Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  27 мая 2010

Максим Мамаев (АМТ-ГРУП): «Отказ от покупки решений «на вырост» не перешел в покупку решений «на выброс»

Несмотря на официальные заявления об окончании кризиса, его последствия весьма ощутимы, и рынок корпоративных систем связи не исключение. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №5`2010, «Связь на работе: от телефона к TelePresence». Часть 1.

«ИКС»: Как изменилась ситуация на российском рынке корпоративных систем связи в 2008-2009 году? Какие факторы двигали его вперед, а какие тормозили? Имеет ли российский рынок корпоративных коммуникаций какие-то особенности?


Платон Бегун, менеджер по развитию бизнеса направление Контакт-центры и унифицированные коммуникации, CTI: Конечно на рынок оказал влияние мировой кризис. Если до середины 2008 г. наблюдался устойчивый спрос на системы корпоративной IP-телефонии и унифицированных коммуникаций, то во второй половине 2008 г. он существенно снизился. И это вполне объяснимо: во многих компаниях ситуация была туманной и их ИТ-бюджеты, в том числе и на развитие систем связи, были заморожены. Примерно с середины 2009 г. спрос стал постепенно нарастать, т.к. компании начали понимать, что как раз в период кризиса необходимы решения, которые позволили бы сократить прежде всего эксплуатационные затраты на поддержку собственного бизнеса. Для решения этих вопросов как раз и предназначены системы корпоративной IP-телефонии и унифицированных коммуникаций. Причем и крупные и SMB-компании вели себя примерно одинаково. Правда, во время кризиса многие небольшие и средние компании стали обращать внимание на менее затратные решения, в частности на решения с открытым кодом, и на решения от отечественных поставщиков. Среди крупных компаний таких тенденций не наблюдалось, т.к. у них уже есть опыт эксплуатации различных систем и они знают о тех рисках, которыми чревато внедрение дешевых решений.


Руди Вальдман, директор по продажам и маркетингу в РФ и СНГ, Tadiran Telecom Ltd.: Сегодняшние крупные корпорации хотят иметь единую территориально распределенную систему связи, интегрированную с корпоративными бизнес-процессами. Активное развитие информационных технологий обусловило слияние информационной и коммуникационной служб корпораций и привело к тому, что решения по приобретению и использованию системы связи корпорации принимает отдел ИТ. Однако старая инфраструктура не всегда позволяет внедрять современные телекоммуникационные решения и является, в некотором смысле, определенным тормозом на пути перехода к «унифицированным коммуникациям» - тенденции, которой подвержены сегодня почти все большие корпорации. В то время как Запад тяготеет исключительно к программным аппликациям, в России продолжает превалировать «железная» реализация  приложений и функций; так, например, основным требованием для сбора больших селекторных совещаний является пульт диспетчера, предоставляющий для каждого участника клавишу прямого доступа, при нажатии которой диспетчер присоединяет участника к конференции. 


Максим Мамаев, начальник отдела корпоративных систем связи, АМТ-ГРУП: За последние два года сократилось число новых внедрений, но одновременно вырос объем модернизаций ранее установленных систем. В новых внедрениях заказчики стали более консервативно подходить к функционалу, избегать решений «на вырост», имеющих заведомо избыточный функционал. Вместо этого они выбирают более сфокусированные и потому менее дорогостоящие продукты. В условиях кризиса это логично. Тем не менее, крупный бизнес не переходит на откровенно дешевые продукты, низкая цена которых установлена в ущерб качеству, сервису, надежности. Иными словами, отказ от покупки решений «на вырост» не перешел в покупку решений «на выброс».


Николай Окладников, заместитель директора Центра сетевых решений, «Инфосистемы Джет»: Ситуация на российском рынке корпоративных систем связи в 2008-2009 году так же, как и на остальных рынках, формировалась под знаком финансово-экономического кризиса. Соответственно, этот фактор главным образом и тормозил его развитие. Факторов, двигающих его вперёд, практически не было. Разве что, тот же самый кризис, который повысил интерес заказчиков к определённым техническим решениям, позволяющим либо уменьшать текущие затраты, либо решать назревающие проблемы с меньшими затратами. Понизился спрос на решения, предполагающие коренную перестройку инфраструктуры и, соответственно, большие инвестиции. Клиентов больше интересует модернизация и поддержка существующих сетей, позволяющая продлить и улучшить их функционирование без серьёзных затрат. Различия в спросе со стороны московских и региональных компаний просматриваются, скорее, не в структуре, а в объёме - очевидно, что кризис сильнее сказывается на региональных компаниях.


Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора, телекоммуникационная компания «Караван»: Несмотря на кризисную экономическую ситуацию в 2008-2009 годах, и обусловленную этим борьбу бизнеса за сокращения издержек, рынок корпоративных систем связи, как это не парадоксально, довольно активно развивался. Вендоры предлагали новые решения для корпоративных систем связи, а операторы разрабатывали все более интересные и выгодные для корпоративного клиента аутсорсинговые решения. При этом, тенденции в сегменте крупных компаний и SMB различались: крупные компании практически прекратили инвестиции в корпоративные системы связи, тогда как небольшие и средние компании активнее рассматривали аутсорсинговые решения для своих систем коммуникаций.


Леонид Гуштуров, генеральный директор, «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»): На рынке корпоративных систем связи нашла отражение общая ситуация в экономике и ее влияние на развитие бизнеса. Частично были заморожены проекты внедрения новых технологических решений, снизились темпы и объемы проектов модернизации корпоративных систем. Речь не идет о стагнации, но темпы роста заметно снизились. В течение нескольких предкризисных лет неуклонно происходило смещение приоритетов – от ценового фактора к качеству услуг. Но за последние полтора года вопрос цены опять вышел на первое место по значимости. Особенно ярко данная тенденция была выражена в сегменте SMB. В крупных компаниях вектор изменений был более разнонаправленным. Стабильные структуры продолжали развитие бизнеса, в том числе и за счет поглощений – соответственно, активизировалось строительство распределенных сетей, процессы модернизации, перехода на IP VPN. Фактор стоимости, конечно, никуда не исчез – но подход у таких клиентов к выбору поставщиков и решений был более сбалансированным.   


Ирина Новожилова, руководитель отдела аналитического маркетинга, ОАО «РТКомм.РУ»: Влияние кризиса, начавшегося в 2008 году, продолжается до сих пор. У корпоративных и государственных заказчиков оказались заморожены многие проекты. Но спрос на решения по построению виртуальных частных сетей не уменьшился, изменились лишь запрашиваемые профили портов и скорости. Именно потому, что заказчики хотели максимально эффективно использовать денежные средства,  РТКОММ за эти полтора года многократно не только использовал  нестандартные, нетиповые решения для клиентов, но и  внедрил новые технологические разработки. Например, для наших крупных заказчиков (с количеством точек подключения более 500) была внедрена система мониторинга параметров качества на VPN-сетях.


Роман Шишкин, директор по развитию и новым продуктам, ЗАО «Сетьтелеком»: Кризис мало повлиял на потребности корпоративных клиентов в услугах связи, таких как VPN, корпоративные сети, доступ в интернет, но падение выручки произошло за счет банкротства и реструктуризации бизнеса некоторых крупных клиентов. В то же время наблюдается  бурное развитие различных коммуникационных сервисов,  которое  подкреплено спросом со стороны самых разных клиентов. Если говорить о технологиях, то в первую очередь это SIP телефония, оборудование для которой стало по качеству и надежности таким же по надежности как H.323, но существенно меньше в цене. Сервис Skype активно вторгся в нишу бизнес-услуг связи, появилось огромное количество программных продуктов, USB телефонов, компактных IP-АТС осуществляющих эту конвергенцию. Стремительно развивались и совершенствовались сервисы ВКС. Все это происходило на фоне падения интереса к модным ранее громоздким решениям на базе дорогостоящих систем SoftSwich. Модель аренды приложений, когда оператор покупает дорогостоящий SofSwitch и предлагает клиентам аренду возможности организации офисной АТС окончательно умерла, так и не родившись. Во время кризисного ледникового периода мелкие млекопитающие побеждают мощных но медленных динозавров.


