Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 05 2010
Елена КРЫЛОВА  05 мая 2010

Традиционные ценности Костромы

Почти 400 лет назад костромской крестьянин Иван Сусанин вписал свое имя в российскую историю, заведя вражеское войско в болотистую чащу. А сегодня рынку связи Костромской области, консервативному и неспешному, похоже, требуется «Сусанин наоборот» – оператор, способный вывести костромичей на широкие интернет-просторы.

Костромская областьДо XVII века Кострома была третьим по численности населения русским городом (уступающим только Москве и Ярославлю), центром текстильной промышленности. Именно здесь, в Ипатьевском монастыре, в 1613 г. был избран на царство первый из династии Романовых – 16-летний Михаил Федорович.

Сегодня в Костромской области проживает 690 тыс. человек. Кострома по численности населения (270 тыс. человек) занимает лишь 68-е место в РФ; кроме нее, в области еще шесть небольших городков, самые крупные из которых – Буй, Нерехта и Шарья – насчитывают по 25 тыс. жителей. В структуре промышленного производства треть занимает электроэнергетика (Костромская ГРЭС – одна из крупнейших в Европе), следующие по значимости отрасли – лесная промышленность и машиностроение. Кострома традиционно славится льняными и ювелирными изделиями. В целом же на Костромскую область, где проживает 0,49% населения РФ, приходится всего лишь 0,24% ВВП. Соответственно, невелик и рынок связи: его объем в 2009 г. составил около 3,5 млрд руб., или 0,27% от всего российского телеком-рынка.

На развитии телекоммуникаций сказывается общий неспешный ритм местной жизни, так завораживающий московских туристов. Костромской рынок связи консервативен: доли традиционных услуг – местной телефонии, почтовой связи – на нем выше, чем в среднем по стране (см. таблицу), а доля «новых» услуг ниже.

Сотовая связь, как и везде, является самым крупным сегментом рынка и представлена четырьмя операторами стандарта GSM («МегаФон», МТС, «Билайн», ТELE2) и одним оператором стандарта CDMA – «ЦентрТелекомом» (на него приходится 1,5% рынка сотовой связи).

Рынок телефонии в Костромской области необычен тем, что услугу телефонной связи здесь предоставляют сразу два традиционных оператора – ОАО «Костромская городская телефонная сеть» (КГТС) в Костроме и Верхневолжский филиал ОАО «ЦентрТелеком» в области; на их долю приходится 99% рынка телефонии.

Эти же операторы являются и крупнейшими интернет-провайдерами: на рынке ШПД доля КГТС составляет 43%, «ЦентрТелекома» – 42% (11% рынка занимает еще один провайдер – ИПО «Логос» и 4% – прочие). Обе компании, начав с предоставления услуги ШПД по телефонной линии (ADSL), в настоящее время ведут строительство Ethernet-сетей в Костроме.

Безлимитные тарифы в Костроме немногим выше московских, но проникновение услуги ШПД невысокое – к широкополосному Интернету на начало года было подключено 24 тыс. домохозяйств из 109 тыс. (т.е. каждое пятое), в то время как в целом по стране услугой пользуется каждая четвертая семья. Если же рассматривать область в целом, то проникновение ШПД и вовсе составляет лишь 13%.

Все три ведущих интернет-провайдера предлагают и услугу платного ТВ. У КГТС в Костроме 13 тыс. абонентов платного ТВ; компания «Логос» предоставляет не только аналоговое, но и цифровое телевидение, в апреле 2009 года были запущены в эксплуатацию интерактивные сервисы. На мультисервисной сети «ЦентрТелекома» возможно предоставление triple play. Кроме кабельного ТВ в Костроме, к услуге IPTV под брендом «Домолинк.ТВ» можно подключиться на территории всей Костромской области. Однако проникновение платного ТВ в Костроме всего около 30%, при этом велика доля пользователей социального пакета.

Доля традиционных операторов в Костромской области значительно выше, чем в целом по России: 49% против 30%. Отсутствие альтернативных операторов негативно сказывается на развитии рынка. Как показывает российская практика, именно амбиции и энергия молодых провайдеров приводят к качественным изменениям в потреблении услуг связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!