Rambler's Top100
Статьи
Евгения ВОЛЫНКИНА  09 июня 2010

Александр Скуснов («ИМАГ»): «Производители начали больше думать над полезностью новых решений, чем над их имиджевой составляющей»

До кризиса многие госструктуры и коммерческие компании внедряли в своих корпоративных системах связи IP-телефонию, унифицированные коммуникации, ВКС-системы, не особо беспокоясь об окупаемости этих проектов. Теперь бюджеты сократились, заказчики более вдумчиво считают деньги, а конкуренция среди поставщиков обострилась. Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №5`2010, «Связь на работе: от телефона к TelePresence». Часть 7.

 

«ИКС»: Каковы ваши прогнозы развития ситуации на российском рынке корпоративных коммуникаций в ближайшие год-два?

 

Леонид Гуштуров, генеральный директор «КОМКОР» (торговая марка «АКАДО Телеком»): Развитие рынка корпоративных коммуникаций напрямую будет зависеть от состояния российской экономики. Но в любом случае мы прогнозируем рост конкуренции среди провайдеров решений и услуг. Будет происходить дальнейшее расслоение и сегментирование рынка – основную его долю займут несколько компаний-лидеров, остальные будут вынуждены искать отдельные ниши (по территориальному признаку либо по группам клиентов). Спрос на создание корпоративных коммуникационных систем также будет расти – вместе с ростом роли ИКТ в деятельности предприятий.


Александр Скуснов, директор по методической работе ГК «ИМАГ»: Цены на корпоративные решения продолжат снижаться, это общемировая тенденция. Производители уже начали больше думать над полезностью новых решений, чем над их имиджевой составляющей. В результате станет больше новых интересных с точки зрения функционала продуктов за разумные деньги. Кризис заставил многих потребителей обратиться в сторону производителей, делающих упор на сочетание «цена-качество». В результате вендоры, которые раньше находились в тени гигантов рынка, сегодня имеют все шансы заметно расширить ряды своих клиентов. Именно это мы наблюдали в течение всего 2009 г.


Руди Вальдман, директор по продажам и маркетингу в РФ и СНГ, Tadiran Telecom: Одна из основных тенденций корпоративного рынка в ближайшие годы — построение гетерогенных сетей, позволяющих не привязываться к одному производителю, а брать у каждого его лучший продукт. Это говорит о том, что конкуренция станет еще острее, спрос будет неуклонно расти, а ценам придется стать лояльными.


Роман Шишкин, директор по развитию и новым продуктам, ЗАО «Сетьтелеком»: В настоящий момент формируется новая государственная политика на рынке телекоммуникаций, которая может увеличить вес государственных компаний, что приведет к укрупнению частных операторов. Неопределенность с вектором развития и последствия экономического кризиса приведут к ограничению инвестиций операторов во внедрение новых технологий, а значит через 2 года технологический ландшафт, конкуренция и уровень цен практически не изменятся. Если говорить о производителях оборудования, то последний кризис изрядно подкосил крупных и известных западных производителей. Уже сегодня государственные структуры и малый бизнес предпочитают работать с китайскими (корейскими) поставщиками. За два года у китайцев получится отвоевать серьезную часть корпоративного рынка, что приведет к снижению средней стоимости телекоммуникационного оборудования в этом секторе.


Татьяна Пудова, заместитель директора по маркетингу, «ZyXEL Россия»: Быстрой реанимации не будет. Не будет и скорого возврата к докризисным темпам роста и объемам продаж. Одно из очевидных изменений — резкий рост конкуренции, что в целом для рынка позитивно. Увесистых «рыб» (проектов) стало значительно меньше, а количество «рыболовов» (игроков на рынке) почти не изменилось. Теперь даже крупным игрокам приходится бороться за проекты, ранее считавшиеся малобюджетными. К сожалению, некоторые не гнушаются применять и «запрещенные приемы», такие как демпинг, что явно не способствует оздоровлению рынка. Конечно, не упадет спрос на комплексные решения, оптимизирующие расходы на поддержание и развитие инфраструктуры сетей предприятий, на решения защиты корпоративных сетей. Что касается ценовой политики рынка, то она в большой степени будет зависеть от политики государства в отношении поставщиков и производителей оборудования.



Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco: Рост голосового трафика является довольно хорошо прогнозируемой величиной. Сложнее ситуация обстоит с методами и путями его прохождения.  Традиционные операторы заявляют о снижении темпов роста  трафика, а некоторые даже о падении объемов. Однако по некоторым оценкам, доля Skype в мире составляет от 8% до 12% от всего международного трафика. И эта доля растет. Есть анализы и прогнозы, говорящие о том, что все больше компаний стали использовать собственные корпоративные сети передачи данных для общения между офисами. Таким образом, люди не стали меньше общаться. Трафик просто планомерно перетекает в мир IP. Что касается продаж решений, то спрос уже выравнивается и его рост выйдет на докризисный уровень приблизительно через 1,5 года. Это в среднем по всем решениям. Решения, которые в явном виде позволяют экономить и повышать эффективность практически не почувствовали на себе влияние кризиса, за исключением небольшого провала на несколько месяцев.


Евгений Атаманчук, IT директор, Oyster Telecom: Что будет с ценами на оборудование сложно сказать - после сокращений в кризис вряд ли они будут сильно падать или расти. Скорее всего, будет наблюдаться постепенный плавный рост, связанный скорее с инфляцией, чем с какими-то кардинальными изменениями рынка. А вот конкуренция однозначно будет усиливаться, даже учитывая то, что с приходом новых стандартов связи некоторые операторы просто вымрут или будут поглощены более крупными игроками. Это приведёт к повышению качества и развитию новых сервисов.


Андрей Свириденко, председатель правления группы компаний SPIRIT: В ближайшие годы основными драйверами роста проникновения IP-телефонии в корпоративном секторе станут не только прямые (сокращение расходов на дальнюю связь), но и косвенные экономические выгоды, например, связанные с ростом производительности труда при внедрении современных средств коммуникаций. В сфере малого бизнеса и в компаниях, где нет строгих требований к информационной безопасности, вероятнее всего, продолжится активное использование Skype, Sipnet и подобных программ, тогда как более серьезным заказчикам потребуются "закрытые" внутрикорпоративные решения. В этом направлении ожидается рост числа проектов по внедрению систем унифицированных коммуникаций (UC) от ведущих вендоров.

Развитие видеоконференцсвязи пойдет по всем направлениям: от систем ВКС на базе PC до серьезных аппаратных платформ. Крупные вендоры продолжат укрепление на корпоративном рынке, будут пытаться захватить сектор SMB, который ввиду ценовых ограничений пока не готов приобретать дорогие системы и скорее будет ожидать появления новых софтверных продуктов, которые смогут двигать ВКС в массы. Среди физических лиц пока преобладает Skype, но видео проникает и туда, пользователи привыкают к общению и начинают требовать качества.


В ближайшие годы, по мере роста проникновения широкополосного доступа, в России продолжится заметный рост трафика VoIP, который постепенно будет занимать все большую и большую долю в трафике традиционной дальней связи. При этом активность будет наблюдаться как со стороны частного, так и корпоративного сектора. По мере того как индивидуальные и корпоративные пользователи осознают тот факт, что качество голоса в IP-телефонии может быть лучше, чем в традиционной телефонии, все большее число таких пользователей будет склоняться в пользу IP-коммуникаций. Росту популярности VoIP будет способствовать увеличение количества моделей абонентских устройств, в частности, относительно недорогих SIP-телефонов, а также расширение и усовершенствование новых сервисов, маркетинговые акции и пр.


При этом сама по себе телефония уже не удовлетворяет потребность заказчика в эффективной коммуникации. При этом очевидна потребность рынка в продукте видеоконференций – недорогом, масштабируемом, обеспечивающем достойное качество связи, и мультимодальном – не просто телефон и не просто видеоконференция, но еще и работа с документами и совместная работа. И  Skype не может удовлетворить эти потребности, тем более в сегменте корпоративных коммуникаций, где клиент готов платить в первую очередь за качество, оперативность и безопасность связи. 


Николай Окладников, заместитель директора Центра сетевых решений, “Инфосистемы Джет”: Спрос будет медленно восстанавливаться, конкуренция по-прежнему будет очень острой, но цены на оборудование вряд ли сильно изменятся.


Андрей Касьяненко, заместитель генерального директора телекоммуникационной компании «Караван»: По нашим оценкам на российском рынке корпоративных коммуникаций в ближайшие годы будет повышаться уровень конкуренции,  ожидается увеличение спроса, падение стоимости услуг.


Ирина Новожилова, руководитель отдела аналитического маркетинга, ОАО «РТКомм.РУ»: Перспективы на ближайшие год-два вполне понятные, рост числа подключений к интернету в регионах будет продолжаться, соответственно количество новых пользователей будет возрастать а, значит, будет ощущаться потребность в новых магистральных каналах и/или более интенсивном использовании существующих каналов; в более экономичных сетевых решениях для небольших предприятий и частных лиц, а это уже область массового аутсорсинга (виртуальных рабочих мест, виртуальных серверов, распределенных решений и пр.), то есть возрастет потребность в дата-центрах, и главное, в новых сервисах в них.



Сергей Алимбеков, директор по продажам компании «Синтерра»: Рынок, бесспорно, будет расти, также как и конкурентная среда. Это будет способствовать дальнейшему снижению стоимости услуг, а, следовательно, будет снижаться технологический порог внедрения сервисов. На своем опыте прошлого года мы можем сказать, что одним из решающих факторов в борьбе за крупных клиентов станет возможность оператора предложить единое ценовое решение для всех точек корпоративной сети по всей России.


Олег Куц, генеральный директор компании «СТЭК.КОМ»: Экономический кризис, в ближайшее год-два все еще будет оказывать остаточное влияние на этот сегмент рынка. Рынок будет расти, но не высокими темпами, спрос будет восстанавливаться постепенно.



Андрей Шведов, системный инженер, ООО "Фирма "Телесофт": Отечественный рынок уже давно поделен между крупными игроками в этой отрасли, поэтому новичкам трудно пробиться и занять какую то серьезную его долю. Возможно, шанс есть у компаний с узкоспециальной направленностью, которые могут занять свое нишевое положение на рынке. Мировой финансовый кризис безусловно подорвал спрос в этом сегменте рынка. Ожидать увеличения спроса не стоит в ближайшее время.


Валерий Лошкарев, начальник отдела мультимедийных и голосовых систем связи, “Корпорация “ЮНИ”: На мировом рынке в настоящее время очевидна тенденция к объединению компаний-производителей оборудования для возможности консолидировать капиталы и производства, захватить сегменты рынков конкурентов. На российском рынке, по всей видимости, это отзовется стабилизацией цен на производимое оборудование обоих концернов и заставит компании-партнеры более активно отстаивать свои позиции на рынке, искать новые возможности для увеличения продаж, увеличивая расходы на маркетинг и обучение своих специалистов новым продуктам. Будут ли данные факты на руку потенциальным заказчикам? На мой взгляд, игроки на рынке, готовые к дополнительным расходам, вряд ли будут опускаться ниже определенного критического уровня в оценке стоимости своих решений. Сейчас немаловажными критериями являются репутация и правильная политика компании к своим настоящим и потенциальным клиентам.


Наталия Дьяконова, руководитель департамента телекоммуникаций компании КРОК: Конкуренция в кризис традиционно растет. Думаю, что на рынке будет появляться новое более доступное оборудование. Технологии уже сделали какой-то скачок, и качественного прорыва в ближайшие два года вряд ли стоит ожидать: будет поступательный рост с постепенным добавлением функций. Востребованность IP-технологий и унифицированных коммуникаций будет расти. Как только заказчики поймут что будущее существует, и существует не только на ближайшие 2-3 месяца, так сразу же востребованность этих проектов возрастет, и появятся более “длинные” и серьезные проекты. Полагаю, что ситуация на рынке будет развиваться оптимистично, но не очень быстро, и в ближайший год рост рынка будет небольшим - порядка 10%.


Андрей Лучкив, генеральный директор ООО НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ»: Я думаю, что на ближайший год или два наиболее актуальными будут гибридные системы, поддерживающие и TDM- и IP-технологии, и очень надеюсь что доля российских производителей,  которые являются очень гибкими и надежными партнерами, на этом рынке увеличится.

 


Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!