить расходы на связь, а операторам – перераспределить общую нагрузку на сети. Там, где сеть загружена мало, абонент получает большую скидку; если нагрузка на сеть начинает расти, скидка уменьшается. Результаты использования этого решения двумя стартап-операторами в Египте и ОАЭ Владимир Гуторов (Ericssоn) считает показательными, поскольку условия выхода на рынок у них были достаточно сложные. Так, оператор мобильной и фиксированной связи Etisalat Egypt вышел на уже вполне сформированный рынок в мае 2007 г. Победив в конкурсе на выдачу последней лицензии на мобильную связь в Египте, оператор сразу предложил пользователям богатый набор сервисов с хорошими бонусными программами, с четко выстроенной коммуникационной моделью – и за два года набрал около 8 млн абонентов. «Это стало возможным благодаря конвергентной биллинговой платформе, на базе которой он смог предложить абонентам то, чего нет у других операторов и, кстати, у российских в том числе», – подчеркнул В. Гуторов. У абонентов появилась возможность выбрать себе тарифный план, пакет услуг из достаточно широкого набора и способ оплаты – препейд или постпейд; получить такие дополнительные возможности, как управление расходами и услугами. В итоге региональный стартап-оператор не впустил на свой рынок даже Vodafon.

Второй пример – оператор du в ОАЭ, который за 10 месяцев с момента выхода на рынок, заполненный к тому времени практически на 120%, смог «отвоевать» 30% этого рынка. С самого начала du предложил своим абонентам услуги мобильной и фиксированной связи, ШПД, видеосервисы в едином пакете (с возможностью самостоятельного их пакетирования абонентом), с единым счетом, в котором каждой услуге отведена своя строка. К слову, по словам представителя Ericsson, подобная система динамической тарификации уже скоро появится и у одного из российских операторов.

По признанию экспертов и игроков рынка, еще несколько лет назад BSS воспринимались как чисто технические системы, которые обеспечивают тарификацию тех или иных услуг и выставляют счета. По наблюдению независимого эксперта Марины Вознесенской, сегодняшний клиенто-ориентированный подход привел к изменению требований к системам BSS/OSS. В частности, биллинговые системы становятся маркетинговым инструментом, с помощью которого ведется борьба за удержание существующих абонентов и привлечение новых. Опираясь на эти системы, операторы проводят промокампании, реализуют программы лояльности, используют специальные бонусные механизмы – иначе говоря, выстраивают более качественные коммуникации с клиентами. С другой стороны, унифицированная платформа существенно уменьшает «капексные» и «опексные» расходы, поскольку, потратившись один раз, оператор уже не должен тратить средства на поддержку многочисленных систем, а эксплуатация единой платформы значительно упрощается.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: