Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2010
Лилия ПАВЛОВА  05 мая 2010

ТВ-каннибализация неизбежна?

Какая среда распространения ТВ – эфир, кабель, спутник или IP – имеет больше шансов выиграть в нешуточной конкуренции за телезрителя? Занятое переводом на цифру, эфирное вещание в России к 2015 г. может оказаться в маргиналах. От чего, впрочем, не застрахованы ни КТВ, ни СНТВ.

Платное телевидение (КТВ и СНТВ) стало серьезным конкурентом бесплатному эфирному ТВ в России сравнительно недавно. И хотя сегодня эфирные каналы имеют более широкую аудиторию, их показатели просмотра неуклонно падают, в то время как тематические каналы, распространяемые по кабелю или через спутник, наращивают число подписчиков. По данным TNS Gallup Media, начиная с 2005 г. федеральные каналы постоянно теряют зрителей в пользу тематических каналов, и в 2009 г. в городах с населением более 100 тыс. человек уже 52% жителей могли смотреть неэфирное ТВ. В платное телевидение потянулись рекламодатели, желающие предлагать свою продукцию целевым зрительским сегментам, с которыми работают платные каналы. Как подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России, в 2009 г. эфирное телевидение потеряло по сравнению с 2008 г. 18% рекламных денег (заработав 112,2 млрд руб. против 137,6 млрд), в то время как КТВ и СНТВ прибавили 14% (1,5 млрд руб. против 1,3 млрд в 2008 г.). «Если сравнивать эффективность охвата целевых аудиторий, то в 2009 г., скажем, международный автосалон в Детройте посетило 0,7 млн человек, а месячный охват пакета ТВ-каналов "Авто" – 9,4 млн человек, – подчеркнула Нина Коваленко («Газпром-Медиа») на III саммите Digital TV Russia 2010.

М. Ильичев: «Веб дышит в затылок кабельщикам и спутниковым операторам»Но укрепился и другой тренд: увеличивается объем рекламы в интернет-среде – в 2009 г. на 8% (до 19 млрд руб. против 17,6 млрд в 2008 г.). Рекламный рынок в Интернете будет расширяться с ростом проникновения ШПД в России (в Великобритании, например, к середине 2009 г. объем интернет-рекламы превысил объем рекламы на ТВ). Уже сегодня, по оценке экспертов, 10% наших соотечественников в среднем по 2,5 часа в день смотрят ТВ-программы через Интернет. Новый способ телесмотрения считается дополнительным к традиционным, однако, как отметил Герасим Гадиян , гендиректор НПК «ЭРА» и сети HD Media, в США Интернет не случайно называют убийцей традиционных способов распространения ТВ. «Конечно, для России это еще не так актуально, но тренд такой существует и более чем активно развивается», – уверен Г. Гадиян. Доказательство тому – доступность в Интернете тысяч ТВ-каналов, десятков тысяч кинофильмов, миллиардов видеороликов, причем популярность и скорость распространения видеоконтента на главной странице YouTube выше, чем у многих ТВ-вещателей.

TNS Gallup Media прогнозирует, что в России количество пользователей мультимедийных сайтов к концу 2010 г. достигнет почти 19 млн, а в декабре 2012 г. превысит 30 млн. Отток молодежной аудитории в интернет-ТВ за последние три года составил 15%. «К ТВ-революции должны приспосабливаться все – и телекомпании, и провайдеры», – констатирует Дмитрий Колесов («TNS Россия»). А Михаил Ильичев (RuTube) уверен: «Весь контент скоро будет цифровым; весь цифровой контент будет в Интернете; все люди будут там, где будет контент; вся реклама будет там, где люди». По мнению Александра Миха («Цифровое Телевидение»), к массовому уходу телезрителя в Интернет приведет развитие WiMAX: «Как только интернет-ТВ станет беспроводным и скоростным, хотя бы до 10 Мбит/с, эта технология поглотит все другие, и цифровое ТВ будет не нужно».

Что же касается перевода эфирного вещания на цифру, то вопрос информационного неравенства между городом и деревней А. Мих считает весьма спорным: в Свердловской области, по его словам, деревня давно уже смотрит больше каналов, чем город. Сегодня в области 25% деревенских телезрителей охвачены спутниковым вещанием, причем в предкризисные годы темпы роста аудитории достигали 15% (в 2009 г. – 7%). У этой технологии есть свои недостатки по сравнению с эфирной – среди 20 транслируемых со спутника каналов нет местных программ, сигнал передается в московском времени, приставки DVB-S подороже, чем DVB-T, – однако когда телезритель выбирает между спутниковым и цифровым эфирным телевидением, количество каналов СНТВ перевешивает.

Одновременная трансляция в эфире двух или трех мультиплексов рассматривается государством как перспектива (пока что даже с их составом нет ясности), а реальность такова, что в городе доминирует кабель, в деревне набирает подписчиков спутник, а Интернет обещает «убить всех».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!