Сергей Алимбеков, директор по продажам компании «Синтерра»: Конечно, кризис оказал свое влияние на рынок корпоративных сетей. Многие промышленные предприятия приостановили развитие своих сетей, однако в III – IV кв. 2009 года спрос начал восстанавливаться. Активно начался диалог с ИТ-директорами предприятий, которые решись на модернизацию ИТ-инфраструктуры, показав своему руководству, что на грамотно выстроенной системе связи можно и нужно экономить.


Вячеслав Курбет, генеральный директор «Синтерра-Урал»: Ключевая тенденция на рынке корпоративных систем связи – «смещение» функций, связанных с управлением оборудованием, в зону ответственности оператора связи, т.н. «облачная инфраструктура». Клиент приобретает услугу, а не оборудование. Растет спрос на аренду, а не создание за счет собственных CAPEX-ов, корпоративных систем связи, что позволят ИТ- департаментам заказчиков эффективно управлять операционным затратами на коммуникации.


Андрей Лучкив, генеральный директор, ООО НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ»: Сети связи в 2008 г. на наш взгляд активно развивались, нормальной была ситуация на рынке, а в 2009 г. было существенное снижение. Возможно, это отражение кризиса, возможно какие-то другие нюансы, но мы и многие наши партнеры ощутили на себе снижение спроса на системы связи и 2009 г. старались пережить с тем, что уже есть, не развивая ничего нового.


Олег Куц, генеральный директор, «СТЭК.КОМ»: Рынок корпоративных систем связи в 2009г замедлил рост, это связано с экономической ситуацией, большинство компаний отложило инвестиции на более поздний период, совершались только самые необходимые покупки. Изменения спроса не сильно зависело от размеров компаний или их географического положения, наибольшее влияние оказывала отрасль в которой работала компания: например финансовый сектор заморозил проекты, а компании ТЭК скорректировали свои планы в гораздо меньшем объеме.


Виталий Крамарь, директор "Телепорт-Сервис": «Телепорт-Сервис», как оператор связи, отметил изменение состава запросов в увеличении потребности клиентов в дополнительных сервисах в совокупности с потребностью в каналах и телефонии. Растет интерес к видеоконференцсвязи, причем в самых различных сочетаниях, от организации междугородних каналов c QoS для видеосвязи до мероприятий на специально оборудованных площадках в сочетании с вебинарами для всех участников, кому необходим персональный доступ. Соответственно рост посльзовательского интереса в таких дополнительных сервисах автоматически порождает рост трафика, что выгодно операторам. Интерес малых компаний по-прежнему сосредоточен в базовых коммуникационных сервисах. Со стороны крупных корпоративных клиентов появился спрос на организацию телевещания, как правило, на базе IP-TV для внутрикорпоративного обучения, конференций, выступлений руководства.


Валерий Лошкарев, начальник отдела мультимедийных и голосовых систем связи, «Корпорация «ЮНИ»: Кризис сократил темпы продаж телекоммуникационного оборудования  в  сегментах Enterprise и SMB. Учитывая статистику, до октября 2008 г. на каждые 3 продажи SMB приходилось 1 Enterprise, в период с октября 2008 г. эта тенденция сдвинулась к пропорции 10 к 1. Уровень продаж снизился почти в 2 раза. Из возможных факторов снижения уровня продаж можно назвать отсутствие ликвидности на рынке и уменьшение количества потенциальных покупателей, осторожность со стороны операторов и дилеров в связи с общим ухудшением дел в экономике, ослабление позиций мировых производителей  телекоммуникационного оборудования вследствие мирового кризиса и т.д. В центральном регионе предпочтение отдается оборудованию с VoIP технологиями, с поддержкой видеоконференций и приложениями для обработки вызовов (контакт-центры, голосовая почта и т.д.). Из регионов не часто приходят запросы на VoIP, тенденция использовать TDM решения сохраняется. Это можно объяснить неготовностью вкладывать средства в реорганизацию сетей и отсутствием должной информации о современном оборудовании.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!