Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 05 2010
Александр МАРТЫНЮК  05 мая 2010

Первые шаги к виртуальной архитектуре

Виртуализация и облачные вычисления – одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем в сфере ИТ. Однако, по данным AFCOM, лишь около 15% компаний во всем мире используют эти технологии для решения своих задач, а 46% периодически рассматривают возможность их использования, но до сих пор не начали внедрение.

Александр Мартынюк, генеральный директор «Ди Си Квадрат»«Виртуальные» тенденции

На прошедшей в марте конференции AFCOM Data Cen-ter World в докладе Брайана Лиллье (Brian Lillie) , CIO компании Equinix, были озвучены прогнозы Gartner относительно роста объемов бизнеса облачных сервисов в период 2009–2013 гг. По мнению аналитиков, за эти пять лет данный показатель вырастет почти втрое – с $56 млн до $150 млн. Кроме того, в Gartner полагают, что вследствие развития новых технологий уже через два года 20% компаний полностью откажутся от собственных ИТ-активов. Еще через год, в 2013 г. мобильные телефоны станут более привычным средством выхода в сеть, чем ПК. А в 2014 г. примерно 3 млрд человек из числа взрослого населения планеты будут готовы к переходу на электронную торговлю с использованием мобильных и Интернет-технологий. При этом, как отметил Брайан Лиллье, Cisco прогнозирует просто сумасшедший рост объемов интернет-трафика (рис. 1): с 12 эксабайт в 2009 г. до 40 эксабайт в 2013-м (1 эксабайт = 1018 байт или 1 млн Гбайт).

Кроме того, на конференции был представлен прогноз темпов развития разных направлений, так или иначе связанных с виртуализацией: прирост объема рынка услуг SaaS к 2013 г. составит 20%, рынка виртуальных сервисов – 31%, решений для обмена сообщениями и совместной работы над документами (messaging and collaboration) – 28%, облачного веб-хостинга (cloud web hosting) – 8%. Вместе с тем большинство экспертов отмечает, что для развития этих направлений необходимо и дальше усовершенствовать средства защиты информации.

Нельзя обойти вниманием и новый термин, наглядно отражающий эволюцию вычислений и масштабов предстоящих нам преобразований рынка. Речь идет о новом бизнес-направлении «виртуальных компаний», которое, по мнению ведущих ИТ-экспертов мира, станет одной из основных тенденций развития международного ИТ-бизнеса в 2010–2013 гг. «Виртуальная компания» представляет собой объединение вычислительных систем, комплексов хранения данных и телекоммуникационных компонентов. По сути «виртуальная компания» сможет оказывать весь спектр ИТ-услуг, позволяя компаниям существенно сокращать расходы на непрофильные подразделения ( в частности, на ИТ-службу).

На мой взгляд, вся эта информация должна представлять большой практический интерес для России, у которой, похоже, появляется реальный шанс повысить уровень ИТ-зрелости, не сильно при этом наступая на грабли. Хотя бы потому, что важность целого ряда моментов, присущих решениям нового поколения, многие ИТ-компании осознали на собственном опыте, путем проб и ошибок. Период прямо-таки подростковой уверенности – «Мы сами знаем как правильно! Не надо нас учить!» – постепенно сменяется готовностью сначала выслушать и подумать, а потом уже сделать.

Итак, что надо знать о виртуализации? Компаниям, которые рассматривают возможность использования виртуальных машин, необходимо продумать свои действия, как минимум, по семи пунктам:

- затраты (персонал + оборудование + лицензии);

- адаптация корпоративного стандарта;

- территориальное распределение виртуальных мощностей;

- инженерная инфраструктура;

- миграция вычислительных мощностей, запуск;

- лицензионное сопровождение;

- безопасность.

Все эти шаги не только должны быть привязаны к специфике конкретной компании, но и достаточно четко регламентированы по времени. По сути дела переход на виртуальные машины – это один долгосрочный проект, начало которого определяется запуском комплекса мер по подготовке инфраструктуры к обновлению, а завершение – окончанием срока действия лицензии.

Переходим на виртуальные машины

Начиная использовать виртуальные машины в рамках уже существующей ИТ-инфраструктуры, необходимо сразу определиться со следующими моментами:

- где именно будет установлено новое «виртуальное» оборудование;

- как его эксплуатационные параметры повлияют на работу остальных стоек и устройств;

- насколько новое решение вписывается в корпоративный стандарт.

Тем, у кого уже есть опыт размещения в типовой серверной высоконагруженных стоек с блейд-серверами, пройти этот этап будет довольно легко: ответы на многие «как?», «почему?» и «зачем?» уже найдены. Не вызовет сомнений необходимость составления температурно-климатического паспорта серверного зала, на основании которого определяется оптимальное расположение стоек с новым энергоемким оборудованием. Более продуманным будет бюджет на покупку нового оборудования: в него обязательно войдут затраты на оптимизацию локальной климатики и подготовку персонала, отвечающего за качество ра-боты «виртуальных» систем и приложений. Особое вни-мание будет уделено аудиту существующих ресурсов, результаты которого помогут не только эффективно распределить бизнес-приложения в дисковом пространстве «виртуальных» машин, но и разместить сами «виртуальные» машины в стойках с типовым оборудованием. Логика во многом схожа с ситуацией с блейдами – с той лишь разницей, что конфигурация «виртуальных» машин изначально рассчитана на более длительный жизненный цикл.

