Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 06 2010
Лилия ПАВЛОВА  15 июня 2010

Трансформация бизнеса

Лет пять назад в доходах традиционных операторов новые услуги были скромным ручейком «шириной» в несколько процентов. Трансформация бизнеса происходит на наших глазах: сегодня днем с огнем не сыщешь «телефониста», который не зарабатывал бы хороших денег на доступе в Интернет.

Традиционные операторы связи стремятся превратить «широкую полосу» в полноводную реку доходов, и это им вполне удается: по данным «Связьинвеста», доля новых услуг в доходах МРК в 2009 г. составила 21%. А традиционное проводное радио, ступив в эту воду, и вовсе реинкарнируется в виде интернет-радиотрансляций.

ШПД, локомотив трансформации

«Все мы понимаем, что традиционные услуги связи отступают перед ШПД, в том числе и голосовая связь, – признал В. Мартиросян, генеральный директор ОАО  «ЦентрТелеком», на семинаре для корпоративных клиентов, организованном в рамках деловой программы «Связь-Экспокомма». – И если у нас около 7 млн линий организовано для подключения традиционной голосовой связи, то и с ШПД нам надо стремиться именно к этой цифре».

Утопия? Но, по данным В. Мартиросяна, «ЦентрТелеком» подключает по 35–40 тыс. новых абонентов Domolink, и к концу этого года, по прогнозам компании, их будет 1,8 млн. Сейчас у компании больше 1,3 млн абонентов ШПД, из них около 6 тыс. – подписчики услуги IPTV, которую «ЦентрТелеком» запустил в эксплуатацию в прошлом году во всех 17 регионах ЦФО (к концу этого года, по мнению В. Мартиросяна, абонентская база IPTV вырастет до 40 тыс.). Доходы компании от услуг передачи данных и доступа в Интернет в 2009 г. превысили 6 млрд рублей, что составило 16,62% в общей копилке. Но главная трансформация бизнеса рассчитана на ближайшую пятилетку: одной из стратегических целей программы развития компании на 2010–2014 гг. обозначено качественное изменение доходной базы за счет увеличения доли новых услуг к 2014 г. до 37,9%. При этом «ЦентрТелеком» нацелен потеснить конкурентов-«альтернативщиков» в корпоративном сегменте рынка, вклад доходов от которого планируется к тому же 2014 г. довести до 33,8%.

Экспансия в корпоративный сектор опирается как на предложение бизнесу готовых решений на базе межрегиональной мультисервисной сети компании с акцентом на развитие систем передачи данных и пакеты услуг, так и на реорганизованную систему продаж и обслуживания, «заточенную» под маркетинг и развитие бизнеса. Что немаловажно, исторически закрытый для «ЦентрТелекома» столичный рынок стал наконец доступен компании: в 2009 г. ее специалисты разработали новые технологические схемы организации каналов между штаб-квартирами корпоративных клиентов в Москве и их региональными подразделениями с использованием сетевой инфраструктуры 100%-ной «дочки» – ОАО «РТС» (торговая марка «Роснет»). В результате, если в 2007 г. в активе компании насчитывалось всего лишь 20 проектов для бизнес-структур, то в 2009 г. их было уже около 250, а только в первом квартале этого года – более 200. Так что планы «ЦентрТелекома» на ближайшую пятилетку вполне реальны, тем более что на массовый сегмент столичного рынка ШПД этот оператор как будто не претендует – накал конкуренции здесь и так зашкаливает.

В московском массовом секторе ШПД давно и прочно обосновались «Комстар-ОТС», «АКАДО-Столица», «ВымпелКом» («Корбина Телеком»), Qwerty, NetByNet. Миграция абонентов в «большой пятерке» происходила в последние два года за счет активности МГТС, в 2008–2009 гг. подключившей к Интернету более 250 тыс. абонентов. А главная трансформация бизнеса этого традиционно телефонного оператора (и очередной передел рынка) ожидается в ближайшие три года, когда на сети будет внедрена технология IMS, которая вместе с телефоном приведет в квартиры москвичей и ШПД (см. «ИКС» №5‘2010, с. 70–71). Казалось бы, какие еще могут быть неожиданности на столь окученном поле с проникновением до 70%?..

Интернет, путь реинкарнации

Проект МГРС «Социальная розетка» долго оставался на периферии общественного телеком-сознания: радиотрансляционная сеть уж совсем не ассоциировалась с операторским бизнесом. Между тем, в конце 2009 г. заработала опытная зона (несколько новостроек в Москве, в районе Кунцево), а в мае этого года МГРС объявила открытый конкурс на подготовку структурного проекта для сетей ШПД в рамках «Социальной розетки». По данным компании, строительство сети должно начаться в IV квартале 2010 г., завершение работ – в IV квартале 2012 г.

