Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2010
Александр Иванович КИРИЛЛОВ  05 мая 2010

IMS у времени в плену

Технологию IMS первыми, как водится, начали пропагандировать крупнейшие вендоры и операторы связи. Но определить реальные возможности той или иной технологии можно лишь на практике. В России внедрение IMS только начинается; тем не менее Александр КИРИЛЛОВ, вице-президент по технологиям ОАО «Комстар-ОТС», уверен: в ближайшие годы на IMS перейдет большинство операторов.

Александр КИРИЛЛОВ, вице-президент по технологиям ОАО «Комстар-ОТС»– Александр Иванович, за пять лет «теоретической артподготовки» мы уже усвоили: преимущества IMS для оператора – быстрое внедрение новых услуг, экономия капитальных и операционных затрат; для абонента это возможность не только получить из телефонной розетки все современные услуги связи, но и самостоятельно формировать их пакеты, плюс удобная система их оплаты. Все говорит в пользу IMS – и тем не менее до сих пор в России внедрений этой технологии не было. Как объяснить такой парадокс?

– Дело в том, что большинство операторов в мире уже поставили на своих сетях цифровое оборудование TDM и NGN. Пока эти инвестиции не окупятся (а срок окупаемости в инфраструктурных проектах NGN составляет 5–7 лет), операторы не станут внедрять IMS, хотя экономия операционных расходов и сокращение капвложений налицо. Но в Европе, например, где сети NGN были построены раньше, сегодня внедрение оборудования IMS становится главным направлением развития крупных операторов связи, о чем говорит недавнее исследование Infonetics Research. Ежеквартальный прирост продаж этого оборудования превышает 100%, а к 2013 г., по прогнозам аналитиков, объем рынка оборудования IMS составит около $2,3 млрд (в то время как продажи NGN падают). Это говорит о том, что «лед тронулся», «процесс пошел» – IMS становится превалирующей технологией.

А у МГТС все получилось по пословице «не было бы счастья, да несчастье помогло»: сегодня уровень цифровизации сети составляет 63%, соответственно 37% – аналоговые АТС. Именно это дает нам сегодня возможность при наличии уже созревшей технологии IMS сделать рывок в развитии, минуя стадию цифрового TDM и NGN. Мы считаем, что для нас это очень хороший шанс, поскольку мы серьезно сэкономим время и деньги.

– Да, в конце 2008 г. «Комстар-ОТС» объявил, что с 2009 г. цифровизация и модернизация телефонной сети МГТС будет продолжена по технологии IMS. Реально же внедрение IMS на сети МГТС начнется в нынешнем году. Чем объясняется перенесение сроков и какие происходили события в ходе подготовки к реализации IMS-проекта?

– Вкладывать средства в кризисный для экономики год было слишком рискованно, поэтому 2009 г. прошел под флагом дальнейшей подготовки – провели тендеры и выбрали производителя оборудования «ядра» сети IMS (через месяц-полтора начнутся поставки), занимались тестированием на «живой» сети, составили техническое задание для домашних шлюзов, закончили работы по нормативно-правовым актам (наши предложения публично обсуждаются с ноября 2009 г., и мы надеемся, что в ближайшее время они будут приняты). Поэтому 2009 г. не прошел бесследно, мы продолжали активно работать над этим проектом. Принципиально план не поменялся: как мы и рассчитывали, будем внедрять IMS. Нам необходимо заменить 1,8 млн аналоговых портов. Проект рассчитан на три года, с 2010-го по 2012-й, его бюджет составляет около $380 млн.

– Архитектура IMS предполагает установку оборудования «ядра» сети, сервисных платформ, систем управления и обеспечения услуг, единой базы данных абонента и IMS-шлюза у пользователя. Как соотносятся эти части проекта по сложности реализации? 

– На самом деле все части требуют равно серьезного отношения, поскольку все это для нас впервые. Первая сложность в том, что мы не просто строим новую сеть, а реконструируем старую, и с этим связано множество дополнительных проблем, которые необходимо тщательно исследовать и решать, – от состояния медных кабелей до «верхнего слоя» внедрения новых услуг. Но таков удел первопроходцев. Чтобы свести риски к минимуму, в проект мы входим осторожно. В 2010 г. «ядро», по нашим планам, будет в состоянии подключить 300 тыс. абонентов аналогового сегмента. В последующие два года оно будет расширяться вплоть до 1,8 млн абонентов, а в перспективе – до 4 млн, чтобы и абоненты цифровых АТС могли при желании перейти на IMS.

