Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2010
Александра КРЫЛОВА  15 июня 2010

Электронное правительство без граждан?

Электронное правительство создается, конечно, в интересах граждан. Но и государство от его внедрения получает свои дивиденды – возможность переоценить, переосмыслить и наконец оптимизировать свои деловые процессы. Вот почему обсуждение трудных вопросов, возникающих в ходе этого проекта национального масштаба, идет сегодня часто и на разных уровнях.

В электронном правительстве выделяют пять компонентов. Первый – это внутриведомственная автоматизация (внедрение систем электронного документооборота, автоматизации бизнес-процессов и поддержки принятия решений). Второй – внедрение межведомственного электронного документооборота. Третий – автоматизация взаимодействия по всей вертикали власти: федеральный орган – региональный – муниципальный. Четвертый компонент – это предоставление государством электронных услуг юридическим лицам, а пятый – гражданам.

И. Пономарев: «Пока мы находимся на уровне e-government 0.0»«Эффективность электронного правительства сегодня связывают с последним компонентом, – отметил И. Пономарев , депутат Государственной Думы, выступая на конференции «Современные технологии государственного управления. Электронное правительство 2010», – но мы понимаем, что гораздо больший экономический эффект принесут автоматизация G2G-взаимодействия и внедрение межведомственного электронного документооборота».

Однако пока эти процессы, о которых в России говорится много и не первый год, не сдвинулись с места. Ни единых технологических подходов к организации обмена информацией между ведомствами, ни механизмов взаимодействия по той самой вертикали власти до сих пор не выработано.

Отсутствует и позиция правительства по законопроекту «Об электронном документе», без которого внедрять электронное правительство весьма затруднительно и который является базовым законопроектом при внедрении электронного документооборота. Кроме того, не изменен пока закон «Об электронной цифровой подписи», не ведется работа над законопроектом «О едином государственном реестре населения».

Депутат четко выразил свою позицию: необходим надведомственный орган, наделенный полномочиями по установлению единых для всей страны стандартов обмена данными, которые определяли бы, как строится электронное правительство. Регулятор должен сосредоточиться на подготовке нормативного обеспечения этого процесса. Федеральное агентство «Росинформтехнологии» могло бы взять на себя роль господрядчика электронных услуг, критичных для органов государственной власти. А компания «Ростелеком» должна оперировать телекоммуникационной инфраструктурой, а не определять идеологию информационного общества и электронного правительства.

Каким будет такое общество, должны определять граждане, миллионы которых еще предстоит привлечь к поиску ответа на этот вопрос. Можно ли сегодня говорить о существовании единой государственной политики по привлечению граждан к построению информационного общества? Увы, считает А. Айгистов (РАРИО), есть только ее зачатки. Между тем обеспечить доступ граждан к электронным государственным услугам не значит убедить их таковыми пользоваться. 

По данным ВЦИОМ, примерно 50 млн человек в нашей стране пользуются государственными электронными услугами. Иными словами, 70 млн россиян в возрасте от 8–10 и до 70–75 лет сегодня не могут обратиться к порталу www.gosuslugi.ru по причине компьютерной безграмотности.

Формированием спроса на электронные государственные услуги должны заниматься и Минкомсвязи РФ, и органы власти субъектов РФ, и общественные организации. Нужны социальная реклама, открытие курсов по работе с компьютером и многое другое. В противном случае средства, направляемые ведомством, например, на установку так называемых инфоматов в российских городах (цена одного такого устройства – до 400 тыс. руб.), будут потрачены впустую.

Есть опасения, что в ходе ведомственной вертикальной информатизации такая позиция у государства уже выработалась. Например, в ходе компьютеризации сферы здравоохранения М. Эльянов (АРМИТ) отмечал полное отсутствие у госзаказчика понимания того, что он хочет. Компьютеров в медицинских учреждениях сегодня уже немало, но служат они в основном для сбора статистики и взаиморасчетов. И лишь 14–17% всего компьютерного парка используется для обеспечения лечебной деятельности врачей.

«Текущее состояние парка компьютерных систем в здравоохранении, – утверждает эксперт, – напоминает конструктор Lego. Разработано огромное количество блоков и модулей, однако системы сопряжения их в единое целое, протоколов и стандартов для такого сопряжения пока нет». 

Таким образом, информационному обществу в целом и электронному правительству в частности нужно еще многое: и нормативная поддержка, и единые стандарты обмена информацией, и готовность рядовых граждан.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!