Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 04 2010
Александра КРЫЛОВА  06 апреля 2010

iFin мечтает о финансах 2.0

В прошлом году банки больше думали о работе с должниками, чем о внедрении новых электронных финансовых услуг. Однако во второй половине года они постепенно начали возвращаться на рынки кредитования и, как показал X Международный форум iFin-2010, в России вновь возрождается интерес к дистанционным банковским технологиям.

В целом на российский рынок дистанционного банковского обслуживания (ДБО) кризис повлиял негативно, что выразилось в нестабильности финансовых рынков, усилении роли государства и регуляторов. Но, как считает Дмитрий Барсуков («Банкс Софт Системс»), влияние экономических сбоев на сегмент разработки решений для ДБО можно считать положительным. Прежде всего это выразилось в росте популярности интернет-обслуживания, в переносе нагрузки по оказанию таких услуг на головные, центральные офисы, а также в передаче банками услуг по поддержке клиентов на аутсорсинг специализированным компаниям.

Самый высокий потенциал роста в 2010 г. у сегмента решений ДБО для физических лиц. Однако далеко не каждый из топ-100 российских банков предлагает сейчас такие услуги частным клиентам. А ведь результаты независимого исследования, проведенного в рамках проектов ФОМ «Человек и деньги» и «Мир Интернета», показывают: сегодня услугами интернет-банкинга пользуется около 6% месячной аудитории Рунета, составляющей 39,2 млн человек, но тех, кто хотел бы это делать, – 12%, т.е. ровно в два раза больше.

Людмила Преснякова (проект ФОМ «Человек и деньги»): «Пока интернет-банком пользуются только новаторы»Высокая скорость доступа пользователей к мультимедийному контенту и разноформатные абонентские устройства (коммуникаторы, UBS-модемы, модемы, встраиваемые в нетбуки) открывают перед разработчиками ПО возможность сотрудничать с банками, создавая приложения, полезные для банков и интересные для их клиентов: call-центры, виртуальных гиды, видеогиды по услугам.

А развитие отношений между участниками социальных сетей очень скоро может достичь уровня, на котором потребуются платежные сервисы, в том числе и интернет-банкинг. Чешская компания BSC (торговая марка GEMINI) считает, что для банков эта ниша может быть прибыльной. На протяжении двух последних лет специалисты BSC активно занимаются разработкой продуктов ДБО в духе концепции Web 2. Компания, клиентами которой в России являются Альфа-Банк и Райффайзенбанк, объявила банковскому сообществу на форуме iFin-2010 о своем скором слиянии с компанией IND, известным в Европе вендором фронт-офисных продуктов для банков.

Йожеф Ньири (IND) представил участникам форума готовое решение интернет-банкинга Web 2.0, позволяющее банкам зарабатывать на предоставлении клиентам возможности управлять своими личными финансами. Подобная услуга не только будет способствовать повышению лояльности клиентов к банку, но и позволит ему собирать дополнительные сведения о каждом из них, чтобы впоследствии использовать их в маркетинговых целях.

К слову, в России крупные банки в большинстве своем пока еще думают о возможности предоставлять услугу контроля состояния финансов своим крупным корпоративным клиентам, хотя подобные модули разработчики ДБО предлагают в составе своих систем начиная с 2004 г. Рустам Мустафаев (компания «БИФИТ») в качестве примеров привел сервисы «Корпоративное бюджетирование» и «Контроль расчетов по договорам», появившиеся в системе электронного банкинга iBank 2 соответственно в 2006 и 2008 гг.

Электронные финансовые услуги для участников социальных сетей – поле деятельности игроков, специализирующихся в области платежей через Интернет, таких как Web Money Transfer, запустившая в январе этого года сервис «Микрозаймы для социальных сетей» (Facebook и «ВКонтакте»), позволяющий любому из друзей пользователя соцсети открывать ему кредитную линию.

Думается, что повышению массовости электронных финансовых услуг для физических лиц будет способствовать выход в этот сегмент игроков с рынка дополнительных услуг мобильной связи с их опытом работы с массовой аудиторией и широким спектром технологий доставки: SMS, MMS, Bluethooth и т.д., которые могут использоваться банками для быстрого, недорогого и, что очень важно, персонализированного контакта с клиентами, например при выдаче кредита.

В компании ВИНГС полагают, что объединение услуг сервис-провайдера мобильной связи и аналитической системы, лежащее в основе их решения кредитного скоринга, позволит банкам сократить затраты на обработку кредитных заявок и расширить круг потенциальных клиентов.

Таким образом, можно считать, что технологическая база для финансов 2.0 готова, дело за психологической готовностью самих банков к ее использованию.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!