Специфика лицензирования

Как правило, количество виртуальных машин растет постепенно и вне четкого графика: есть потребность, есть бюджет – оформили поставку, развернули, запустили... пришло время продлить лицензию – продлили. Казалось бы, в чем сложность? Пока машин немного, контроль за текущим статусом лицензий особой проблемы не представляет. Но со временем процедура продления действующих лицензий может превратиться в серьезную проблему. Во-первых, у службы эксплуатации и без того дел хватает, а во-вторых, просрочка лицензии означает остановку сразу нескольких бизнес-приложений, и устранить этот «форс-мажор» в считаные минуты не удастся. Пока выяснится, что машина встала, пока найдется нужная лицензия, пока сформируется заявка, запрос будет передан по назначению и обработан – время уйдет.

Все это значит, что в лучшем случае бизнес вынужден мириться с более низкой отказоустойчивостью важных для него бизнес-процессов (если обеспечена репликация приложений на машинах с разным жизненным циклом), либо он в одночасье лишается конкурентоспособности (если просроченная лицензия привела к остановке критически важных информационных систем). Особенно внимательными в этом плане приходится быть владельцам коммерческих площадок, использующих виртуальные машины и кластеры для предоставления программных сервисов – SaaS, IaaS и т.д.

Избежать подобных ситуаций помогают специализированные программно-аппаратные решения, предназначенные для мониторинга статуса лицензий. Они заблаговременно сообщают администратору о том, что срок действия лицензий подходит к концу и нужно предпринять все необходимые шаги, чтобы предотвратить нештатную ситуацию.

Как обстоят дела с безопасностью

П я т ь   ш а г о в   к   о б л а к а м

Рекомендации по внедрению облачных решений

1 Start Small – начните с малого. Попробуйте.

2  Learn from Partners – посмотрите, чему можно научиться у ваших партнеров, обеспечьте своему персоналу необходимые знания и навыки.

3  Customize Your Cloud – сделайте работу с облаком удобной для себя и своих клиентов.

4  Build Private Clouds – создайте собственную облачную сеть.

5  Expand with Hybrid Clouds – переходите на уровень смешанных облаков (частные + публичные).

Источник: Брайан Лиллье,CIO компании Equinix (из доклада на конференции Data Center World)
Сам факт распределения вычислительных ресурсов по удаленным друг от друга машинам способствует повышению надежности. Помимо этого число возможных точек отказа заметно сокращается, так как хостинг-провайдер облачных ИТ-услуг берет на себя заботы по защите информации внутри облака.

В международной практике уже есть решения, удовлетворяющие довольно жестким требованиям к безопасности облачных информационных систем. Но говорить о решении задачи защиты доступа к размещенной в облаке информации из публичных сетей еще рано. О том, что этот вопрос нуждается в дальнейшей проработке, говорилось на Data Center Dynamics и осенью прошлого года, и весной нынешнего. Причины такой настороженности вполне понятны: за последние несколько лет количество и технологический уровень кибератак существенно выросли. Объектом воздействия кибертеррористов становятся информационные системы как финансовых структур, так и государственных организаций. Согласно прошлогоднему опросу AFCOM, 60,9% всех дата-центров по всему миру официально признают, что им приходится бороться с угрозой кибертерроризма, причем 82,4% всех респондентов заявили, что проводят специальные проверки всех потенциальных сотрудников. 

С учетом того, что Gartner прогнозирует постепенное проникновение облачных сервисов в сферу массового потребления, становится ясно, что от успешного решения задач защиты облаков от неблагоприятного воздействия киберпреступников зависит дальнейшее развитие ИТ-цивилизации.

Внедрять или не внедрять?

Конечно, вопрос о необходимости перехода на виртуальные машины и облачные сервисы каждая компания решает самостоятельно. На данный момент оба этих направления представляются наиболее актуальными для небольших компаний и владельцев аутсорсинговых дата-центров, спроектированных с учетом особенностей эксплуатации решений высокой плотности. И в том и в другом случае очевидные выгоды – это оптимизация вычислительных ресурсов и более рациональный подход к планированию затрат на эксплуатацию. Если правильно подойти к задачам администрирования «виртуальных» ресурсов, подготовки персонала и обеспечения информационной безопасности, то положительный эффект не заставит себя ждать.

Что касается исполнения дата-центра, то это скорее всего будет технологическая площадка, соответствующая требованиям к уровню Tier II или Tier III (по классификации Upti-me Institute), – все зависит от специфики бизнеса владельца ЦОД, масштабов его информационной сети, подходов к управлению  ИТ-ресурсами. Главной отправной точкой было и остается качество решаемых бизнес-задач. Главным ограничением – соответствие параметров площадки тре-бованиям к размещению необходимого количества высоконагруженных стоек и инженерных систем (в расчет принимаются вес, габариты, энергопотребление, климатика…).

Если в распоряжении компании есть несколько удаленных друг от друга площадок, между которыми организована многократная горячая репликация данных и проложены хорошие каналы связи, это обстоятельство позволяет сэкономить на установке резервных элементов инженерной инфраструктуры в каждой из точек без потерь с точки зрения отказоустойчивости.

  


Распространение облаков – лишь вопрос времени. Очевидно, что внедрение столь сложных решений пойдет быстрее в хорошо подготовленной среде – в западных компаниях с высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов, территориальной распределенности и высокой культурой потребления ИТ-услуг.

В России многие из нас уже давно выступают как регулярные потребители облачных сервисов: мы обращаемся к публичным почтовым ресурсам (к примеру, gmail.com или mail.ru), не имея представления о том, где физически располагаются серверы и системы хранения данных этих ресурсов. Значит, уже нельзя говорить, что у нас такого типа решения отсутствуют. И я уверен, что мы достигнем нового уровня организации и потребления облачных услуг в ближайшие пару лет.  #999999">икс
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: