Rambler's Top100
Статьи ИКС № 06 2010
Александра КРЫЛОВА  15 июня 2010

e-правительству требуются стандарты

Поучаствовать в создании электронного правительства с недавних пор стремятся многие российские ИТ-компании. И спрос на их идеи часто находится – в регионах, которые по степени вовлеченности в решение этой задачи сегодня опережают федеральные ведомства.

С. Асланян, президент «Ситроникса» (справа), знакомит руководителя аппарата Правительства РФ С. Собянина с деталями проектаКонцерн «Ситроникс» представлял на «Связь-Экспокомме» результаты реализации первой очереди проекта электронного правительства Республики Башкортостан, стартовавшего в сентябре 2009 г. К этому моменту в Башкортостане был создан хороший задел в области информатизации: организован региональный удостоверяющий центр, во всех министерствах и ведомствах внедрены системы внутреннего электронного документооборота, правительство утвердило регламенты оказания государственных услуг населению. Кроме того, банк «Уралсиб» уже вел в регионе проект «Социальная карта жителя Башкортостана». Все эти наработки стали фундаментом, на котором специалисты компании «Ситроникс Башкортостан» начали строить систему e-правительства республики.

В рамках первой очереди проекта была реализована система юридически значимого межведомственного и внутриведомственного электронного документооборота с поддержкой электронной цифровой подписи, в основе которой лежит платформа IBM FileNet. В результате было создано высокотехнологичное тиражирумое решение.

Важным шагом стала разработка автоматизированных рабочих мест премьер-министра Республики Башкортостан и членов кабинета министров. С помощью АРМ, созданных на платформе IBM FileNet, можно выносить как графические, так и аудиорезолюции, которые дополнительно подкрепляются сертификатами ЭЦП. И сегодня руководство Башкортостана активно использует эти АРМ.

Чтобы наглядно продемонстрировать возможности системы, было принято решение о переводе в электронный формат двух государственных услуг IV уровня. Согласно распоряжению правительства, на этом этапе заявителям обеспечивается возможность с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) отслеживать ход предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции.

В качестве пилотных услуг специалисты выбрали те, регламент оказания которых был детально проработан: «Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья», а также «Субсидии участникам республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Для их перевода в электронный формат были организованы АРМ сотрудников практически в каждом из 200 муниципалитетов Республики Башкортостан, а также специалистов министерств, участвующих в процессе их оказания, контролеров процессов и администраторов системы.

Чтобы гражданин мог отслеживать статус запрошенной им услуги, разработан прототип регионального портала госуслуг. Пройдя авторизацию (путем ввода номера социальной карты), в личном кабинете на этом ресурсе граждане смогут увидеть весь перечень заказанных ими электронных услуг, а также определить, на каком этапе в данный момент находится заказ.

На выставке «Связь-Экспокомм» демонстрировался рабочий прототип этого веб-ресурса, который  специалисты «Ситроникс Башкортостан» будут внедрять на втором этапе проекта «Электронное правительство» в республике. На портале жителям Башкортостана будут доступны электронные государственные услуги регионального уровня. Сейчас реестр таких электронных госуслуг находится в стадии формирования.

Несмотря на отсутствие единых справочников и классификаторов в организационно-распорядительном и в межведомственном документообороте, а также единых российских стандартов, что существенно затрудняет создание интегрированных информационных систем, у концерна «Ситроникс» есть планы интеграции портала государственных услуг Республики Башкортостан с федеральным ресурсом www.gosuslugi.ru. Совместная работа со специалистами ОАО «Ростелеком» уже началась.

Компания «АйТи» тоже демонстрировала на выставке «Связь-Экспокомм-2010» свои решения и услуги в области создания комплексных информационных систем для органов государственной власти, которая входит в число приоритетных направлений бизнеса интегратора. Одним из основных экспонатов стала система электронного документооборота «БОСС-Референт 4J», реализованная на основе СПО.

Кроме того, на стенде «АйТи» можно было познакомиться с рядом решений, внедрение которых позволяет перевести в электронный вид различные формы взаимодействия госорганов и граждан. В их числе – автоматизированная система прохождения государственного техосмотра автомобиля, система безбумажного обслуживания населения, интегрированное решение для служб технической поддержки на основе СПО (разработка компании «ПингВин Софтвер», входящей в ГК «АйТи»).

Компания также представляла группу решений для создания централизованных хранилищ данных и интегрированных бизнес-приложений на основе IBM FileNet. В последнее время подобные решения становятся все более актуальными, поскольку они существенно повышают производительность работы бизнес-приложений и обеспечивают управление неструктурированной информацией.

Для ускорения обработки мощных потоков информации, поступающих в органы госвласти из разных источников, а следовательно, и качества принимаемых по ним решений, специалисты компании «Информсвязь» разработали концепцию и комплекс технических решений «Система распределенных ситуационных диспетчерских центров». Эта система, познакомиться с которой можно было на выставке «Связь-Экспокомм», предназначена для федеральных и региональных органов власти, силовых структур, отраслевых ведомств, которым она позволяет вести мониторинг объекта управления, оперативно принимать решения, управлять ликвидацией чрезвычайных и кризисных ситуаций, руководить сложными производственными мероприятиями и т.д. В составе этого комплексного решения предлагаются как стационарные ситуационные центры, так и мобильные пункты управления.

А «ЦентрТелекомСервис» (агент «Ростелекома» по внедрению элементов программы электронного правительства в ЦФО) представил программно-технический комплекс для автоматизации процессов оказания государственных услуг органами исполнительной власти регионов и региональными организациями, а также действовавший в дни выставки Центр общественного доступа (информационный киоск), где можно было, в частности, подать заявку и распечатать документы по ряду госуслуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!