В этом проекте МГРС не планирует быть провайдером ШПД, «последняя миля» останется за партнером-оператором, однако сама по себе возможность привести Интернет в квартиры по радиотрансляционной сети породила идею интернет-радиовещания – и в мае этого года стартовал проект «Общенациональная Интернет-радиотрансляция», базовым ресурсом которого стал портал «МГРС-Радио». Его запуск был приурочен ко Дню радио, и сейчас на портале ведется трансляция в режиме онлайн программ российских и зарубежных радиостанций, оказываются услуги организациям по формированию собственных интернет-радиоканалов, предоставляется доступ к аудиовизуальным материалам, сервисным бесплатным программам, обеспечивающим доступ к любимым радиопередачам с компьютера или мобильного телефона пользователя, а также другие сервисы. Кроме того, с портала можно перейти в Интернет-магазин  «Радиолюбитель.ру», являющийся составной частью проекта и представляющий собой площадку для общения и взаимодействия отечественных поставщиков радиотехнического оборудования и услуг с различными категориями заказчиков.

Контентная часть проекта – тематический портал «Православное радио», представляющий крупнейшую в Интернете коллекцию аудиоматериалов РПЦ. Как сообщил Е. Козлов, директор департамента информации и корпоративных коммуникаций ФГУП МГРС, в рамках проекта «Общенациональная Интернет-радиотрансляция» планируется дальнейший запуск тематических ресурсов, которые будут на постоянной основе пополняться новыми клиентоориентированными сервисами. При этом инициаторы проекта намерены возродить культурно-просветительские и образовательные традиции отечественного радиовещания, организовав интернет-радиоканалы, по которым будут транслироваться архивные радиопередачи: литературные чтения, радиоспектакли, образовательные программы для детей. «Основное наше направление – использование советского наследия, его систематизация и трансляция в Интернете, – заметил Е. Козлов. – Ради этого мы и начинали проект, это основная наша цель. Что касается коммерческих предложений, то они тоже будут, но для нас они имеют второстепенное значение».

Какое же отношение имеет к интернет-радиотрансляции «Социальная розетка»?  «До того, как появилась «Социальная розетка», не было уверенности, что нынешняя аудитория МГРС сможет приобщиться к интернет-радиотрансляциям, – пояснил Е. Козлов. – Для людей пенсионного возраста компьютер и Интернет – понятия сложные. Но в доме, где будет установлена «соцрозетка», автоматически появляется доступ в Интернет – а для интернет-радиовещания компьютер не нужен, достаточно иметь специальный приемник, доступный по цене каждому».

Предсерийный образец первого отечественного интернет-радиоприемника, разработанного ЗАО «Агентство Интернет-радиотрансляции» (АИРТ), был представлен здесь же, на выставке. По словам С. Смолина, генерального директора АИРТ, его функционал обеспечивает слушателям качественно новый уровень сервисов, причем радиоприемник прост в эксплуатации – каналы переключаются нажатием кнопки. «В серийном изготовлении, я думаю, нам удастся вывести приемник на себестоимость – 1500 рублей, – заметил С. Смолин. – У иностранных же аналогов цены на порядок выше, к тому же они привязаны к зарубежным радиопорталам. Наш приемник имеет очень понятный интерфейс для настройки и, самое главное, он дуален, т. е. имеет функции как эфирных, так и интернет-радиостанций».

Еще одна «родовая» особенность отечественного радиоприемника – наличие кнопки оповещения о чрезвычайной ситуации. «Одной из основных функций МГРС является оповещение, – пояснил Е. Козлов. – Поэтому, давая задание на разработку такого радиоприемника, мы не могли об этой функции забыть». Зарегистрировавшись на портале «МГРС-Радио», к которому привязано интернет-радиовещание, пользователь в случае чрезвычайной ситуации получит информацию МЧС.

Помимо приемника, АИРТ разработало приложения для ПК и мобильного телефона, благодаря которым пользователь имеет возможность прослушивать все аудиоматериалы и радиотрансляции по компьютеру и телефону через портал «МГРС-Радио».

Кстати, там же, на выставке, проект «МГРС-Радио» получил почетный диплом национальной премии «Радиомания 2010» в номинации «За инновации в сфере интернет-радиовещания». По словам организаторов премии (Минкомсвязи России и «МедиаСоюз»), распространение радио в сети Интернет значительно расширяет аудиторию радиослушателей и дает новый импульс развитию отрасли. А также, добавим, ее операторским структурам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!