При этом опытная зона, которую планируется ввести в эксплуатацию в IV квартале этого года, рассчитана на 30 тыс. домашних шлюзов IMS (Home Gateway). Опытная зона – центр города, станции с нумерацией «253» и «250». Мы планируем, что цена шлюза будет варьироваться в пределах $50–60, и тем абонентам, которые подпадают под реконструкцию, Home Gateway будут устанавливаться за счет оператора. В дальнейшем можно использовать разные варианты распространения этого абонентского оборудования, от сдачи в аренду до продажи в магазинах. Все зависит от бизнес-модели, которая будет принята в МГТС, и от того, как население будет воспринимать эту технологию. К слову, оппоненты IMS строят свою аргументацию именно на том, что абонента сложно убедить поставить у себя в квартире IMS-шлюз. И здесь для нас очень важно, что большинство абонентов МГТС сегодня уже пользуются и услугами ШПД с ADSL на «последней миле». Дело в том, что внешне Home Gateway практически ничем не отличается от привычного модема. Только домашнем шлюзе добавлена возможность подключения аналогового телефона. А сам он подключается к телефонной розетке и к электропитанию.

Если же абонент аналогового сегмента откажется от домашнего IMS-шлюза, он будет переключен с аналога на цифру через мультисервисный узел доступа MSAN – и продолжит пользоваться своим телефоном, как и раньше. Но только опытным путем мы сможем понять, как население относится к этому процессу. А уже на 2011 г. можно будет четко планировать, сколько потребуется Home Gateway и сколько номеров будет подключаться на «последней миле» через MSAN.

– Итак, в России вы будете первыми внедрять IMS, и поучиться на чьих-то ошибках или успехах не получится. Но в мире-то есть операторы, чей опыт вам пригодится?

– В России такой проект IMS действительно будет первым. А по масштабам – первым и в Европе. Тем не менее, мы внимательно изучаем опыт венгерского T-Com, у которого полтора года благополучно работает сеть IMS; Telecom Italia, где коммерческая эксплуатация сети ведется уже два года. Но вообще, на наш взгляд, сегодня IMS – это вполне обкатанная технология: практически все ведущие вендоры имеют в своих портфелях линейки оборудования IMS. Технология полностью описана международными организациями по стандартизации 3GPP, 3GPP2, IETF и OMA. Всего в мире насчитывается более 100 проектов внедрения оборудования IMS. Их опыт показывает, что хотя архитектура IMS изначально и разрабатывалась для мобильных операторов, но особенно интересна она интегрированным структурам – именно таким, какими сегодня являются группы «Комстар-ОТС» и МТС. Для оператора, имеющего в своем составе фиксированный и мобильный сегменты, сегодня оптимальный вариант – IMS с единым протоколом SIP, которому «безразлично», какое в сети абонентское окончание, фиксированное или мобильное.

 – Ваш IMS-прогноз на ближайшие пять лет?

– Мне сложно строить точные прогнозы: пять лет для телекома – это серьезный срок. Но, безусловно, мир будет двигаться в сторону IP, и это говорит в пользу IMS. Операторы стремятся уменьшать OPEX и CAPEX – и этим их чаяниям отвечает архитектура IMS, поскольку при строительстве сети исключается такой затратный сегмент, как автоматические телефонные станции, – их заменяет единое компьютерное «ядро» (соответственно высвобождаются помещения, оптимизируется работа персонала). Для введения новых услуг не требуется постоянно строить новые «вертикали», поскольку все услуги поддерживаются единым протоколом SIP (соответственно скорость их подключения значительно возрастает). Вот три важных для операторов преимущества: высокая скорость введения новых услуг, сокращение операционных затрат и капитальных затрат. Если есть технология, решающая эти задачи, оператор от нее не откажется. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшие пять лет операторы, которые окупят свои вложения в цифровые технологии TDM, будут переходить на IMS. Просто надо быстрее, эффективнее работать в этом направлении и операторам (как фиксированной, так и мобильной связи), и регулятору. Зачем строить в стране дорогие сети, если можно строить дешевле?.. В последнее время Минкомсвязи значительно активизировало работу в этом направлении – и сейчас мы очень ждем внесения поправок в изданные несколько лет назад нормативно-правовые акты, касающиеся построения сетей связи.

Беседовала Лилия ПАВЛОВА
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!